«Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Степынина Наталья Сергеевна

«Формирование фонематического слуха  у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Часцовская СОШ дошкольное отделение детский сад №43

«Формирование фонематического слуха

у детей дошкольного возраста»

Подготовил:

учитель-логопед

высшей категории

Н.С. Степынина

п. Покровский городок, 2024 г.

Что важно знать о фонематическом слухе?

Здоровый человек от природы обладает слухом — способностью воспринимать окружающие звуки. Каждый человек знает, что такое слух и какое значение он имеет. Но не все знают, что «слухов» у человека несколько.

Существует много классификаций видов слуха, в зависимости от назначения. Мы остановимся на двух классификациях, которые нам ближе всего.

  1. Слух бывает физическим (неречевым) - это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов и фонематическим (речевым) - это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.
  2. Первый – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, хлопанье форточки и т. д.

Второй слух музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.

Третий – речевой, который и содержит в себе тот самый особый фонематический слух. Но для чего же нужен ребёнку этот слух?

Фонематические процессы нужны для полноценного развития речи. К этим процессам относятся:

  • фонематический слух – это врождённая способность. Он является частью физиологического слуха. Выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
  • фонематический слух и фонетический слух совместно (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
  • фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова

Фонематический слух, как способность правильно слышать и узнавать речевые звуки, дается человеку с рождения. Его формирование происходит поэтапно, на базе сохранного физического слуха.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни – уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает своё имя, часто произносимые слова, начинает подражать звукам.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка.

На третьем и четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух как в речи взрослого, так и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

К пятому - шестому году жизни фонематический слух полностью сформирован и наступает этап развития фонематического восприятия - звукового анализа, то есть умения определять последовательность и количество звуков в слове, различать звуки сходные по акустическим признакам. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет в дальнейшем успешно освоить чтение и письмо.

Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

Фонематический слух включает в себя 3 операции:

• способность услышать и определить наличие данного звука в слове;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие – это способность различать и узнавать фонемы родного языка это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова.

Фонематическое восприятие включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Существует понятие как, фонематическая лестница. По ней можно проследить развитие фонематических процессов вне зависимости от возраста ребенка. То есть, согласно определенным навыкам можно определить на каком из описанных этапов имеются трудности у детей. И в соответствии с этим строить индивидуальную работу или коррекцию развития фонематических процессов.

Таким образом, сформированный речевой слух и фонематическое восприятие позволяют:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.

Все вышеперечисленные навыки являются основной для успешного овладения грамотным письмом и чтением.

Несформированность фонематического слуха влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что в впоследствии станет причиной трудностей в обучении письму и чтению.

Научно доказано, что дислексия не связана со снижением интеллекта и недоразвитием речеслухового анализатора.

Однако, если для ребёнка изначально не создаются специально организованные социально-педагогические условия для всестороннего развития, то вторичными нарушениями могут выступать трудности фонетико-фонематического анализа, которые проявляются в стойких ошибках в чтении и письме. Также в работах многих педагогов-дефектологов подчеркивается связь дисграфии с недоразвитием устной речи и фонематического слуха.

Трудности могут возникнуть в следующем:

  • овладении оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
  • соотнесении звука с буквой;
  • синтезе букв в слово.

Частыми являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию; нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом; слияние двух слов в одно, пропуски слов; ошибки в определение ударения, мелодии слова; непонимание прочитанного.

Для того чтобы предотвратить или скорректировать уже возникшие проблемы в письме и чтении, необходимо целенаправленно развивать фонематический слух и совершенствовать фонематическое восприятие.

К решению проблем фонематического восприятия необходимо подходить комплексно. Обладая необходимыми знаниями и создавая правильные развивающие условия, можно оказывать плодотворное воздействие на развитие фонематического анализа и синтеза у ребёнка.

Что же важно знать для построения правильной траектории развития фонематического слуха у ребёнка?

Первоначально необходимо учитывать физиологические особенности восприятия звука, так как в основе любого коррекционно–развивающего воздействия должно стоять понимание того, как работает наш мозг.

Итак. Слуховая модальность самая сложная и разделяется по своим функциям на правополушарную и левополушарную.

Слуховые височные зоны правого полушария - это слух физический. Умение слышать и дифференцировать предметные звуки, звуки природы и высшая форма развития правополушарного слуха – музыкальный слух.

Слуховая модальность левого полушария выполняет другую функцию – на базе сформированного физического слуха развивается слух фонематический - умение различать речевые звуки, понимать слова и далее уже различать звуки речи по тонким акустическим признакам.

Так, знание доминирующего полушария поможет лучше понять особенности поведения ребёнка. Например, ребенок с доминацией правого полушария будет моментально улавливать щебетание птицы за окном и реагировать на любые неречевые звуки, в то время как обращенную к нему речь он словно не слышит. Это происходит не из-за того, что ребёнок осознанно игнорирует вас или просто ленится и не хочет приложить усилия для правильного определения звуков в слове. Нет. Просто фокус внимания его мозговой деятельности направлен в другое русло.

Далее. Если восприятие и анализ слуховой информации идёт в коре больших полушарий, то само распределение импульсов происходит на уровне лимбической системы головного мозга, а именно в таламусе. Здесь поступающие звуковые сигналы анализируются и направляются либо в правое, либо в левое полушарие, в результате чего происходит дифференцировка речевых и неречевых звуков. Соответственно играет роль и скоординированное функционирование подкорковых структур.

Кроме того, важно понимать, что у ребёнка формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа происходит при восприятии устной речи окружающих и одновременно при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами. Если в период раннего развития главенствующую позицию занимает речь окружающих ребёнка взрослых, то в школьном периоде на первый план выходит собственное правильное проговаривание слов. Огромную роль играет как громкое проговаривание слов при их написании, так и чтение текста вслух.

Итак, какие же приёмы в работе по совершенствованию фонематического восприятия будут помощниками?

В первую очередь, работа должна быть направлена на стимуляцию активности левого полушария и восстановление баланса в межполушарном взаимодействии. Сделать это можно посредствам комплекса специальных физических упражнений, развития навыков программирования и контроля.

Также немаловажно нормализовать работу лимбической системы. Здесь стоит обратить внимание на такие моменты, как полноценный сон; нормализация режима жизни с грамотным распределением активных и пассивных видов деятельности. Правильной в данном случае будет физическая активность с перекрестными движениями в работе правой и левой стороны тела - это бег, лыжи, коньки, велосипед; гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.

Чтение вслух – обязательное условие для развития фонематического восприятия для детей школьного возраста. В процессе проговаривания текста вслух работает три вида памяти:

Зрительная память. Ребенок следит глазами за текстом и запоминает то, что видят его глаза.

Моторная память. Когда ребенок читает вслух, он артикулирует, а значит, происходит запоминание на уровне мышечной памяти, что произносят его губы.

Третьим видом является слуховая память. Уши слышат то, что произносится вслух при чтении, и услышанная речь в сочетании с другими видами памяти усваивается намного лучше.

Вот почему в процессе обучения для устойчивого запоминания новой информации важно читать вслух. Прекрасным упражнением на развитие фонематического слуха является также семейное чтение по ролям.

Существуют определенные правила чтения вслух:

  • читать надо не торопясь, в оптимальном для себя спокойном темпе;
  • слова чётко проговаривать;
  • читать выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами);
  • артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их характером.

Таким образом, чтение вслух способствует улучшению дикции, выразительности голоса, правильности речи и развивает остроту фонематического слуха.

Конечно же, в головном мозге все взаимосвязано и невозможно формировать определенный навык изолировано. Письмо и чтение представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. И только оказывая комплексное воздействие на мозговую деятельность и учитывая логопедические, дефектологические и нейропсихологические аспекты можно добиться в значительной степени лучших результатов в преодолении трудностей освоения чтения и письма, вызванных недостаточностью в формировании фонематического слуха.

Даже если ребёнок говорит чисто и правильно, это не свидетельство развитого фонематического слуха.

Если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо учился в школе, грамотно писал — обязательно развивайте его фонематический слух.

«Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста

Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Развитие фонематических функций детей дошкольного возраста с применением ИКТ технологий.

Наиболее эффективным в корректировке фонематических функций является применение интерактивных технологий (ИКТ) и в частности Mimio-игр. Образование с применением Mimio становится более качественным, и...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОНР.

Методическая разработка содержит ряд игр, направленных на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....