«Творчество детей в детском саду в группе с нарушением интеллекта» (статья из опыта работы) Подготовила: Ахтямова О.А.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
«Творчество детей в детском саду в группе с нарушением интеллекта»
(из опыта работы)
Особенностью дефекта при умственной отсталости является наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально - волевой сферы. Несмотря на то, что у умственно отсталых детей грубо нарушены психические функции вследствие органического поражения центральной нервной системы, они не состоят из одних дыр и дефектов, их организм способен перестроиться. Мой опыт работы в воспитании и обучении глубоко умственно отсталых детей показал, необходимо расширять рамки коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Эффективность обучения зависит от нового подхода к нему, применения инновационных методов и приемов. Инновация в данном случае - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность обучения.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями в настоящее время приобрело большое социальное значение. В соответствии с Конституцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившей в силу 3 мая 2008 года, каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе , имеющих отклонения в психическом или физическом развитии.
Как обучать и развивать детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью? Многое зависит от умственного развития, речевого, физического, психического, сенсорного.
В развитии творческого потенциала ребенка применяются многие методы и приемы. В ТВОРЧЕСКИЙ УСПЕХ ребенка, можно включить такие функции, как: речевое развитие, развитие воображения, мелкая и общая моторика, сенсорное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Творчество детей в детском саду в группе с нарушением интеллекта» (из опыта работы) | 804.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»
«Творчество детей в детском саду в группе с нарушением интеллекта»
(статья из опыта работы)
Подготовила: Ахтямова О.А.
Калачинск 2023-24учебный год.
«Творчество детей в детском саду в группе с нарушением интеллекта»
(из опыта работы)
Особенностью дефекта при умственной отсталости является наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально - волевой сферы. Несмотря на то, что у умственно отсталых детей грубо нарушены психические функции вследствие органического поражения центральной нервной системы, они не состоят из одних дыр и дефектов, их организм способен перестроиться. Мой опыт работы в воспитании и обучении глубоко умственно отсталых детей показал, необходимо расширять рамки коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Эффективность обучения зависит от нового подхода к нему, применения инновационных методов и приемов. Инновация в данном случае - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность обучения.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями в настоящее время приобрело большое социальное значение. В соответствии с Конституцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившей в силу 3 мая 2008 года, каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе , имеющих отклонения в психическом или физическом развитии.
Как обучать и развивать детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью? Многое зависит от умственного развития, речевого, физического, психического, сенсорного.
В развитии творческого потенциала ребенка применяются многие методы и приемы. В ТВОРЧЕСКИЙ УСПЕХ ребенка, можно включить такие функции, как: речевое развитие, развитие воображения, мелкая и общая моторика, сенсорное развитие.
Проблема развития творческих способностей, и теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы.
Были изучены многие труды (электронные варианты, сайты, статьи и т.д.)
«Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготского;
«Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козаковой;
«Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьевой;
«Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комаровой, О. Ю. Зыряновой;
«Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой.
Авторы этих книг придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по продуктивной деятельности.
В своей работе я опиралась на методические разработки Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности»,
Эти работы позволили сделать вывод, что развитие творчества через продуктивные виды деятельности является одним из ведущих направлений после игровой, в процессе которого происходит формирование личности и индивидуальности ребенка, развитие его способностей.
Поэтому был разработан коррекционно - развивающий проект для дошкольников с умственной отсталостью «Мой разноцветный мир».
Использование природного материала, срезы от овощей (в технике печать), засушенных листьев и многие другие нетрадиционные материалы для рисования с детьми — развивают фантазию, творчество, воображение. Процесс изготовления рисунков из этих материалов, не только развивают эстетический вкус, пополняют навыки и умения необходимые детям, но и завораживают внимание ребенка, способствуют их интеллектуальной и творческой активности. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Уже несколько лет . мы вместе с воспитанниками детского сада рисуем картины, а рисуем не просто кистями. Вход идет все что угодно: ватные палочки, скомканная бумага, упаковочный полиэтилен и даже пальцы! Детская фантазия практически безгранична, а разноцветные отпечатки на бумаге , напоминают малышам пчелиные соты, листочки и даже животных.
В группе есть отдельное место, откуда дети могут взять краски, карандаши, мелки, раскраски и другие материалы для творчества и заниматься творчеством. Дети всегда проявляют творческое любопытство во время занятий, им очень интересно, что же можно создать из необычного применения материала. После созданных ими работ, некоторые воспитанники проявляют свои эмоции и восторг!
Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, далее будут перечислены техники, способствующие этому.
С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Существует классификация А. В. Никитиной, которая помогает определить, какая техника применяется в определенном дошкольном возрасте.
Давайте рассмотрим её.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• оттиск поролоном или печатками из ластика;
• фотокопия (восковые мелки и акварель);
• фотокопия (свеча и акварель);
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
• кляксография обычная и с трубочкой;
• монотипия пейзажная и предметная;
• печать по трафарету.
Рассмотрим каждую нетрадиционную технику в отдельности.
Тычок жесткой полусухой кистью
В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.
Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку/ поролон.
Фотокопия
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой или восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками или свечой остается не закрашенным.
Печать по трафарету
Изображение получается путем прижимания печатки или поролонового тампона к штемпельной подушечке с краской и нанесения оттиска на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, следует брать другой тампон и трафарет.
Монотипия предметная
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину предмета (предмет должен быть симметричным). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает жидко разведенную гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Потом лист накрывается другим листом и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже и дорисовываются детали.
Кляксография с трубочкой
Как и в обычной кляксографии ребенок зачерпывает пластиковой ложкой жидкую гуашь, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Отличие происходит в том, что ребенок начинает дуть на пятно через трубочку. Важно, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Затем процедура повторяется, если это необходимо. Можно дорисовать недостающие детали.
Отпечатки листьев
Способ получения изображения: ребенок покрывает литок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Монотипия пейзажная
Как и в предметной монотипии, лист бумаги скалывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в воде. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, которая предназначена для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Рисунки из ладошки
Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.
Каждая из этих техник - маленькая игра, путешествие в сказочную страну. Они помогают детям чувствовать себя раскованнее, выражать свое творческое начало и свое собственное "Я".
Требования к образовательному процессу.
Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.
Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования :
• экспериментирование;
• знакомство с нетрадиционной техникой;
• творческое преобразование;
• получение оригинального рисунка;
• использование приобретенного опыта.
Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому человеку, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение и т. д.
Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.
Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Методическое обеспечение опыта.
Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приё мы и методы:
· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
· игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Интеграция всех образовательных областей:
· Социально-коммуникативное развитие
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое развитие
· Физическое развитие
Форма и методы реализации:
· Групповая и индивидуальная работа с детьми;
· Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
· Мастер - классы с педагогами и родителями;
· Консультации для родителей и педагогов;
· Публикация информации на сайте ДОУ;
· Оформление предметно-окружающей среды.
Виды используемых техник нетрадиционного рисования.
· Рисование песком;
· Печать листьями;
· Рисование мятой бумагой;
· Кляксография с трубочкой;
· Печать по трафарету;
· Монотипия предметная;
· Монотипия пейзажная;
· Пластелинография;
· Рисование свечей;
· Оттиск пенопласта;
· Рисование пеной для бритья;
· Оттиск поролона;
· Рисование солью;
· Рисование ладошкой;
Материал:
• Наборов разно фактурной бумаги.
• Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
• Художественно-изобразительного материала.
• Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
• Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;
• Демонстрационного наглядного материала.
Формы подведения итогов в конце года реализации опыта :
• Проведение выставок детских работ
• Проведение открытого мероприятия
• Проведение мастер-класса среди педагогов
• Сообщение опыта работы на МО
Предполагаемый результат:
• Инициативность;
• Самостоятельность;
• Любознательность;
• Наблюдательность;
• Воображение, фантазия, образное мышление;
• Творческие способности;
• Склонность к экспериментированию;
• Способность к принятию решений.
Как писалось ранее, рисование имеет огромное влияние на всестороннее развитие личности.
Как же нетрадиционные техники рисования способствуют развитию ребенка?
Ответ на этот вопрос, не пришлось искать в книгах, он пришел самостоятельно, в ходе работы с детьми с использованием нетрадиционных техник рисования.
Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции.
Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования.
В-третьих, у детей развивается координация движений.
Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Исследовательская деятельность детей в детском саду Подготовительная группа
Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-иссл...
Проект по адаптации детей к детскому саду в группе раннего возраста «Здравствуй детский сад.»
Тема проекта: Адаптация детей к условиям детского сада.Творческое название: «Здравствуй детский сад»Тип проекта: Практико-ориентировочно-творческий.Автор проекта: ...
Статья «Как развивать мелкую моторику у детей в детском саду с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)» (из опыта работы учителя - логопеда).
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в...
Современная тенденция развития музыкального творчества детей в детском саду.
Современной тенденцией развития музыкального творчества детей, подростков, молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который зависит от развития личности человека, от овладения ...
«Творчество детей в детском саду в группе с нарушением интеллекта»
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями в настоящее время приобрело большое социальное значение. «Творчество детей в детском саду в группе с нарушением...
«Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»
Доклад о преемственности творчества в детском саду и школе и значении изобразительной деятельности в развитии детей....
Творчество детей в детском саду
Дети и творчество - это значимое и результативное воспитание во всех сферах....