Консультация для родителей "Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с РАС "
консультация по коррекционной педагогике

Кочеткова Татьяна Викторовна

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию консультацию "Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с РАС". Из этого материала вы можете узнать информацию об особенностиях стереотипной  игры, о том как ее можно использовать в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и каких правил при этом следует придерживаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okt._23_stereotipnaya_igra.docx221.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра»

У аутичного ребенка есть любимые игры — одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия.

Главные особенности таких стереотипных игр следующие:


— цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
  — в этой игре подразумевается единственный участник — сам ребенок;
  — повторяемость — ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;

 — неизменность — раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;

— длительность — ребенок может играть в такую игру годами.


           Стереотипная игра обычно возникает у аутичного ребенка спонтанно, откуда-то глубоко изнутри, и он может играть в нее несколько лет.
Многие специалисты рекомендуют использовать стереотипную игры на занятиях с аутичным ребенком как основу взаимодействия.
Наблюдая за ребенком, увлеченным стереотипной игрой, можно предположить, что ситуация повторения знакомых действий комфортна для него сама по себе, так как представляется ребенку знакомой, с заранее известным ему результатом. Поэтому эти действия не пугают его и даже приносят видимое удовольствие.


           Вот почему используя стереотипные игры мы можем создать комфортные условия для ребенка и как следствие иметь возможность для установления эмоционального контакта, на основе которого и выстроить занятия.
Прежде чем начинать активно взаимодействовать с ребенком, рекомендуется сначала понаблюдать за действиями ребенка, понять сущность и причину той или иной стереотипной игры. Желательно выяснить в каких условиях ребенок прибегает к стереотипным играм и отличаются ли они в разных ситуациях.
На основании наблюдений можно понять какие дальнейшие действия можно предпринимать.
          На первом этапе желательно не настаивать на совместной игре и пытаться включиться в игру ребенка на расстоянии, т.е. подключаться к играм ребенка, тактично и ненавязчиво.

Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернется от вас – уже хорошо. Но чаще у ребенка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому скорее всего он отойдет от вас подальше и расположится для игры в другом месте, или прямо заявит: «Не хочешь!» любом случае оставайтесь неподалеку и продолжайте наблюдать.


          Вклиниваясь в игры аутичного ребенка не навязывайте своих действия, старайтесь просто поучаствовать в его игре. Например: вы можете просто подать ему интересующую его игрушку, или как бы невзначай пропеть песенку, которую он использовал в своей игре. Это как правило обязательно привлекает внимание ребенка, даже если его действия не имеют по вашему мнению никакого смысла, тем не менее это будет уже для ре5бенка знакомо, а значит не представляет угрозы, от которой нужно защищаться.
В результате таких действий ребенок в конце концов начинает понимать, что от вас для него может быть польза. Поэтому в этот момент самое время предпринять попытки завоевать доверие ребенка.


         Если вы хотите, чтобы наступил момент, когда ребенок будет доверять вам, старайтесь быть терпеливыми и настойчивыми. И однажды он примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.

В качестве конкретных правил при использовании стереотипной игры в работе с аутичным ребенком можно предложить следующие:


1. Включаясь в стереотипную игру аутичного ребенка, старайтесь вносить в нее новую сюжетную линию, но делайте это осторожно, исподволь.


2. Позволяйте ребенку в любой момент вернуться к своей игре. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходима.


3. Используйте стереотипную игру для выхода из кризисной ситуации (например, при возникновении аффективной вспышки).

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как процесс взаимодействия детского сада и родителей"

Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества.Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Тема: "Игра - основная форма взаимодействия с ребенком"

Данная консультация раскрывает значение игры и игровой деятельности для всестороннего развития ребенка с нарушением слуха....

Консультация для родителей "Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с ребенком с нарушением зрения"

в консультациии предоставлены профилактические рекомендации по воспитанию детей с нарушением зрения....

Консультация для родителей: "Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра".

У аутичного ребенка есть любимые игры — одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких сте...

Cеминар для педагогов "Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком"

Что представляет собою стереотипная игра. И почему ребенок может в нее играть часами?...