Реализация творческого проекта "Театральный калейдоскоп"
проект по коррекционной педагогике
Представлен опыт работы по освоению неречевых средств обшения детьми с нарушением зрения в процессе театрализованной деятельности для успешной социальной адаптпции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._proekt_teatralnyy_kaleydoskop_-_kopiya.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умение правильно общаться залог успешной социализации ребёнка с нарушением зрения Основные средства коммуникации: мимика, жесты и поза.
Основные понятия Неречевая коммуникация (передача информации без слов) включает в себя мимику, пантомимику и (голосовую мимику) Мимика — это координированные движения мышц лица, отражающие чувства и эмоции человека . Пантомимика — один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, позе, которые передают его переживания, отношение к тем или иным явлениям. Интонация речи — голосовая мимика. Жест - выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевого общения . Осанка — это положение головы и туловища.
Конгруэнтность: совпадение слов и жестов В мимике, жестах, позах выделяют • непроизвольные движения, вызванные переживаемыми эмоциями, • произвольные телодвижения, служащие для сознательной передачи определённых сигналов. Когда один из собеседников в процессе общения демонстрирует мимику, жесты и позы неадекватно переживаемым эмоциям или не использует невербальные средства вообще, это отрицательно влияет на партнера , а значит и на результат общения . Если слова противоречат мимике и пантомимике, то слушающий речевое сообщение человек игнорирует слова и интуитивно доверяет невербальной информации.
К моменту рождения мышцы лица младенца уже достаточно сформированы , чтобы в ыражать эмоции . В основном неречевое поведение ребёнок усваивает, подражая взрослым: к шести годам овладевает мимикой, к семи годам осваивает связь неречевых средств общения с речевыми, освоение жестов продолжается даже в подростковом возрасте . Освоение неречевого поведения
Особенности внешнего проявления эмоций у людей с глубокими нарушениями зрения вялая , бедная, маловыразительная мимика(кроме вокальной мимики), вплоть до амимии смазанность , упрощённость жестов и пантомимики в целом слишком маленькая дистанция при разговоре навязчивые движения (частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, ритмичные покачивания туловищем или головой и др.) неадекватность мимики тем эмоциям, которые переживаются в данный момент (например, легкомысленная улыбка на фоне глубокого страдания внутри) положение головы («взгляд в сторону» при беседе) Слепые и слабовидящме люди часто выглядят странными и невоспитанными. Люди с тяжелыми нарушением зрения часто чувствуют себя изолированными от общества, а дефицит общения приводит к комплексам неполноце нности. Трудность , а иногда и невозможность усвоения неречевых средств общения по подражанию, как это бывает при нормальном зрении.
Специальная коррекция развитие мышц лица и тела знакомство с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения закрепление выразительных движений в этюдах перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность Участие детей с нарушением зрения в театральных постановках – эффективное средство коррекционного обучения, тренировки и закрепления невербальных средств общения.
Цель проекта Освоение неречевых средств общения в процессе театрализованной деятельности для успешной социализации детей с нарушением зрения . Задачи 1.Стимулировать мышечный аппарат, развивать общую и мелкую моторику, развивать координацию движений. 2.Познакомить с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения. 3.Научить скоординированным действиям частичнозрячего ребёнка и его слабовидящего партнёра. 4.Закреплять неречевые способы общения в самостоятельной коммуникативной деятельности.
Подготовительный этап сентябрь. октябрь 2019года Выявлены сложности: ориентировки в пространстве зала (не могут найти и запомнить нужное место, натыкаются на атрибуты, падают); ориентировки относительно партнёров по сцене и зрителей (глаза, разворот головы и туловища ); при одновременном выполнении движений и произнесении реплик, дети забывают текст и теряют интонацию; нескоординированности движений рук, ног и зрения; отсутствие опыта адекватной жестикуляции (не умеют подкреплять слова жестами для усиления эмоционального эффекта); подбор ролей и партнёров для детей с тяжёлой патологией зрения (ребёнок с более высокой остротой зрения должен помочь в ходе спектакля частичнозрячему ребёнку, так, чтобы это не было замечено зрителями); вялость мимики и пантомимики (сутулость, скованность, взгляд в пол, без выражения эмоционального состояния);
Основной этап ноябрь 2019 – май 2022 года В процессе реализации проекта подобрана и адаптирована для драматизации детьми детская литература (Русские народные сказки «Гуси - лебеди», «Колобок», «Теремок», Андерсен Х. «Снежная королева», Бажов П. «Серебряное копытце », Маршак С. «Кошкин дом», Легерлеф С. «Красношейка», Гладков А. «Гусарская баллада», Лермонтов Ю. «Бородино» и др.);
поставлены музыкально-театрализованные композиции («Сказание о Рождестве Христовом», «Чудесная звезда», «Рождественская ёлочка», «Пасхальный подарок»);
проведены игры-драматизации («Русские богатыри», «После боя», «Волшебное превращение», по мотивам стихотворения Э . Успенского «Тигр вышел погулять »); организована самостоятельная деятельность детей с различными видами театра (игры-драматизации, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, режиссёрские игры); пополнена предметно-развивающая среда (настольно-печатные игры, пособия); проведён конкурс среди воспитанников группы «Театральная маска своими руками» работа организована в тесном сотрудничестве с родителями (помощь в изготовлении костюмов, реквизита, в заучивании текста); создана картотека этюдов и упражнений на развитие и стимуляцию мышечного аппарата, совершенствование общей и мелкой моторики для выразительности движений, мимического воспроизведение различных эмоциональных состояний, произвольного воспроизведения изолированных жестов, интонации.
Этапы работы над ролью Чтение литературного произведения. З накомство со сценарием. Работа с текстом, заучивание реплик . Выбор нужной интонации, жестикуляции, положения тела. ( Тренировочные этюды повторяем, используя тактильный контакт, совместное выполнение движения взрослого и ребёнка, затем по образцу и самостоятельно). Разучивание диалогов, тренировка слухового внимания, умение вовремя ответить партнёру, подбор выгодного положения тела и головы относительно зрителя и других участников спектакля. Обучение передвижению в пространстве зала по образцу, затем самостоятельно. (Для облегчения запоминания приклеиваем метки) . Импровизация поощряется. Репетиция без костюма с музыкальным сопровождением. Знакомимство с костюмом, проигрывание роли в костюме. Репетиция в костюмах, с использованием полного театрального реквизита. Демонстрация спектакля. .
Дети играют в Театр .
Дидактические игры, пособия, настольно-печатные игры .
Заключительный этап апрель, май 2022 года Оформление фотоотчёта по проекту ; Представление отчётного спектакля для воспитанников детского сада и родителей в рамках фестиваля «Театральный калейдоскоп»;
Вывод Благодаря использованию в коррекционной работе театрализованной деятельности у детей с нарушением зрения наблюдается положительная динамика в эмоциональном развитии и ориентировке в пространстве, умении передавать свои эмоции адекватными неречевыми способами. Дети с различными патологиями зрения стали общаться более уверенно. А самое важное - умения и навыки, полученные в театрализованных постановках и играх, дети используют в повседневной жизни. Литература Феоктистова В. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с. Цереня А.А. Театральное искусство как средство социально-психологической реабилитации инвалидов по зрению. https://vk.com/@-196557549-znachenie-teatralnoi-deyatelnosti-v-razvitii-detei-doshkolno
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы творческой студии «Калейдоскоп» для детей старшего и подготовительного возраста.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...
Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»
Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...
Профессиональный рост и реализация творческого потенциала личности педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС ДО
Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. Повышаются требования и воспитателям. Современному обществу требуется уже не специали...
Дополнительная образовательная программа Творческой студии «Калейдоскоп фантазий»
СодержаниеПояснительная запискаВозрастные особенности детей 3-4 летВозрастные особенности детей 5-6 летПеречень основных видов деятельностиПерспективный план занятий с детьми 3-4 летПерспективный план...
Муниципальный фестиваль творческих проектов "Калейдоскоп педагогических идей" Тема: "Голуби мира"
В 2020г. я принимала участие в муниципальном дистанционном фестивале творческих проектов "Калейдоскоп педагогических идей" Тема: "Голуби мира" На кануне ...
Фестиваль творческих проектов "Калейдоскоп педагогических идей"
Удивительные птицы - голуби. Издревне именно они считаются символом мира, гормонии, умиротворения. в предверии празника Дня Победы, ы с детьми сделали прекрасных, белоснежных голубей. приняли ак...
Приказ « О проведении V открытого городского фестиваля-конкурса детских творческих коллективов «Калейдоскоп дружбы», член жюри.
Приказ « О проведении V открытого городского фестиваля-конкурса детских творческих коллективов «Калейдоскоп дружбы», член жюри"...