Детская агрессивность. Способы коррекции.
консультация по коррекционной педагогике
Детская агрессивность. Способы коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_agressivnost_i_sposoby_eyo_korrektsii.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская агрессивность и способы её коррекции.
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей. Выделяют различные виды нарушения поведения. Среди них – агрессивное поведение. Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации. Агрессивность чаще всего встречается при психических заболеваниях. Первое место в её терапии принадлежит медикаментозному лечению, назначаемому врачом. Но и психокоррекционные методы в данном случае играют важную роль, т.к. без них адаптация ребёнка к окружающей среде невозможна. Определение понятий «агрессия», «агрессивность» Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, т.е. самого агрессора, и позицию объекта агрессии, т.е. жертвы. Но мы остановимся на следующем её определении. Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. [4,5] Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. [4, 5] Откуда появляется агрессивность – вопрос довольно спорный и, соответственно, сложный. Ж. Годфруа в книге «Что такое психология» написал, что существует много факторов, влияющих на появление агрессивности: «С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведённых в последнее десятилетие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности». [2, 289] Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией. Детей необходимо учить умению преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции. Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Классификация агрессии Существует множество видов классификаций агрессии. Рассмотрим некоторые из них. По направленности на объект выделяют гетероагрессию, направленную на окружающих, и аутоагрессию, направленную на себя. По причине появления: реактивная агрессия представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель, спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. По целенаправленности отмечается инструментальная агрессия, совершаемая как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся победы; ребёнок, громко требующий от родителей покупки игрушки), и целевая (мотивационная) агрессия, которая выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение ущерба или вреда объекту. По открытости проявления выделяют прямую агрессию (направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение, возбуждение или тревогу) и косвенную агрессию ( обращается на объекты, не вызывающие непосредственно раздражения и возбуждения, но более удобные для проявления агрессии – они доступны, проявление в их адрес агрессии безопасно). По форме проявления агрессия бывает вербальная (выражается в словесной форме), экспрессивная (проявляется невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса) и физическая (прямое применение силы для нанесения физического или морального ущерба). Следует отметить, что обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга. Формирование детской агрессивности Жизнь ребёнка в первые годы всецело зависит от родителей: они дают ему еду, защиту, обслуживают и согревают чувством любви и принятия. Одним из механизмов привлечения ребёнком внимания к себе, способом добиться своих целей уже тогда являются проявления агрессивности. Поэтому первые проявления агрессивности у ребёнка видны уже на третьем месяце его жизни: он стучит ножками, бьёт ручками, пытаясь привлечь к себе внимание. Вариантов реагирования родителями на действия ребёнка много. Но есть крайние из них, которые могут привести к тому, что ребёнок вырастет чрезвычайно агрессивным: родители мгновенно выполняют все требования ребёнка, родители вообще не обращают на него внимания. В первом случае наблюдается чрезмерная предупредительность родителей, а во втором – эмоциональное отвержение родителями ребёнка. Но даже при адекватной реакции родителей на подобную активность маленького ребёнка, направленную на достижение желаемого, может вырасти агрессивный ребёнок. Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребёнок реагирует отрицательными эмоциями. Это могут быть гнев, ярость, тревога, страх. Для восстановления психологического комфорта ребёнок должен либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо восстановить своё эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию. Управляемые механизмы психологической защиты у детей ещё не сформированы. Поэтому дети обычно стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии. Если подобное поведение ребёнка вызывает неодобрение у взрослых, ребёнок будет учиться контролировать свою агрессию. Развитие внутреннего контроля часто идёт с помощью процесса идентификации – стремления поступать как знакомый человек. Таким образом, формирование агрессивного поведения у детей во многом зависит от окружающих их взрослых: от их реакции на поведение детей, от личного примера взрослых. Варианты проявления детской агрессивности Классифицировать проявления агрессивного поведения детей можно по-разному. Положив в основу классификации проявления детской агрессии, можно выделить четыре категории детей:
Если за основу классификации брать движущие силы, мотивацию агрессии, то можно выделить:
Различия в проявлении детской агрессивности Ребёнок дошкольного возраста желает быть признанным, защищённым, пользоваться вниманием. Но коммуникативные навыки у него ещё недостаточно развиты, моральные нормы не сформированы. Поэтому он часто прибегает к агрессивным методам, чтобы занять лидерские позиции. У дошкольников инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Маленькие дети плохо осознают своё агрессивное поведение, они быстро переходят от вербальной агрессии к физической. Отличает дошкольников и то, что они легко вовлекают в свои конфликты взрослых. Родителям, педагогам рекомендуется не спешить с заступничеством, а предложить ребёнку попробовать самому разобраться. Иначе дети не научатся грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справлять со своей агрессией и с агрессией других детей в их адрес. В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии чаще являются группировки ребят. Агрессивное поведение становится более организованным. Дети приобретают навыки конструктивного общения. Враждебная агрессия в этом возрасте уже начинает преобладать над инструментальной. Дети чаще решают проблемы в своём кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Подростки уже могут реализовать свою агрессию, проявляя её открыто, получая тычки и жизненный опыт, либо пряча и подавляя, становясь послушным пай-мальчиком (девочкой). Подавленная агрессия может обернуться неврозом либо психосоматическим заболеванием. Мальчики проявляют свою агрессию более открыто, грубо. Их агрессивность менее управляема. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Они довольно рано заменяют физическую агрессию вербальной. Но агрессивность девочек часто завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Работа по коррекции детской агрессивности 1. Диагностика детской агрессивности Любая деятельность психолога по коррекции начинается с запроса о возникших трудностях в поведении ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой запрос необходимо уточнить. Привлекая для обсуждения всех участников происходящих событий. После получения первичной информации проводится диагностика. Она может проводится с педагогами, родителями, ребёнком, целым классом. При исследовании агрессивного поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование. Все взрослые (администрация, педагоги, родители) могут ответить на вопросы опросника Гребенкина Е. В. «Исследование уровня насилия в школе». Педагогам так же предлагается заполнить «Карту наблюдений» Д. Стотта, анкету «Критерии агрессивности ребёнка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Карту наблюдений за поведением ребёнка в школе». Родителям можно предложить анкеты с вопросами о поведении ребёнка, чертах его характера, стиле общения с ним, тест «Агрессивен ли ваш ребёнок», опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В. В., «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) Варга А. Я., Стлина В. В. Детям про диагностике агрессивности предлагают методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений»), опросник А. Басса и А. Дарки, методику изучения самооценки Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант), проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек». После проведения диагностики переходят к коррекционной работе. 2. Совместная терапия ребёнка и родителей Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому очень важна роль семейной терапии – метода восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и психического здоровья её членов. Психолог, ребёнок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим. Занятия с маленькими детьми (3 – 10 лет) чаще поводятся в форме игротерапии. Родители и психолог являются партнёрами ребёнка по игре, то есть участвуют в игре «на равных» с ребёнком. Для более старших детей (7 – 10 лет) чаще используется психодрама. Сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребёнком ( что-либо из прочитанного или виденного по телевизору или в кино). Затем – сцены из реальной жизни семьи, которые предлагают родители или психолог. Успех семейной терапии достигается благодаря:
3. Индивидуальная работа с агрессивными детьми При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:
Важным этапом работы по коррекции агрессивного поведения является проведение индивидуальной работы. При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах, сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребёнок в группе. У ребёнка, в свою очередь, в данном случае появляется возможность ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, получить мотивацию к внутренним изменениям, отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях. 4. Коррекция агрессивного поведения в группе После проведения семейной и индивидуальной терапии переходят к групповой терапии агрессивного поведения детей. Необходимыми условиями этого перехода являются улучшение семейных отношений со стороны родителей, доступное возрасту осознание неконструктивности своего поведения и снижение агрессивности ребёнка, а так же заинтересованность всех сторон в дальнейшем результате. Групповая форма работы имеет множество преимуществ, среди которых:
Целью групповой терапии является восстановление психического единства личности посредством нормализации её отношений. Основная терапевтическая задача состоит в эмоциональном отреагировании конфликтных ситуаций в группе и дезактуализации угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре, упражнении, проигрывании ситуаций. При групповой коррекции агрессивного поведения детей используются различные формы работы:
Но для проведения групповой терапии агрессивного поведения имеются и противопоказания:
Таким образом, проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в настоящее время. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Агрессивность в определённых пределах необходима любому человеку, т.к. она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. В то же время агрессивность в форме ненависти и враждебности способна нанести вред, сформировать отрицательные черты характера – либо хулигана, задиры, либо труса, неспособного постоять за себя. В крайних случаях и то, и другое может привести к деструктивному поведению в отношении людей. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. От некоторых соматических заболеваний или заболеваний головного мозга до особенностей среды, окружающей ребёнка с первых дней жизни, включая отношения внутри семьи. Существует множество классификаций агрессии, но обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга. Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах отличается своими видами и формами. Так же есть различия и в агрессивном поведении мальчиков и девочек. После поступления запроса к психологу об агрессивном поведении ребёнка проводится первичная диагностика. Для получения необходимой информации используют различные методы: метод наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетирования, проективные методики. Работу по коррекции агрессивного поведения детей рекомендуется начинать с совместной терапии ребёнка и родителей. Следующий этап коррекции агрессивности – индивидуальная работа психолога с ребёнком. Если количество детей, имеющих агрессивные проявления и трудности в поведении, достигает 6 – 12 человек, имеет смысл говорить о создании коррекционной группы. Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:
Библиография
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Детская агрессивность. Причины, коррекция"
Почему в наше время детская агрессивность растет день ото дня? Почему мы обращаем на это внимание, когда уже случилась беда? Почему на агрессивное поведение ребенка мы отвечаем еще большей агрессивнос...
Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников
Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...
Детская агрессивность, причины, коррекция.
Однажды утром я шла по тротуару по делам. Впереди меня я увидела дерущихся детей. Это были школьники из 4 класса. Один из мальчиков повалил другого на землю и бил его ногами. Тот ...
Детская агрессивность и способы её коррекции
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицатель...
Детская агрессивность и способы ее коррекции
Детская агрессивность и способы ее коррекцииОтклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, с...
Детская агрессивность и способы ее коррекции
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно вли...
Детская агрессивность и способы её коррекции.
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно вли...