Целевые ориентиры по АОП ЗПР ДО
консультация по коррекционной педагогике
Материал содержит описание целевых ориентиров согласно АОП ЗПР ДО по трем возрастным группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_iz_tselevyh_orientirov_k_3_godam.docx | 21 КБ |
kriterii_iz_tselevyh_orientirov_k_5.docx | 19.77 КБ |
kriterii_iz_tselevyh_orientirov_k_7.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии из целевых ориентиров к 3 годам.
1. Первый вариант
- ребенок, готов к положительным эмоциональным контактам (стремится к общению) с педагогическим работником
- ребенок, готов к положительным контактам с другими детьми
- подражает движениям и действиям, жестам и мимике
- включается в предметно-практическую деятельность;
- охотно включается в игровая деятельность со взрослым
- проявляет интерес к другим детям, стремится к совместному участию в играх
- начинает проявлять самостоятельность в некоторых бытовых действиях
- стремится к результату в своих действиях
- осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
- проявляет интерес к окружающим предметам, активно действует с ними
- выполняет орудийные действия - использует предметы с учетом их функций.
- может использовать предметы в качестве орудий в проблемных ситуациях
- овладевает практическими пробами и примериванием.
- идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона
- знает и называет два-четыре цвета,
- ориентируется в количестве (один - много),
- выполняет действия со знакомыми предметами на основе зрительного соотнесения;
в плане речевого развития:
- активно реагирует на простую и 2-3-х-звенную словесную инструкцию педагогического работника, связанную с конкретной ситуацией,
- способен к слуховому сосредоточению и различению знакомых неречевых звуков;
- понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, понимает глаголы ед. числа настоящего времени и повелительного наклонения, понимает прилагательные, обозначающие некоторые свойства предметов;
- понимает некоторые грамматические формы слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции),
- активно употребляет существительные обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег),
- включается в диалог - отвечает на вопросы педагогического работника,
- пользуется элементарной фразовой речью
- стремится повторять за взрослым предложения из двух-трех слов, двустишия, речевое сопровождение
- эмоционально реагирует на музыку,
- воспроизводит темп в движениях под музыку,
- воспроизводит простейшие "повторные" ритмы,
- проявляет интерес к изобразительным средствам
- осваивает элементарные изобразительные навыки (точки, дугообразные линии),
- может сосредоточиться и слушать стихи, короткие сказки,
- рассматривает картинки, проявляет интерес к красочным иллюстрациям,
- сотрудничает с педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании);
- с удовольствием двигается - ходит,
- бегает в разных направлениях,
- стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивает, лазает, перешагивает);
- способен подражать движениям педагогических работников в плане общей и мелкой моторики; осваивает координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой) и предметами обихода (чашкой, ложкой, предметами одежды).
2. Второй вариант:
- использует предметы по назначению, но самостоятельные бытовые действия технически несовершенны:
- плохо пользуется ложкой,
- редко пытается надеть предметы одежды, чаще ждет помощи педагогического работника;
- осваивает действия с предметами: поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, на выключатель, листает страницы книги, нанизывает кольца на пирамидку, но делает это неловко, часто без учета величины,
- вкладывает в отверстия вкладыши, используя многочисленные практические пробы и примеривание, однако эти действия недостаточно продуктивны и результативны;
- осваивает предметно-игровые действия - по подражанию и с помощью педагогического работника сооружает из кубиков постройку, катает машинку, кормит куклу, но самостоятельно чаще ограничивается простыми манипуляциями с предметами, быстро теряет к ним интерес;
- коммуникативная активность снижена, но по инициативе педагогического работника включается в сотрудничество,
- использует мимику, жесты, интонации, но они недостаточно выразительны,
- редко обращается с просьбой, включается в диалог,
- в совместную деятельность с другими детьми по своей инициативе не включается;
- ребенок понимает обращенную речь, ориентируется в ситуации, но выполняет только несложные инструкции,
- активный словарь ограничен,
- пытается объединять слова во фразы, но затрудняется в словоизменении;
- интерес к окружающим предметам и явлениям снижен, требуется стимуляция со стороны педагогического работника;
- действуя практическим способом,
- соотносит 2-3 предмета по цвету, форме, величине;
- узнает, показывает и называет изображения знакомых игрушек и предметов на картинках, при этом часто требуется помощь педагогического работника;
- методом проб и ошибок пытается найти решение наглядно-практической задачи, но затрудняется действовать по зрительному соотнесению;
- ребенок уверенно самостоятельно ходит,
- переступает через барьеры,
- поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень,
- может подпрыгивать, держась за руки педагогического работника,
- затрудняется в прыжках на одной ноге,
- не удерживает равновесие, стоя и в движении;
- мелкая моторика развита слабо, затруднены тонкие движения, не сформирован "пинцетный захват",
- не любит играть с мозаикой,
- графомоторные навыки не развиты (ребенок ограничивается бесцельным черканием и изображением каракуль).
Предварительный просмотр:
Критерии из целевых ориентиров к 5 годам:
- Социально-коммуникативное развитие:
- Взаимодействует с педагогическим работником в быту и в различных видах деятельности. Стремится к общению с другими детьми в быту и в игре под руководством педагогического работника.
- Эмоциональные контакты с другими детьми становятся более устойчивыми.
- Самостоятельно вступает в общение, использует вербальные средства.
- В игре соблюдает элементарные правила,
- В игре осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, В игре выполняет ролевые действия, носящие условный характер,
- В игре участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий,
- В игре способен к созданию элементарного замысла игры,
- В игре активно включается, если воображаемую ситуацию создают педагогические работники. Замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям педагогического работника. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы,
- Стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью педагогического работника.
- Использует предметы домашнего обихода, действует с ними с незначительной помощью педагогического работника
- Использует предметы личной гигиены.
- Речевое развитие:
- Понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из нескольких звеньев.
- Различает на слух речевые и неречевые звучания,
- Узнает знакомых людей и обучающихся по голосу,
- Дифференцирует бытовые шумы.
- Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных,
- Понимает глаголы, обозначающие движения, действия, эмоциональные состояния человека, Понимает прилагательные, обозначающие некоторые свойства предметов.
- Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы).
- Проявляет речевую активность,
- Употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.
- Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.
- Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.
- Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность.
- Повторяет двустишья и простые потешки.
- Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
- Познавательное развитие:
- Ребенок может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 5-10 минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов
- Показывает по словесной инструкции и может назвать две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.
- Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький"). Выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту (3 шт).
- На основе зрительной ориентировки подбирает предметы по форме,
- На основе зрительной ориентировки подбирает предметы по величине,
- Идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона,
- Называет цвета спектра,
- Называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
- Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира.
- Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима)
- Узнает реальные явления и их изображения: контрастные части суток (день и ночь).
- Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.
- Различает понятия "много", "один", "по одному", "ни одного",
- Устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.
- Учится считать до 5 (на основе наглядности),
- Называет итоговое число,
- Осваивает порядковый счет.
- Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку,
- Ориентируется в направлении пространства "от себя",
- Понимает предлоги, обозначающие пространственные отношения: на, в, из, под, над
- Употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения: на, в, из, под, над.
- Художественно-эстетическое развитие:
- Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.
- Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.
- Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании).
- Появляется элементарный предметный рисунок.
- Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.
- Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки различных музыкальных инструментов.
- Выполняет с помощью педагогического работника и самостоятельно музыкально-ритмические движения.
- Выполняет с помощью педагогического работника и самостоятельно действия на шумовых музыкальных инструментах.
- Подпевает при хоровом исполнении песен.
- Физическое развитие:
- Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.
- Практически ориентируется и перемещается в пространстве.
- Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией.
- Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.
- Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором, крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.
Предварительный просмотр:
Критерии из целевых ориентиров к 7-8 годам.
1 Социально-коммуникативное развитие:
- Осваивает внеситуативно-познавательную форму общения с педагогическим работником
- Проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению.
- Проявляет готовность к общению с другими детьми.
- Способен к общению и адекватным межличностным отношениям с другими детьми
- Проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении,
- Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
- Демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре,
- Проявляется способность к децентрации,
- Оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм поведения;
- Способен учитывать интересы и чувства других,
- Способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
- Способен адекватно проявлять свои чувства,
- Старается конструктивно разрешать конфликты,
- Оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов,
- Способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогическим работником
- Способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с другими детьми,
- Может соблюдать правила безопасного поведения
- Соблюдает правила личной гигиены,
- Проявляет способность к волевым усилиям,
- Совершенствуется регуляция деятельности
- Совершенствуется контроль деятельности
- Совершенствуется произвольная регуляция поведения
- Обладает начальными знаниями о себе
- Обладает начальными знаниями социальном мире, в котором он живет,
- Овладевает основными культурными способами деятельности.
- Обладает установкой положительного отношения к миру
- Обладает установкой положительного отношения к разным видам труда,
- Обладает установкой положительного отношения к другим людям
- Обладает установкой положительного отношения к самому себе,
- Стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника,
- Проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.
2 Познавательное развитие:
- Уровень познавательной активности повышается: задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира.
- Мотивационных компонентов деятельности повышается,
- Улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и другое),
- Улучшаются показатели произвольной регуляции поведения
- Улучшаются показатели произвольной регуляции деятельности,
- Возрастает продуктивность слухоречевой памяти, ( объем и прочность запоминания)
- Возрастает продуктивность зрительной памяти, ( объем и прочность запоминания)
- Осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане
- Может выделять существенные признаки
- С помощью педагогического работника строит простейшие умозаключения
- С помощью педагогического работника производит обобщения,
- Осваивает приемы замещения и наглядного моделирования (в игре, продуктивной деятельности)
- Сформированы элементарные пространственные представления
- Сформирована ориентировка во времени
- Осваивает количественный счет в пределах десятка,
- Осваивает порядковый счет в пределах десятка,
- Осваивает обратный счет,
- Осваивает состав числа из единиц,
- Соотносит цифру и число,
- Решает простые задачи с опорой на наглядность.
3 Речевое развитие:
- Стремится к речевому общению
- Участвует в диалоге,
- Обладает значительно возросшим объемом понимания речи
- Обладает значительно возросшими звуко-произносительными возможностями,
- Употребляет все части речи,
- Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира,
- Усваивает обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями,
- Проявляет словотворчество,
- Умеет строить простые распространенные предложения разных моделей,
- Может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность
- Может составлять рассказы по серии сюжетных картинок
- Может составлять рассказы по сюжетной картинке,
- Может составлять рассказы на основе примеров из личного опыта,
- Умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова
- Умеет анализировать и моделировать состав предложения,
- Владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой,
- Знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес.
- Знает и умеет пересказывать сказки,
- Умеет рассказывать стихи.
4 Художественно-эстетическое развитие:
- а) музыкальное развитие:
- Способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения,
- Знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности;
- Способен выбирать себе род музыкальных занятий,
- Адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
- Проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности.
- б) художественное развитие:
- Осваивает основные культурные способы художественной деятельности,
- Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах; художественной деятельности.
- Развит интерес к изобразительной деятельности
- Развиты основные умения в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация),
- Развиты основные умения в конструировании из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);
- Использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством.
5 Физическое развитие:
- Развита крупная моторика,
- Развита мелкая моторика
- Движения рук достаточно координированы
- Рука подготовлена к письму,
- Владеет основными движениями, их техникой,
- Может контролировать свои движения и управлять ими,
- Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений, Обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и другое),
- Развита способность к пространственной организации движений,
- Развита способность к слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма,
- Проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям.
Развитие функционального базиса для формирования предпосылок универсальных учебных действий (далее - УУД) в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах является важнейшей задачей дошкольного образования.
Для соотнесения параметров развития выпускников дошкольных образовательных организаций рекомендуется анализировать и дифференцировать параметры
- познавательной деятельности,
- организационного компонента деятельности,
- продуктивного компонента деятельности,
- коммуникации
- обучаемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования"
Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования....
Целевые ориентиры в проекте ФГОС
К ЦО ДО в проекте ФГОС относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:1. Инициативность и самостоятельность в разных ви...
Пути достижения целевых ориентиров согласно ФГОС ДО
Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:· Инициативность и самостоятельно...
"Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...
Логоритмика как средство развития речи и ВПФ ребёнка с ОВЗ в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Презентация о логоритмическом воздействии как о целостном воспитательно-коррекционном процессе, прибижающем ребёнка к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования....
Целевые ориентиры в работе учителя-логопеда
1 слайд: Целевые ориентиры в работе учителя - логопеда. 2 слайд: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологически...
Консультация для родителей "Целевые ориентиры возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС ДО"
Уважаемые родители! Предлагаем Вам познакомиться с целевыми ориентирами возможных достижений ребёнка....