Детская агрессивность и способы ее коррекции
консультация
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская агрессивность и способы её коррекции
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей.
Классификация агрессии
Существует множество видов классификаций агрессии. Рассмотрим некоторые из них.
По направленности на объект выделяют гетероагрессию, направленную на окружающих, и аутоагрессию, направленную на себя.
По причине появления: реактивная агрессия представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель, спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов.
По целенаправленности отмечается инструментальная агрессия, совершаемая как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся победы; ребёнок, громко требующий от родителей покупки игрушки), и целевая (мотивационная) агрессия, которая выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение ущерба или вреда объекту.
По открытости проявления выделяют прямую агрессию (направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение, возбуждение или тревогу) и косвенную агрессию ( обращается на объекты, не вызывающие непосредственно раздражения и возбуждения, но более удобные для проявления агрессии – они доступны, проявление в их адрес агрессии безопасно).
По форме проявления агрессия бывает вербальная (выражается в словесной форме), экспрессивная (проявляется невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса) и физическая (прямое применение силы для нанесения физического или морального ущерба).
Следует отметить, что обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга.
Работа по коррекции детской агрессивности
1. Диагностика детской агрессивности
Любая деятельность психолога по коррекции начинается с запроса о возникших трудностях в поведении ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой запрос необходимо уточнить. Привлекая для обсуждения всех участников происходящих событий. После получения первичной информации проводится диагностика. Она может проводится с педагогами, родителями, ребёнком, целым классом. При исследовании агрессивного поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование.
Все взрослые (администрация, педагоги, родители) могут ответить на вопросы опросника Гребенкина Е. В. «Исследование уровня насилия в школе».
Педагогам так же предлагается заполнить «Карту наблюдений» Д. Стотта, анкету «Критерии агрессивности ребёнка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Карту наблюдений за поведением ребёнка в школе».
Родителям можно предложить анкеты с вопросами о поведении ребёнка, чертах его характера, стиле общения с ним, тест «Агрессивен ли ваш ребёнок», опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В. В., «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) Варга А. Я., Стлина В. В.
Детям про диагностике агрессивности предлагают методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений»), опросник А. Басса и А. Дарки, методику изучения самооценки Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант), проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».
2. Индивидуальная работа с агрессивными детьми
При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:
- игра (очень часто используется в работе с младшими детьми),
- изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением),
- творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности),
- сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа),
- сублимирование агрессии в спорт,
- участие в тренинговой группе.
3. Коррекция агрессивного поведения в группе
Групповая форма работы имеет множество преимуществ, среди которых:
- группа отображает общество в миниатюре;
- групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
- группа даёт возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
- в группе человек может приобрести новые навыки, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров;
- в группе участники могут идентифицировать себя с другими;
- групповая форма работы имеет и экономические преимущества.
При групповой коррекции агрессивного поведения детей используются различные формы работы:
- беседа,
- ролевое проигрывание ситуаций,
- упражнения на самопознание и самовоспитание,
- этюды, пантомима,
- изобразительная деятельность,
- физические упражнения, подвижные игры,
- психогимнастика, ауторелаксация.
Но для проведения групповой терапии агрессивного поведения имеются и противопоказания:
- отрицательное отношение ребёнка или его родителей к этой форме работы,
- отсутствие успеха предварительной индивидуальной работы или медикаментозной терапии,
- сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, т.к. в данном случае поведение становится трудно контролируемым,
- наличие острой психотической симптоматики,
- снижение интеллекта до степени умеренной дебильности.
Работу по коррекции агрессивного поведения детей рекомендуется начинать с совместной терапии ребёнка и родителей. Следующий этап коррекции агрессивности – индивидуальная работа психолога с ребёнком. Если количество детей, имеющих агрессивные проявления и трудности в поведении, достигает 6 – 12 человек, имеет смысл говорить о создании коррекционной группы.
Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребёнка. Наказывать за конкретные поступки.
- Наказание не должно унижать ребёнка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста.
Что такое страх? Причины детских страхов. Вербальные упражнения в борьбе со страхом....
Детская агрессивность и способы её преодоления с помощью метода сказкотерапии
Детская агрессивность и способы её преодоления спомощью метода сказкотерапии 1. Детская агрессивность. Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Оч...
Тема: «Детские страхи и способы их коррекции»
Страх — нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей....
Детская агрессивность и способы её коррекции
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицатель...
Причины детской агрессивности и пути их коррекции
За последнее десятилетие во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанн...
Детская агрессивность и способы ее коррекции
Детская агрессивность и способы ее коррекцииОтклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, с...
Детская агрессивность и способы её коррекции.
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно вли...