Физическое воспитание детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
О пользе физических упражнений в коррекционно-развивающей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie_detey_s_ovz.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание
в дошкольном учреждении компенсирующего вида
Физическое воспитание является важным компонентом образовательного процесса в дошкольном учреждении компенсирующего вида. Однако до сих пор оно остается ориентированным на детей, не имеющих отклонений в развитии речи, что серьезно затрудняет работу специалиста по физической культуре, работающего с детьми, имеющими речевую патологию. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми–инвалидами является одним из условий их успешной социализации.
«В работе по физическому развитию обучающихся с ТНР помимо образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на воспитание у обучающихся представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре.
Задачи образовательной области "Физическое развитие" решаются в ходе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников; в процессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкультурой, массажа, закаливающих процедур); в совместной деятельности обучающихся с педагогическим работником по формированию культурногигиенических навыков и навыков самообслуживания; на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических, в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении музыкально-ритмических движений); в играх и упражнениях, направленных на сенсомоторное развитие; в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, формируются естественные жесты, мимика; в подвижных играх и подвижных играх с музыкальным сопровождением; в индивидуальной коррекционной, в том числе логопедической, работе с детьми с ТНР.
В логике построения "Программы" образовательная область "Физическое развитие" должна стать интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-двигательное развитие обучающихся» (ФАОП).
Задержка речевого развития центрального органического генеза у большого количества современных детей, как и любое нейрогенное нарушение, - это целый симптомокомплекс дисфункций, которые требуют значительных усилий для их устранения, нежели только традиционная логопедическая коррекция. У детей наблюдаются отклонения от нормы не только речевого, но и моторного, соматического, психического, неврологического, иммунного, коммуникативного статусов. Поэтому их нужно не только научить говорить, но у них также необходимо восстановить нарушенные процессы программирования и реализации сенсорных, двигательных, поведенческих, познавательных, перцептивных, мыслительных актов.
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Причем интеллектуальное отставание имеет у этих детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения.
У этой категории детей с отклонениями в развитии наблюдается сужение объема памяти, быстрое забывание материала, особенно вербального, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.
Кроме того, большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства, проявляющиеся в более поздних по сравнению с нормально развивающимися детьми сроках формирования двигательных функций. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Произвольные движения, в отличие от непроизвольных, всегда направлены на выполнение той или иной поставленной задачи и реализуются по определенным моторным программам под непрерывным контролем ЦНС. Управление произвольными движениями осуществляется благодаря сенсорной коррекции, требующей постоянного поступления в ЦНС обширной информации о ходе эфферентного процесса и о непрерывно меняющихся внутренних и внешних его условиях. Эта информация передается афферентными звеньями ЦНС. Для управления движениями необходимо сличать фактически имеющиеся значения регулируемых параметров движения с заданными, требуемыми значениями, система которых и составляет программу моторного акта.
В основе программы любого моторного акта лежит сенсорный образ выполняемого движения. Согласно учению И.П.Павлова, в возникновении произвольных движений решающую роль играет корковый анализ и синтез кинестетических раздражений, поступающих в нервную систему от работающих мышц.
Речевые движения также реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений.
Итак, нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики.
В основе формирования сложного двигательного навыка лежит моторное планирование.
Моторное планирование – это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность. Автоматические движения не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда необходимо сделать что-то неосвоенное, непривычное.
Моторное планирование - наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей, так как требует произвольного внимания, а оно тесно связано с когнитивными функциями.
При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности. Выполняя новые движения ребенок не спешит, выполняет медленно – использует моторное планирование. Как действие становится навыком, оно перестает требовать моторного планирования, выполняется легко и быстро, без предварительного обдумывания.
Моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом головного мозга и другими нервными структурами. Мозг говорит мышцам что надо делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способным это осуществлять.
Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.
Координация движений развивается постепенно, на основе опыта и упражнения, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся точно адекватным, центральным ответом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...
Рекомендации инструктора по физической культуре "Использование подвижных игр в физическом воспитании детей "
Подвижные игры для детей – важный инструмент познания этого мира и мощнейший фактор роста. Движение – естественное состояние любого ребенка. Ребенок, которому созданы условия для дви...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие....
Адаптивная физическая культура как вариативная форма физического воспитания детей с ДЦП
Адаптивная физическая культуры для лиц с ограниченными возможностями (ДЦП) - особенности, задачи, принципы, методы....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»...
Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)
В данной статье представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает обновление образовательной деятельности на основ...
Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра
Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...