Реализация творческого проекта "Театральный калейдоскоп"
проект по коррекционной педагогике

Кожевникова Эльвира Нороловна

Представлен опыт работы по освоению неречевых средств обшения детьми с нарушением зрения в процессе театрализованной деятельности для успешной социальной адаптпции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._proekt_teatralnyy_kaleydoskop_-_kopiya.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы » Реализация творческого проекта «Театральный калейдоскоп» Срок реализации: сентябрь 2019 – май 2022 Участники: педагоги, дети , родители Подготовила: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Кожевникова Эльвира Нороловн а август 2022

Слайд 2

Умение правильно общаться залог успешной социализации ребёнка с нарушением зрения Основные средства коммуникации: мимика, жесты и поза.

Слайд 3

Основные понятия Неречевая коммуникация (передача информации без слов) включает в себя мимику, пантомимику и (голосовую мимику) Мимика — это координированные движения мышц лица, отражающие чувства и эмоции человека . Пантомимика — один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, позе, которые передают его переживания, отношение к тем или иным явлениям. Интонация речи — голосовая мимика. Жест - выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевого общения . Осанка — это положение головы и туловища.

Слайд 4

Конгруэнтность: совпадение слов и жестов В мимике, жестах, позах выделяют • непроизвольные движения, вызванные переживаемыми эмоциями, • произвольные телодвижения, служащие для сознательной передачи определённых сигналов. Когда один из собеседников в процессе общения демонстрирует мимику, жесты и позы неадекватно переживаемым эмоциям или не использует невербальные средства вообще, это отрицательно влияет на партнера , а значит и на результат общения . Если слова противоречат мимике и пантомимике, то слушающий речевое сообщение человек игнорирует слова и интуитивно доверяет невербальной информации.

Слайд 5

К моменту рождения мышцы лица младенца уже достаточно сформированы , чтобы в ыражать эмоции . В основном неречевое поведение ребёнок усваивает, подражая взрослым: к шести годам овладевает мимикой, к семи годам осваивает связь неречевых средств общения с речевыми, освоение жестов продолжается даже в подростковом возрасте . Освоение неречевого поведения

Слайд 6

Особенности внешнего проявления эмоций у людей с глубокими нарушениями зрения вялая , бедная, маловыразительная мимика(кроме вокальной мимики), вплоть до амимии смазанность , упрощённость жестов и пантомимики в целом слишком маленькая дистанция при разговоре навязчивые движения (частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, ритмичные покачивания туловищем или головой и др.) неадекватность мимики тем эмоциям, которые переживаются в данный момент (например, легкомысленная улыбка на фоне глубокого страдания внутри) положение головы («взгляд в сторону» при беседе) Слепые и слабовидящме люди часто выглядят странными и невоспитанными. Люди с тяжелыми нарушением зрения часто чувствуют себя изолированными от общества, а дефицит общения приводит к комплексам неполноце нности. Трудность , а иногда и невозможность усвоения неречевых средств общения по подражанию, как это бывает при нормальном зрении.

Слайд 7

Специальная коррекция развитие мышц лица и тела знакомство с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения закрепление выразительных движений в этюдах перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность Участие детей с нарушением зрения в театральных постановках – эффективное средство коррекционного обучения, тренировки и закрепления невербальных средств общения.

Слайд 8

Цель проекта Освоение неречевых средств общения в процессе театрализованной деятельности для успешной социализации детей с нарушением зрения . Задачи 1.Стимулировать мышечный аппарат, развивать общую и мелкую моторику, развивать координацию движений. 2.Познакомить с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения. 3.Научить скоординированным действиям частичнозрячего ребёнка и его слабовидящего партнёра. 4.Закреплять неречевые способы общения в самостоятельной коммуникативной деятельности.

Слайд 9

Подготовительный этап сентябрь. октябрь 2019года Выявлены сложности: ориентировки в пространстве зала (не могут найти и запомнить нужное место, натыкаются на атрибуты, падают); ориентировки относительно партнёров по сцене и зрителей (глаза, разворот головы и туловища ); при одновременном выполнении движений и произнесении реплик, дети забывают текст и теряют интонацию; нескоординированности движений рук, ног и зрения; отсутствие опыта адекватной жестикуляции (не умеют подкреплять слова жестами для усиления эмоционального эффекта); подбор ролей и партнёров для детей с тяжёлой патологией зрения (ребёнок с более высокой остротой зрения должен помочь в ходе спектакля частичнозрячему ребёнку, так, чтобы это не было замечено зрителями); вялость мимики и пантомимики (сутулость, скованность, взгляд в пол, без выражения эмоционального состояния);

Слайд 10

Основной этап ноябрь 2019 – май 2022 года В процессе реализации проекта подобрана и адаптирована для драматизации детьми детская литература (Русские народные сказки «Гуси - лебеди», «Колобок», «Теремок», Андерсен Х. «Снежная королева», Бажов П. «Серебряное копытце », Маршак С. «Кошкин дом», Легерлеф С. «Красношейка», Гладков А. «Гусарская баллада», Лермонтов Ю. «Бородино» и др.);

Слайд 11

поставлены музыкально-театрализованные композиции («Сказание о Рождестве Христовом», «Чудесная звезда», «Рождественская ёлочка», «Пасхальный подарок»);

Слайд 12

проведены игры-драматизации («Русские богатыри», «После боя», «Волшебное превращение», по мотивам стихотворения Э . Успенского «Тигр вышел погулять »); организована самостоятельная деятельность детей с различными видами театра (игры-драматизации, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, режиссёрские игры); пополнена предметно-развивающая среда (настольно-печатные игры, пособия); проведён конкурс среди воспитанников группы «Театральная маска своими руками» работа организована в тесном сотрудничестве с родителями (помощь в изготовлении костюмов, реквизита, в заучивании текста); создана картотека этюдов и упражнений на развитие и стимуляцию мышечного аппарата, совершенствование общей и мелкой моторики для выразительности движений, мимического воспроизведение различных эмоциональных состояний, произвольного воспроизведения изолированных жестов, интонации.

Слайд 13

Этапы работы над ролью Чтение литературного произведения. З накомство со сценарием. Работа с текстом, заучивание реплик . Выбор нужной интонации, жестикуляции, положения тела. ( Тренировочные этюды повторяем, используя тактильный контакт, совместное выполнение движения взрослого и ребёнка, затем по образцу и самостоятельно). Разучивание диалогов, тренировка слухового внимания, умение вовремя ответить партнёру, подбор выгодного положения тела и головы относительно зрителя и других участников спектакля. Обучение передвижению в пространстве зала по образцу, затем самостоятельно. (Для облегчения запоминания приклеиваем метки) . Импровизация поощряется. Репетиция без костюма с музыкальным сопровождением. Знакомимство с костюмом, проигрывание роли в костюме. Репетиция в костюмах, с использованием полного театрального реквизита. Демонстрация спектакля. .

Слайд 14

Дети играют в Театр .

Слайд 15

Дидактические игры, пособия, настольно-печатные игры .

Слайд 16

Заключительный этап апрель, май 2022 года Оформление фотоотчёта по проекту ; Представление отчётного спектакля для воспитанников детского сада и родителей в рамках фестиваля «Театральный калейдоскоп»;

Слайд 17

Вывод Благодаря использованию в коррекционной работе театрализованной деятельности у детей с нарушением зрения наблюдается положительная динамика в эмоциональном развитии и ориентировке в пространстве, умении передавать свои эмоции адекватными неречевыми способами. Дети с различными патологиями зрения стали общаться более уверенно. А самое важное - умения и навыки, полученные в театрализованных постановках и играх, дети используют в повседневной жизни. Литература Феоктистова В. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с. Цереня А.А. Театральное искусство как средство социально-психологической реабилитации инвалидов по зрению. https://vk.com/@-196557549-znachenie-teatralnoi-deyatelnosti-v-razvitii-detei-doshkolno


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы творческой студии «Калейдоскоп» для детей старшего и подготовительного возраста.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...

Профессиональный рост и реализация творческого потенциала личности педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС ДО

Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. Повышаются требования и воспитателям. Современному обществу требуется уже не специали...

Дополнительная образовательная программа Творческой студии «Калейдоскоп фантазий»

СодержаниеПояснительная запискаВозрастные особенности детей 3-4 летВозрастные особенности детей 5-6 летПеречень основных видов деятельностиПерспективный план занятий с детьми 3-4 летПерспективный план...

Муниципальный фестиваль творческих проектов "Калейдоскоп педагогических идей" Тема: "Голуби мира"

    В 2020г. я принимала участие в муниципальном дистанционном фестивале творческих проектов "Калейдоскоп педагогических идей"  Тема: "Голуби мира" На кануне ...

Фестиваль творческих проектов "Калейдоскоп педагогических идей"

Удивительные птицы - голуби. Издревне  именно они считаются символом мира, гормонии, умиротворения. в предверии празника Дня Победы, ы с детьми сделали прекрасных, белоснежных голубей. приняли ак...

Приказ « О проведении V открытого городского фестиваля-конкурса детских творческих коллективов «Калейдоскоп дружбы», член жюри.

Приказ « О проведении V открытого городского фестиваля-конкурса детских творческих коллективов «Калейдоскоп дружбы», член жюри"...