Консультация для педагогов "Образовательная среда для детей с ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике

Описание отклонений у детей с зпр таких функций и навыков как: 

1. Восприятие.

2. Память.

3. Мелкая моторика и речь.

4. Коммуникативные навыки.  

Описание организации образовательной среды и окружающего пространства для таких детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_sreda_dlya_detey_s_zpr.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация образовательной среды для детей с задержкой психического развития » (консультация для педагогов) Видное, 2024 Муниципальное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа № 7 Здание по адресу: 142171, Ленинский г.о ., г. Видное, Жуковский проезд, д. 35

Слайд 2

В поведении и эмоциях у детей с ЗПР проявляются черты, характерные для более младшего возраста. В этих случаях принято говорить о «незрелости» ребенка, которая в младшем школьном возрасте выражается в нестабильных эмоциях, неспособности к волевому усилию, трудностях регулирования своего поведения при соблюдении правил и норм, преобладании игровых интересов над учебными, невозможности организации учебной работы без контроля со стороны взрослого. Темп деятельности у 7 детей с ЗПР чаще пониженный, им требуется дополнительное время при ответе, для восприятия и переработки информации, выполнения задания. Затрудняют процесс обучения у детей с ЗПР особенности мотивационной сферы. У них долгое время преобладают игровые интересы. Они редко проявляют познавательный интерес, не стремятся улучшить свой результат и осмыслить задание, понять причины ошибок. Снижение познавательной активности приводит к тому, что ребенок мало любознателен, не стремится узнать новое.

Слайд 3

Познавательная сфера у детей с ЗПР ВНИМАНИЕ У детей с ЗПР внимание неустойчивое, быстро отвлекаемое, дети часто не могут сосредоточиться, если есть внешние раздражители, например, речь или посторонний звук. Дети с ЗПР не могут удерживать в поле внимания несколько объектов одновременно, что указывает на снижение его объема. Также они затрудняются распределять свое внимание и переключать его.

Слайд 4

Восприятие Восприятие детей с ЗПР недостаточно и не обеспечивает полноту информации. Даже если дети не имеют нарушений со стороны зрительной или слуховой системы. Дети могут затрудняться в распознавании предмета, который расположен в непривычном ракурсе, могут не узнать предмет по его части. Детям нужно более длительное время для восприятия и переработки информации, построения целостного образа. Недостатки в восприятии приводят к тому, что ребенок может не замечать часть из того, что демонстрирует ему воспитатель, фрагментарно воспринимать окружающий мир, не иметь целостности представлений и образов.

Слайд 5

память Дети с ЗПР слабо запоминают материал, нуждаются в многократном его повторении и закреплении. Отмечается неточность его сохранения и воспроизведения. Им либо трудно пересказать то, что они уже запомнили, либо они начинают добавлять свои слова. Продуктивность запоминания может снижаться по причине недостаточно устойчивого внимания, из-за того, что дети часто отвлекаются во время заучивания. Особенностью памяти детей с ЗПР является то, что наглядно подкрепленный материал они запоминают гораздо лучше, чем тот же по содержанию в словесной форме.

Слайд 6

Мелкая моторика и речь Для моторики характерна недостаточная скоординированность движений и прочность межанализаторных связей. Отмечается также замедленность становления моторных функций мелкой моторики, что негативно сказывается на формирование навыка письма, затрудняет графомоторные функции. У детей с ЗПР в разной степени проявляются такие недостатки речевого развития, как нарушение звукопроизношения, несформированность фонематического слуха (способность выделять и различать звуки), обедненность фразовой речи и словарного запаса, присутствие в речи ошибок на согласование, неточное употребление слов.

Слайд 7

Коммуникативные навыки Дети с ЗПР в целом активны в общении, легко вступают в контакт, стремятся найти друзей . Коммуникативные средства, такие как умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, понимать состояние собеседника по жестам и мимике и др., сформированы не в полном объеме. Дети с ЗПР часто решают спор конфликтом, не могут концентрировать внимание на партнере по общению, учитывать и уважать мнение собеседника.

Слайд 8

Организация образовательной среды соблюдение охранительного режима; включение в занятие физминуток на повышение общего тонуса; п ри структурировании занятия учитывается кривая работоспособности и планируется изучение более сложного материала на продуктивное время ; воспитатель дозирует время интенсивной интеллектуальной нагрузки на уроке и чередует новые или сложные задания с игровыми или на хорошо знакомом наглядном материале; оптимальный интервал умственной работоспособности в первой половине дня, нарастание ее уровня к середине недели и снижение в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели; распределение нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и среду; д ля ребенка с проявлениями повышенного утомления дозируется объем домашней работы и уменьшается количество заданий в саду.

Слайд 9

Особая организация пространственной среды зонирование группы, организации зоны отдыха; расположение места для занятий ребенка в группе таким образом, чтобы он был в поле внимания воспитателя; размещение вспомогательных средств, облегчающих восприятие и усвоение учебного материала, напоминающих о соблюдении правил поведения при приеме пищи, на занятии, на прогулке, в спальне (визуальная подсказка, визуальное расписание, смысловая опора и других ).

Слайд 10

1. Дети с ЗПР нуждаются в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов. Дети с ЗПР учатся слушать и слышать друг друга, уступать в общении, понимать чувства собеседника, совместно действовать, приходить к единому мнению. Для формирования позитивных стереотипов социального поведения широко используются экскурсии , мероприятия, совместные проекты и другие формы коммуникативной деятельности. 2. Дозирование объема материала с его постепенным усложнением . Что помогает в успешном усвоении программы?

Слайд 11

3. Представление нового в максимально развернутой форме с использованием иллюстраций, видео и фотоматериалов, опорных схем, предметно-практических действий. 4. У величение числа повторений, закреплений. 5. Введение дополнительного времени на переработку информации, осмысление задания и ответа . 6. И спользование простых, понятных ребенку слов и выражений с постепенным введением терминологии. 7. С оздание ситуации обратной связи, в которой учитель уточняет у ученика, что и в каком порядке ребенок будет делать.

Слайд 12

Минимальная помощь заключается в стимулировании ребенка к деятельности, общем настрое на работу. Направляющие вопросы или разъяснение задания, планирование хода его выполнения считается более интенсивной помощью . В некоторых случаях требуется обучающая помощь – разъяснение ребенку последовательности действий с последующим пошаговым контролем их выполнения. Важно подобрать оптимальную степень помощи и по мере обучения ребенка уменьшать ее. Для поддержания интереса к занятиям наиболее эффективна позитивная стимуляция. Это положительное стимулирование к желаемому действию и подкрепление этого результата (система жетонов, одобрение, похвала и т.д.).

Слайд 13

Л итература: Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. № 2 . Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. М.: Школьная Пресса, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Консультация для родителей "Создание слухоречевой среды для детей с нарушением слуха".

В данной консультации даны рекомендации родителям по созданию слухоречевой среды дома. Также эта информация будет полезна начинающим педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха....

Консультация "Особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО".

Консультация про особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация «Предметно-развивающая среда в младшей группе как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ»

Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, созд...

Консультация для родителей "Речевая среда и дети"

Консультация Тема: «Речевая среда и дети»...

Консультация «Опытно-экспериментальная среда для детей дошкольного возраста»

Изучение окружения в детском саду и дома ребенком происходит через игру, общение и, конечно, эксперименты.  Наглядный  способ предоставления информации лучше запоминается и осваивается, вызы...