Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как процесс взаимодействия детского сада и родителей"
консультация на тему
Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Выступления на сцене, перед аудиторией позволяет свободно держаться в повседневной жизни. Театр в нашем детском саду начинается уже в ясельном возрасте. В каждой группе для малышей руками воспитателей оборудован мини-театр, подобраны различные виды театров: рукавички, кукольный, би-ба-бо, театр игрушек, фланелеграф. Двухлетние малыши надевают на ручку рукавичку с изображением мордочки кошки, собачки или козленка и подражают их голосом, движениям. На физкультурных занятиях учатся прыгать как «зайчики», красться «как кошка за мышкой». Прочитанные стихи Агнии Барто превращаются в игры-драматизации, где все дети-актеры. Представьте, как трудно двухлетнему малышу изобразить бычка, который идет по доске, а она «качается». И малыши старательно «боятся»: поджимают ручки, закрывают «от страха» глаза.
Со второй младшей группы театр включен в сетку образовательной деятельности. В детском саду оборудована театральная студия. Имеется большая сцена, гримерная. Дети с удовольствием разыгрывают небольшие этюды сценки из знакомых сказок, участвуют в создании декорации, оформлении сцены. Учатся накладывать грим: подрисовывают усы-веснушки, румянят щеки, причем делают это с откровенным удовольствием.
В детском саду сложилась традиция – устраивать неделю театра в конце марта. Каждая группа готовит и показывает для родителей и сверстников спектакль. Выбор спектакля – серьёзная задача для детей. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Воспитатели делают так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание. Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми: музыкальным руководителем, руководителем изостудии, воспитателем и швеей. Педагоги стараются сделать это так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. Воспитатели испытывают определенные трудности при организации театрализованной деятельности, в частности постановки спектакля, так как приходится заниматься индивидуально с каждым ребенком, продумывать режим детской деятельности, подбирать для каждого оптимальный вариант сложности. Однако наш опыт свидетельствует, что занятия театром дают большой эффект в развитии интеллекта, в воспитании выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности. Соблюдение принципа добровольного участия в спектакле позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, потому что, если предлагаемое не нравится ребёнку, не соответствует его внутренним возможностям он имеет право не участвовать в самом спектакле. Но он не остается в стороне: постановка спектакля – дело многогранное. Для каждого найдется работа.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных занятиях в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Подготовку спектакля мы обычно строим по следующей примерной схеме:
ü мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем хотел бы быть;
ü рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций, лепим сказку, как бы моделируя спектакль в пластилине;
ü слушаем музыку и вместе выбираем определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам), при необходимости подбираем шумовые инструменты;
ü по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям;
ü репетируем, играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создаёт настрой, помогает лучше передать образ героя и создает необходимую атмосферу.
В своей работе мы учитываем то, что дети могут захотеть меняться ролями, и эту возможность им предоставляем. Для этого мы показываем спектакль сначала с одним составом, а затем с другим. Если никто из детей не захочет исполнять роль отрицательного персонажа, то мы заменяем егор куклой. Используем и такую форму спектакля, когда дети не говорят, а только действуют, показывают то, о чем рассказывает взрослый рассказчик.
Во время спектакля мы разыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – раздаем билеты, разносим на подносах угощение гостям, при этом звучит музыка, царит праздник.
Между тем, если в саду хотят отметить какой-то торжественный день, совсем не обязательно специально готовить детей к выступлению перед какой-либо аудиторией. Праздники в детском саду могут проводиться в самых разных формах. Кроме традиционных концерта или музыкального спектакля детей для взрослых или для других детей, можно организовать концерт взрослых для детей; концерт бывших воспитанников детского сада, которые учатся в музыкальной школе; интегрированное тематическое занятие; занятие-концерт, посвященное знакомству с каким-либо инструментом симфонического оркестра; занятие – концерт с использованием видео- и аудиозаписей, на котором дети услышат музыку великого композитора и т.д. Можно предложить различные формы работы с родителями и как итог – фестиваль семейного творчества. Цель этого фестиваля – обогащение детско-родительских отношений через совместную творческую деятельность в условиях детского сада.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. Педагоги нашего дошкольного учреждения устанавливают взаимодействие и совместную работу родителей и детей для полноценного развития ребенка. Эта работа проводится в виде родительского клуба, который сплачивает не только детей, но и родителей и вызывает у них потребность в содержательном досуге и желание быть ближе к своим детям.
Замечательной традицией в нашем детском саду «Гномик» стало проведение совместных вечеров отдыха с родителями. Данная форма работы помогает детям, родителям и педагогам успешно сотрудничать, лучше узнать друг друга. Цель таких мероприятий – сближение детей и родителей, ведь зачастую родителей просто не хватает времени на своих детей. Вечера отдыха способствуют укреплению семейных отношений, дают возможность пообщаться со сверстниками своего ребёнка, а также с другими родителями, обменяться опытом, вспомнить своё детство.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ГНОМИК»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: «Театрализованная деятельность как процесс взаимодействия
детского сада и родителей».
Муз. руководитель:
Терёхина Элла Юрьевна
г.о. Новокуйбышевск
2015 г.
Театрализованная деятельность как процесс взаимодействия
детского сада и родителей
Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Выступления на сцене, перед аудиторией позволяет свободно держаться в повседневной жизни. Театр в нашем детском саду начинается уже в ясельном возрасте. В каждой группе для малышей руками воспитателей оборудован мини-театр, подобраны различные виды театров: рукавички, кукольный, би-ба-бо, театр игрушек, фланелеграф. Двухлетние малыши надевают на ручку рукавичку с изображением мордочки кошки, собачки или козленка и подражают их голосом, движениям. На физкультурных занятиях учатся прыгать как «зайчики», красться «как кошка за мышкой». Прочитанные стихи Агнии Барто превращаются в игры-драматизации, где все дети-актеры. Представьте, как трудно двухлетнему малышу изобразить бычка, который идет по доске, а она «качается». И малыши старательно «боятся»: поджимают ручки, закрывают «от страха» глаза.
Со второй младшей группы театр включен в сетку образовательной деятельности. В детском саду оборудована театральная студия. Имеется большая сцена, гримерная. Дети с удовольствием разыгрывают небольшие этюды сценки из знакомых сказок, участвуют в создании декорации, оформлении сцены. Учатся накладывать грим: подрисовывают усы-веснушки, румянят щеки, причем делают это с откровенным удовольствием.
В детском саду сложилась традиция – устраивать неделю театра в конце марта. Каждая группа готовит и показывает для родителей и сверстников спектакль. Выбор спектакля – серьёзная задача для детей. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Воспитатели делают так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание. Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми: музыкальным руководителем, руководителем изостудии, воспитателем и швеей. Педагоги стараются сделать это так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. Воспитатели испытывают определенные трудности при организации театрализованной деятельности, в частности постановки спектакля, так как приходится заниматься индивидуально с каждым ребенком, продумывать режим детской деятельности, подбирать для каждого оптимальный вариант сложности. Однако наш опыт свидетельствует, что занятия театром дают большой эффект в развитии интеллекта, в воспитании выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности. Соблюдение принципа добровольного участия в спектакле позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, потому что, если предлагаемое не нравится ребёнку, не соответствует его внутренним возможностям он имеет право не участвовать в самом спектакле. Но он не остается в стороне: постановка спектакля – дело многогранное. Для каждого найдется работа.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных занятиях в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Подготовку спектакля мы обычно строим по следующей примерной схеме:
- мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем хотел бы быть;
- рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций, лепим сказку, как бы моделируя спектакль в пластилине;
- слушаем музыку и вместе выбираем определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам), при необходимости подбираем шумовые инструменты;
- по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, где будет наше действие, готовим подарки гостям;
- репетируем, играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создаёт настрой, помогает лучше передать образ героя и создает необходимую атмосферу.
В своей работе мы учитываем то, что дети могут захотеть меняться ролями, и эту возможность им предоставляем. Для этого мы показываем спектакль сначала с одним составом, а затем с другим. Если никто из детей не захочет исполнять роль отрицательного персонажа, то мы заменяем егор куклой. Используем и такую форму спектакля, когда дети не говорят, а только действуют, показывают то, о чем рассказывает взрослый рассказчик.
Во время спектакля мы разыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – раздаем билеты, разносим на подносах угощение гостям, при этом звучит музыка, царит праздник.
Между тем, если в саду хотят отметить какой-то торжественный день, совсем не обязательно специально готовить детей к выступлению перед какой-либо аудиторией. Праздники в детском саду могут проводиться в самых разных формах. Кроме традиционных концерта или музыкального спектакля детей для взрослых или для других детей, можно организовать концерт взрослых для детей; концерт бывших воспитанников детского сада, которые учатся в музыкальной школе; интегрированное тематическое занятие; занятие-концерт, посвященное знакомству с каким-либо инструментом симфонического оркестра; занятие – концерт с использованием видео- и аудиозаписей, на котором дети услышат музыку великого композитора и т.д. Можно предложить различные формы работы с родителями и как итог – фестиваль семейного творчества. Цель этого фестиваля – обогащение детско-родительских отношений через совместную творческую деятельность в условиях детского сада.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. Педагоги нашего дошкольного учреждения устанавливают взаимодействие и совместную работу родителей и детей для полноценного развития ребенка. Эта работа проводится в виде родительского клуба, который сплачивает не только детей, но и родителей и вызывает у них потребность в содержательном досуге и желание быть ближе к своим детям.
Замечательной традицией в нашем детском саду «Гномик» стало проведение совместных вечеров отдыха с родителями. Данная форма работы помогает детям, родителям и педагогам успешно сотрудничать, лучше узнать друг друга. Цель таких мероприятий – сближение детей и родителей, ведь зачастую родителей просто не хватает времени на своих детей. Вечера отдыха способствуют укреплению семейных отношений, дают возможность пообщаться со сверстниками своего ребёнка, а также с другими родителями, обменяться опытом, вспомнить своё детство.
Список использованной литературы:
1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 1, 2007г.
2. Журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2011г.
3. Журнал «Музыкальный руководитель» № 1, 2015г.
4. Журнал «Музыкальная палитра» № 1, 2014г.
5. Эмоциональное развитие дошкольника М. «Просвещение», 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность взаимодействия педагогов детского сада с родителями в процессе игровой деятельности в младшей группе
Эффективность взаимодействия педагогов детского сада с родителями в процессе игровой деятельности в младшей группе...
консультация для педагогов "Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств"
Семья и дошкольное учреждение - два главных института социализации детей. Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условиям ...
Консультация на тему: "Проектная деятельность во взаимодействии детского сада с родителями"
Консультация для педагогов...
консультация для воспитателей "Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе детского сада"
В консультации раскрывается значение театрализованных игр в развитии дошкольника, их роль в коммуникативном, речевом, эстетическом и физическом развитии....
Проект "Совет отцов" как форма взаимодействиядетского сада и семьи
Для тех кто ищет новые формы взаимодействия с семьями, будет полезен данный проект. В нашем саду мы уже четвертый год работаем с папами наших воспитанников, которые стали нашими помощниками, а самое г...
Консультация для педагогов "Современные проблемы взаимодействия детского сада с родителями"
В данной консультации рассматриваются проблемы взаимодействия современного детского сада и семьи. Сложности в установлении продуктивного взаимодействия с семьями....