Рабочая программа кружковой работы "Нейрофитнес для дошкольников"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Галимуллина Алсу Ринатовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нейрофитнес для дошкольников» социально-гуманитарной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrofitnes_dlya_doshkolnikov.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейрофитнес для дошкольников»

РАЗДЕЛ №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ»

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нейрофитнес для дошкольников» социально-гуманитарной направленности, разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.

Публикация «Программа „Нейрофитнес для дошкольников“» размещена в разделах

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 N 56722).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).

Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).

При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Фитнес для дошколят» используется стартовый уровень дополнительного образования детей.

Актуальность Программы.

В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с различными нарушениями в физическо и психическом развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. В связи с этим, перед педагогами ДОУ всё более востребованным становится поиск новых, эффективных психолого-педагогических методов и форм работы, направленных на полноценное и всестороннее развитие дошкольников. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс является применение элементов нейрофитнеса.

Нейрофитнес — это комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга.

Нейрофитнес состоит из целого спектра простых упражнений. Их могут выполнять не только дети, но и взрослые. Родители могут ввести эти «мозговые тренировки» в ежедневное детское расписание даже в качестве утренней зарядки, чтобы у ребёнка выработалась привычка выполнять их на регулярной основе, ведь залог успеха — правильность выполнения и систематичность.

Упражнения для мозга позволяют решить множество задач, связанных не только с работой мозга в целом, но и с познавательными способностями.

Таким образом, Нейрофитнес - уникальная методика комплексного, естественного и безопасного развития умственных и физических способностей детей, основанная на системе специально разработанных нейропсихологических упражнений.

Нейрофитнес способствует совершенствованию памяти и мыслительных способностей, концентрации внимания, скорости реакции и координации движений, межполушарного взаимодействия и пространственного мышления, мелкой и крупной моторики, навыка управления собственными эмоциями, что в конечном итоге повышает самооценку ребенка и позволяет добиться успехов в учебе.

Актуальностью программы является и то, что в итоге каждый ребенок может быть способен продуктивно обучаться и усваивать большие объемы информации, что должно облегчить дальнейшее обучение в школе.

Новизна программы заключается в применении элементов нейропсихологической диагностики и коррекции в групповой работе с детьми 5- 7 - летнего возраста в дошкольном учреждении. Так как подобная работа до настоящего времени осуществляется в основном в специализированных центрах.

Отличительные особенности Программы.

Программа «Нейрофитнес для дошкольников» - направленна не на тренировку определенных навыков, а на формирование целостной функциональной системы, на базе которой воспитанники смогут самостоятельно овладевать различными знаниями и умениями в процессе обучения.

Организация образовательной деятельности

Программа предназначена учащимся дошкольного возраста 5-7 лет и по нормативным срокам реализации программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объём составляет 68 часов (5-6 лет – 34ч. ; 6-7 лет – 34ч.).

Программа рассчитана на 32 учебные недели в, начало учебного года с октября.

Формы обучения и режим занятий

Форма обучения – очная. Основной формой образовательной деятельности являются занятия, которые проводятся по группам. Наполняемость групп – от 7 до 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Расписание занятий составляется, с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы и условиям проведения занятий.

- дети 5-6 лет – 25 минут;

- дети 6-7 лет– 25-30 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель Программы : профилактика, коррекция и развитие речевой, познавательной и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями на основе нейропсихологического подхода.

Задачи:

1. развивать коммуникативно-речевые навыки,

2. формировать произвольную регуляцию и контроль поведения,

3. развивать эмоциональную сферу,

4. обогатить сенсорный опыт,

5. компенсировать дефицит моторного развития,

6. формировать пространственно-временные представления,

7. развивать чувства ритма,

8. развивать межполушарное взаимодействие,

9. развивать высшие психические функции.

1.3 Содержание программы.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем программы 

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Кинезиологические упражнения

Игры, упражнения, диагностика. личностного роста.

Рефлексия в конце каждого занятия.

10

 3

 7

Наблюдение в процессе каждого занятия

 Когнитивные игры

Игры, упражнения.

10

1

Наблюдение в процессе каждого занятия

Психокоррекционные игры

Рефлексия в конце каждого занятия.

14

Наблюдение в процессе каждого занятия. Анкетирование родителей и педагогов, диагностик

1. Раздел: Кинезиологические упражнения

Нейропсихологические задачи: нормализация работы всех блоков головного мозга, формирование целостного восприятия информации.

Практика:

1. Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие,

2. Упражнения нормализующие мышечный тонус,

3. Упражнения углубляющие позитивное отношение,

4. Упражнения повышающие энергетические возможности ребенка.

2. Раздел: Когнитивные игры

Психологические задачи: развитие умения анализировать информацию, быстро думать в условиях ограничения времени.

Практика: 1. Математические игры;

2. Речевые игры;

3. Игры на развитие внимания;

4. Игры на развитие пространственных представлений.

3. Раздел: Психокоррекционные игры

Психологические задачи: Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Формирование представлений о себе, социальных отношениях, развитие уверенности в себе.

Практика: 1. Кто Я? Какой Я?

2. Буду добрым и хорошим;

3. Я взрослею.

1.4 Планируемые результаты.

1. У детей развиты коммуникативные навыки:

-сформирована готовность совместной деятельности со сверстниками,

-развито умение устанавливать контакт и поддерживать его.

2. У детей формируется произвольная регуляция и контроль поведения

- развито умение следовать инструкции взрослого человека,

-формируется способность регулировать свое поведени

совершенствуется умение планировать самостоятельную деятельность,

- развиваются волевые качества (организованность, аккуратность,

-сформированы понятия «надо» и «нельзя».

3. У детей развита эмоциональная сфера:

-развита эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию,

-развито умение проявлять положительные эмоции,

-развито умение распознавать эмоции.

4. Детьми приобретён сенсорный опыт:

-сформированы зрительные, слуховые, тактильнокинестетические эталоны.

5. У детей скомпенсирован дефицит моторного развития:

-владеют разными видами ползания,

-развита крупная моторика,

-развита тонкая моторика рук.

6. У детей сформированы пространственные представления:

-различают «верх- низ»«впереди-сзади»«лево-право».

7. У детей развито чувство ритма:

-могут повторить заданный ритмический рисунок.

8. У детей развито межполушарное взаимодействие:

- сформирована общая двигательная координация,

-развиты крупные содружественные движения двумя руками и ногами,

-развита реципрокная координация рук и ног,

-продолжают формироваться межфункциональные связи.

9. У детей развиты высшие психические функции:

-развита способность к концентрации и устойчивости произвольного внимания

- обогащен сенсорный опыт ребенка.

Раздел № 2.«Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Режим работы

1

64

32

64

2 раза в неделю по 1 академическому часу (25/30 мин)

Учебный план (УП)

Содержание учебного плана составлено с учётом:

- режима работы МБДОУ Сабинский детский сад № 4 «Кынгырау»

-дата начала оказания дополнительных платных образовательных услуг – 01.10.2024г.

- продолжительностью учебного года – 2024-2025 г.

- количество недель в 2024-2025 учебном году-32.

2.2 Условия реализации Программы

Эффективность решаемых в программе задач будет достигнута при выполнении следующих условий:

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы при проведении любого занятия;

- заинтересованное вовлечение каждого ребёнка в деятельность.

Материально-техническое обеспечение

• Хорошо освещенный кабинет, площадью не менее 18 кв. м. ;

• Коврики

• Музыкальный центр

• CD диски

• Фонотека

• Сборники музыкального сопровождения

• Спортивный инвентарь

- Мячи разных размеров.

- Коврики для упражнений в партере на каждого ребенка.

Для успешной реализации программы необходимо сотрудничество с родителями и необходимое материальное обеспечение

Необходимо специальное, хорошо проветриваемое, помещение с ковровым покрытием, достаточно просторное, для проведения групповых подвижных игр, упражнений в кругу, релаксаций.

2.3. Формы контроля.

Формы реализации программы :

По количеству детей, участвующих в занятии – подгрупповая.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – мастерская.

По дидактической цели - комбинированные формы занятий.

Формы работы:

телесные разминки, массаж;

имитационные разминки;

пальчиковые игры;

дидактические игры;

игры с правилами;

двигательные разминки;

н/ гимнастика:

корригирующая гимнастика;

элементы детской йоги;

дыхательные упражнения;

сенсомоторные упражнения;

игры на внимание и быстроту реакции.

2.4. Оценочные материалы

Для выявления результатов достижений каждого ребенка используется педагогическое наблюдение, анализ результатов, анкетирование, выполнение диагностических заданий (количественные, качественные характеристики)

1. Выводы о динамике развития детей осуществляются следующими способами:

«Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович (нейропсихологическая технология психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития, нацеленная на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций);

-методы моторной коррекции (которые направлены на восстановление контакта ребенка с собственным телом, умение расслаблять мышечное напряжение, развитие навыков невербальной коммуникации.)

-двигательные методы

-когнитивные методы (на преодоление трудностей усвоения новых знаний и формирование ВПФ.)

Эти методы применяются в едином комплексе и взаимодополняют друг друга.

Дополнительно:

- Метод двигательных ритмов (направлен на формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др.)

- Метод звукодыхательных упражнений. (направлен на развитие самоконтроль и произвольность. - ритм дыхания и движения.

- Релаксационный метод. (направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций)

- Метод психогимнастики. (помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику)

Оценка продуктивности психической деятельности проводится согласно принятой в нейропсихологии шкале :

«0» — выставляется в тех случаях, когда ребенок выполняет все тесты без ошибок;

«1» — если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора;

«2» — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;

«3» — задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.

2. Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к психическим нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности (степень включения в нее, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.

3. Отзывы родителей и воспитателей об изменениях в поведении и деятельности ребенка.

2.5. Методические материалы.

В ходе коррекционно-развивающей работы по программе «Фитнес для дошколят» используются игры и упражнения, которые направлены: на эмоциональное общение; на развитие движений, как всего тела, так и движений отдельных его частей (рук, ног, жестомимической активности и т. д.) и их содружественной работе; на речевое и неречевое дыхание; на восприятие разнообразных стимулов, полученных через разные сенсорные каналы (запах, цвет, форма, фактура, температура, звучание, ощущение от движений собственного тела и т. п.); на пространственно-временные представления (1 и 2 блоки мозга по А. Р. Лурия). Так как все это предшествует активному развитию речи ребенка в процессе онтогенеза. А так же, на занятиях уделяется огромное внимание процессам, которые формируются в данном возрастном периоде: произвольная регуляция поведения, планирование деятельности и контроль (3 блок мозга, лобные доли коры больших полушарий).

Занятия по программе «нейрофитнес для дошколят» проводятся в форме групповых игротренингов, в ходе которых создается ситуация успеха, способствующая повышению самооценки воспитанников, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Одна и та же игра обычно используется в ходе 2-3 занятий, но на каждом этапе в нее вводится элемент усложнения. Может измениться задача, а может и материал. Принципы проведения групповых коррекционных занятий: Соблюдение правил и условий игры

Четкая, повторяющаяся структура занятий

Принцип ответственности каждого за групповую деятельность (мы на тебя смотрим, мы тебя ждем)

Для организации детей в процессе игротренинга, прежде чем войти в зал дети выбирают маркер (резиночку) одного из двух цветов и надевают ее на запястье левой руки. Так дети делятся на подгруппы (красную, желтую) для того, чтобы каждый ребенок был в малой группе.

Данный маркер является одним из способов обозначения левой и правой руки.

Занятия коррекционно-развивающей программы построены по принципу постоянной смены форм взаимодействия детей (группы, подгруппы, диады, что вырабатывает гибкость в выборе ребенком формы и типа поведенческой реакции.

В канву занятия вводится музыка. Она используется для организационного момента, как средство эмоционального включения в процесс занятия; для развития неречевого слуха; как фон (релаксация). Благодаря музыке, в процесс развития ребёнка включаются все основные каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный, двигательный, ритмический, а это является стимулом для комплексной переработки любой информации.

Музыка, используемая на занятии, должна быть дозирована и оправдана поставленной задачей.

В игротренингах широко используются разные виды природного материала: шишки, орехи, крупы, ягодные косточки, каштаны, бобы, опавшие листья, а также листы белой и тонированной бумаги, калька, фольга, трубочки для коктейля, вата, вода. Этот раздаточный материал на занятии используется многофункционально, как для сенсорного развития, так и для моторного (глазомер, координация, ощущение, звук и т. п.)

Работа с родителями

В рамках этой формы работы с родителями предполагается предварительно провести собрание, цель которого рассказать о нейропсихологическом подходе к такому процессу, как подготовка к школе. В одноименной группе ВК, ОК, Viber, WhatsApp, Telegram будет работать форма обратной связи, где будет выкладываться необходимая информация для закрепления достигнутых ребенком результатов, у родителей будет возможность задать вопросы педагогу и оперативно получить на них ответы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. «Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах» М. : Генезис 2017г.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии :М. : Изд. В. Секачев, 2016 г. 4. Выготский Л. С. «Мышление и речь» М. : «Национальное образование» 2016 г.

3. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с. ISBN 978-5-7695-4758-4

4. Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная оценка данных. М. : Смысл, 2012

5. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста : Учебное пособие. — СПб. : Питер, 2008. — 288 с. : ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 978-5-318-00752-1.

6. В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова Нейроспихологические занятия с детьми Ч 1/ Практическое пособие –М. :АЙРИС-пресс,2022._416с.

7. В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова Нейроспихологические занятия с детьми Ч 2/ Практическое пособие –М. :АЙРИС-пресс,2022._144с.

8. И. И. Праведникова, Нейроспихология. Игры и упражнения. /–М. :АЙРИС-пресс,2018._112с.

9. Микадзе Ю. В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте: Автореф. докт. дис. — М. : МГУ, 1999.

10. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Под редакцией Ж. М. Глозман. М. :Теревинф, 2016 113

11. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка (ОРПДР) ИздательствоАЙРИС дидактика: 2007.

12. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М. : Академия, 2002.

13. Семенович А. В., Гатина С. В., Серова Л. И., Сафронова Е. В., Пивоварова Е. В. Схема нейропсихологического обследования детей. -М. : МГПУ, 1998.

14. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста» М. : Генезис 2017 г.

15. Семенович А. В. «Межполушарное взаимодействие» Хрестоматия М. : Генезис 2018 г.

16. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза, М. : Генезис, 2015

17. Семенович А. В., Вологдина Я. О., Ланина Т. Н. : Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Редактор: Торчинская М. О., Издательство: Дрофа, 2014г.

18. Сунцова А. В., Курдюкова С. В. Изучаем пространство с нейропсихологом. М. : Генезис 2016г.

19. Фарбер Д. А., Дубровинская И. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека, 1997. – Т. 23. – № 2. – С. 25-32.

20. Хомская Е. Д. «Нейропсихология» СПб. : «Питер» 2017 г.

21. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М. : "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"

Программа работы по оздоровлению детей...

Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"

В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"

Пояснительная записка.        Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...