Рабочая программа учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с УО.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Рекова Людмила Борисовна

Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с УО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2022_-23.docx100.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

Утверждаю

Заведующий МБДОУ детский сад

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности

Рековой Людмилы Борисовны

на 2022-2023 учебный год

Содержание

Стр.

1. Целевой раздел.

1.1Пояснительная записка

4

1.1.1Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

5

1.1.2Принципы коррекционно-развивающей работы

6

1.2Характеристика контингента воспитанников

8

1.3Планируемые результаты.

10

2. Содержательный раздел

2.1Содержание образовательной деятельности по образовательным областям

11

2.1.1Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

12

2.1.2Образовательная область «Познавательное развитие»

26

2.1.3Образовательная область «Речевое развитие»

42

2.2Взаимодействие с семьями воспитанников.

52

2.3Совместная деятельность учителя-дефектолога со специалистами и воспитателями группы.

55

3. Организационный раздел.

3.1Организация развивающей предметно-пространственной среды

57

3.2Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с детьми

60

Приложение

Регламент рабочего времени учителя-дефектолога

65

Примерный режим дня и сетка НОД

66

Список детей и разделение детей на подгруппы

70

Темы недели

71

1. Целевой раздел.

1.1Пояснительная записка.

Данная рабочая программа предназначена для работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью (синдром Дауна) в возрасте от 4 до 8 лет

Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с умственной отсталостью (синдром Дауна) разрабатывалась на основе:

- Основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , 2019 г.

- Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, 2019г.

- Адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, 2022-2024 учебный год детского сада комбинированного вида № 7 г. Крымска.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год — с 1сентября 2022 г. по 31 мая 2023г.

Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (в содержании каждого раздела определены его структурные особенности).

В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития воспитанников, представленными в пяти модулях образовательных областей:

- Познавательное развитие

- Социально-коммуникативное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

1.1.1Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

Цель – обеспечить построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Профессиональное применение способствует решению следующих задач:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. Обеспечение равных возможностей детям в части максимально возможного индивидуального развития в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
  3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней на всех возрастных этапах детского развития;
  4. Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  6. Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетически, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, предпосылок учебной деятельности;
  7. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим, эмоциональным и физиологическим особенностям детей.

1.1.2Принципы коррекционно-развивающей работы.

Программа базируется на основных принципах дошкольного образования, сформулированных в Стандарте:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество организации с семьей.

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов и используемых приемов возрасту, особенностям развития состоянию здоровья детей).

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Также содержание программного материала учитывает принципы специальной дошкольной педагогики, заключающиеся в следующем:

1. Учет возрастных возможностей ребенка к обучению.

2. Единство диагностики и коррекции отклонений в развитии.

3. Учет вида, структуры и характера нарушения.

4. Применение генетического принципа, ориентированного на общие возрастные закономерности развития с поправкой на специфику степени выраженности нарушения при разворачивании этого развития, когда психика чрезвычайно чувствительна даже к незначительным внешним воздействиям.

5. Коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов.

6. Учет соотношения актуального уровня развития ребенка и его зоны ближайшего развития.

1.2.1Характеристика контингента воспитанников

Группу компенсирующей направленности (особая группа) посещают 3 ребенка с диагнозом синдром Дауна.

2 девочки и 1 мальчик. У всех детей умственная отсталость легкой формы.

Возрастные индивидуальные особенности контингента детей.

У детей с нарушением интеллекта особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, при родовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. Органическое поражение ЦНС носит не прогрессирующий характер. Дети способны к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений ЦНС и их отдаленными последствиями.

Возрастные психологические особенности дошкольников с нарушением интеллекта:

                1. Мышление носит наглядно-образный характер.

                2. Внимание, память, мышление остаются непроизвольными.

                3. Речь находится в стадии формирования.

                4. Ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

                5. Сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов: внимания, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте.

                6. Ведущим типом общения становится -ситуативно-деловое.

1.3Планируемые результаты.

На этапе завершения освоения программы дети могут научиться:

- здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными средствами общения;

- благодарить за услугу, за подарок, угощение;

- адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;

- проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;

- проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;

- адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

- проявлять интерес к познавательным задачам (производить анализ проблемно-практической задачи; выполнять анализ наглядно-образных задач; называть основные цвета и формы);

- соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией;

- выполнять задания на классификацию знакомых картинок;

- быть партнером в игре и в совместной деятельности со знакомыми сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;

- знать и выполнять некоторые упражнения из комплекса утренней зарядки или

разминки в течение дня;

- самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх;

- самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;

- положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль в детском саду и дома;

- проявлять самостоятельность в быту; владеть основными культурно-гигиеническими навыками;

- положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда.

2. Содержательный раздел.

2.1Содержание образовательной деятельности по образовательным областям.

При построении рабочей программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы. По освоению детьми грппы компенсирующей направленности № 01 каждой образовательной области разработано календарно-тематическое планирование, основанное на Примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с умственной отсталостью с методическими рекомендациями / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. – М.: Просвещение, 2019 (см. приложение)

Образовательные области

НОД

Кол-во НОД в неделю

Кол-во НОД в год

Социально-коммуникативное развитие

Обучение игре (среда)

1

38

Познавательное развитие

Количественные представления (вторник)

1

38

Сенсорное развитие (вторник)

1

38

Формирование мышления(четверг)

1

38

Ознакомление с окружающим (понедельник)

1

38

Речевое развитие

Развитие речи и ручной моторики (пятница)

1

38

2.1.1Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социальное развитие и коммуникация.

Возраст 3-4 года:

Задачи обучения и воспитания:

- совершенствовать потребность ребенка в эмоционально-личностном контакте со взрослыми;

- формировать интерес к ситуативно-деловому контакту со взрослым;

- обучать первичным способам усвоения общественного опыта (в совместных действиях ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, на основе подражания действиям взрослого;

- совершенствовать умение понимать и воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем в процессе общения со взрослыми;

- совершенствовать умение выполнять элементарную речевую инструкцию, регламентирующую какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;

- формировать умение адекватно реагировать на выполнение режимных моментов (например, при переходе от бодрствования ко сну, от игры к занятиям и т. д.)

- учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;

- учить обыгрывать сюжетные и дидактические игрушки;

- воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым;

- воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;

- воспитывать интерес к подвижным играм;

- учить детей играть рядом, не мешая друг другу;

- формировать представление о себе, как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах;

- формировать уверенность, чувства раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи;

- формировать представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в ней;

- воспитывать самостоятельность в быту: учить детей обращаться к педагогам за помощью, формировать навык опрятности, учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистым, одетым;

- учить мыть руки после пользования туалетом, перед едой;

- формировать навык аккуратной еды, т. е. учить пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом;

- учить пользоваться носовым платком;

- формировать навыки раздевания и одевания, ухода за снятой одеждой;

- учить оценивать свой внешний вид, используя зеркало и зрительный контроль.

Возраст 4-5 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать у ребенка способы адекватного реагирования на свое имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями);

- продолжать формировать у ребенка представления о себе и о своей семье;

- продолжать формировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах;

- учить узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях;

- закреплять умение выделять и называть основные части тела (голову, шею, туловище, живот, спину, руки, ноги, пальцы);

- учить показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши, а на голове — волосы;

- учить определять простейшие функции организма (ноги ходят, руки берут, делают; глаза смотрят; уши слушают);

- формировать умение адекватно вести себя в конкретной ситуации (сидеть во время занятия, ложиться в свою постель, при одевании на прогулку класть и брать вещи из своего шкафчика и т. п.);

- учить наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников;

- учить положительно эмоционально реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.

Возраст 5-6 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- воспитывать у детей потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников;

- формировать умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев), умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь);

- закреплять умение называть свое имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников;

- учить называть свой возраст, день рождения, место жительства (город, поселок);

- формировать у детей предпочтения в выборе занятий, игр, игрушек, предметов быта;

- учить обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями (Давай будем вместе играть; Дай мне игрушку);

- продолжать формировать коммуникативные умения, т. е. умения приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу, доброжелательно взаимодействовать;

- учить давать элементарную оценку результатам своей деятельности и деятельности сверстников;

- формировать потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников (игровой, музыкальной, театральной и др.)

Возраст 6-7 (8) лет.

Задачи обучения и воспитания:

- учить детей выражать свои чувства по отношению к другим людям и событиям (грусть, радость, удивление, страх, печаль, гнев, жалость, сочувствие);

- формировать умение играть в коллективе сверстников;

- совершенствовать умение развертывать сюжетно-ролевые игры, передавая несколько связанных между собой событий;

- учить передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе сюжетно-ролевой игры 9радость, печаль, тревогу, страх, удивление);

- учить предварительно планировать этапы предстоящей игры;

- продолжать учить отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденное ими в процессе экскурсий и наблюдений, закреплять умение оборудовать игровое пространство с помощью различных подручных средств и предметов-заместителей;

- учить использовать знакомую символику для активизации их самостоятельной деятельности и создания условных ориентиров для развертывания игры;

- продолжать развивать умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, его повадки, особенности поведения;

- закреплять умение драматизировать понравившиеся сказки и истории;

- учить распознавать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние;

- формировать умение давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;

- учить осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение со стороны окружающих и адекватно реагировать на него;

- учить замечать изменение настроения, эмоционального состояния близкого взрослого или сверстника;

- формировать переживания эмпатийного характера, выражающиеся в сострадании, сочувствии, отзывчивости, взаимопомощи, выражении радости;

- формировать отношение к своим чувствам и переживаниям как к регуляторам общения и поведения;

- формировать умение начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и близким взрослым;

- формировать умение простыми способами разрешать возникшие конфликтные ситуации;

- обучать навыкам партнерства в игре и совместной деятельности, учить обращаться к сверстникам с просьбами и предложениями о совместной игре и об участии в других видах деятельности;

- продолжать формировать желание участвовать в совместной деятельности (уборка игрушек, кормление и уход за животными и растениями в живом уголке, сервировка стола и уборка посуды, уход за территорией, влажная уборка помещения в детском саду и дома, посадка лука и цветов в детском саду, на приусадебном участке и др.)

Воспитание самостоятельности в быту.

Возраст 3-4 года.

Задачи обучения и воспитания:

- учить детей обращаться к педагогам за помощью;

- формировать навык опрятности;

- учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми;

- учить мыть руки после пользования туалетом, перед едой, после прогулки;

- формировать навык есть аккуратно, т. е. пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом;

- учить пользоваться носовым платком;

- формировать навык раздевания и одевания, ухода за снятой одеждой;

- учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и зрительного контроля.

Возраст 4-5 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- продолжать работу с детьми по привитию культурно-гигиенических навыков;

- воспитывать навыки опрятности и умение правильно пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу;

- продолжать закреплять навык умывания;

- учить мыть ноги перед сном;

- закреплять навыки правильного поведения за столом, учить самостоятельно есть, правильно пользоваться чашкой, ложкой, вилкой, салфеткой;

- учить есть красиво и не спеша, откусывать понемногу, тщательно пережевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды;

- приучать в процессе раздевания и одевания соблюдать определенную последовательность, часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым;

- знакомить детей с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды (пользоваться молнией, кнопками, застежками, «липучками», ремешками, пуговицами, крючками, шнурками);

- учить пользоваться расческой;

- формировать навыки ухода за полостью рта (полоскать после еды, чистить зубы утром и вечером);

- закреплять умение обращаться за помощью к взрослому, учить помогать друг другу в процессе одевания и раздевания;

- учить вежливо общаться друг с другом в процессе выполнения режимных моментов (предлагать друг другу стул, поблагодарить за помощь, завязать платок, застегнуть пуговицу);

- воспитывать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом.

Хозяйственно-бытовой труд.

Возраст 5-6 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- воспитывать у детей желание трудиться, получать удовлетворение от своего труда;

- учить замечать непорядок в одежде, знакомом помещении, на знакомой территории и устранять его;

- формировать у детей практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в помещении, игровом уголке, на огороде, а также в процессе ухода за растениями и животными;

- создавать условия для овладения детьми практическими действиями с предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях наведения порядка в знакомом помещении и на знакомой территории;

- учить планировать свои практические действия при выполнении трудовых поручений, распределять свое время в соответствии с необходимыми трудовыми затратами;

- учить взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений;

- воспитывать чувство гордости за результаты своего труда.

Возраст 6-7 (8) лет.

Задачи обучения и воспитания:

- закреплять у детей желание трудиться, умение получать удовлетворение от результатов своего труда;

- продолжать формировать умения наводить порядок в своей одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории;

- формировать практические действия, которые необходимы для ухода за растениями на участке и животными из живого уголка;

-продолжать учить практическим действиям с предметами — орудиями и вспомогательными средствами в целях правильного их использования при наведении порядка в знакомом помещении и на знакомой территории;

- учить выполнять свои действия в соответствии с планом занятий с учетом режимных моментов;

- учить новым способам сотрудничества с другими детьми в процессе выполнения работы;

- учить бережному отношению к орудиям труда;

- воспитывать самостоятельность и активность детей в процессе трудовой деятельности.

Обучение игре.

Возраст 3-4 года.

Задачи обучения и воспитания:

- учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;

- учить обыгрывать игрушки;

- воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым;

- воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;

- воспитывать интерес к подвижным играм;

- учить детей играть рядом, не мешая друг другу.

Возраст 4-5 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- учить воспроизводить цепочку игровых действий;

- учить вводить в игру элементы сюжетной игры;

- учить детей играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой, подчиняясь требованиям игры, принимая на себя роль (матери, бабушки, отца, шофера, воспитателя, музыкального работника, доктора, продавца);

- учить наблюдать за деятельностью взрослых, фиксировать результаты своих наблюдений в речевых высказываниях;

- знакомить с формами поведения в ходе новых для детей форм работы (во время экскурсий, походов в магазин, посещения медицинского кабинета);

- формировать адекватные формы поведения в воображаемой ситуации (Это магазин, а Миша продавец; Коля ведет машину. Коля шофер, мы все пассажиры, едем в детский сад);

- привлекать к участию в драматизации сказок с простым сюжетом, учить играть соответствующие роли.

Возраст 5-6 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать у детей умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи;

- обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми;

- формировать в игре представления о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом;

- учить решать в игре новые задачи: использовать в процессе игры предмет-заместитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер;

- учить осуществлять перенос усвоенных игровых способов действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;

- активизировать самостоятельную деятельность детей, насыщая сюжет игровыми ситуациями;

- учить самостоятельно принимать решения о выборе будущей игры, таким образом закладывая основы планирования собственной деятельности;

- закрепить умение разыгрывать сюжет понравившейся им сказки или истории.

Возраст 6-7 (8) лет.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать умение играть в коллективе сверстников;

- продолжать формировать умение развертывать сюжетно-ролевые игры, осуществляя несколько связанных между собой действий и причинно-следственных зависимостей;

- учить передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, печаль, тревогу, страх, удивление);

- учить планировать этапы предстоящей игры;

- продолжать учить отражать события реальной жизни в игре, переносить в нее увиденное во время экскурсий и наблюдений, закреплять умение оборудовать игровое пространство с помощью различных подручных средств и предметов-заменителей;

- учить использовать знакомую символику для активизации самостоятельной деятельности и создания условных ориентиров для развертывания игры;

- продолжать развивать умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, его повадки, особенности поведения;

- закреплять умение разыгрывать сюжет понравившейся детям сказки или истории.

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие».

Сенсорное развитие.

Возраст 3-4 года.

Задачи обучения и воспитания:

- совершенствовать умение воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

- развивать тонкие дифференцировки при восприятии легко вычленяемых свойств предметов, различающихся зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус;

- закреплять умение различать свойства и качества предметов (мягкий-твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий, сладкий — горький);

- учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);

- формировать поисковые способы ориентировки (пробы при решении игровых и практических задач);

- создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности (во время игры с дидактическими и сюжетными игрушками, во время строительных игр, продуктивной деятельности — конструирования, лепки, рисования).

Возраст 4-5 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые свойства, качества и отношения предметов;

- учить выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных;

- формировать образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства;

- продолжать формировать поисковые способы ориентировки — пробы, примеривание при решении практических или игровых задач;

- формировать целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах;

- создавать условия для практического использования знакомых свойств и качеств предметов в разнообразных видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой);

- учить воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности.

Возраст 5-6 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- учить соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия, которые представлены на картинках;

- формировать целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза;

- учить соотносить плоскую и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;

- развивать у детей восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, используя образец (отсрочка по времени 10 с.);

- учить производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием;

- учить вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков;

- знакомить с пространственными отношениями между предметами (высокий — низкий, выше — ниже; близко — далеко, ближе — дальше);

- учить воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции;

- учить опознавать предметы по описанию, с опорой на определенный признак (цвет, форма, величина);

- учить изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении);

-развивать координацию рук и глаз в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно — ощупывать, зрительно-двигательно — обводить по контуру;

- учить передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования;

- учить воспринимать, различать бытовые шумы, шумы природных явлений;

- формировать представления о звуках окружающей действительности;

- продолжать развивать вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.

Возраст 6-7 (8) лет.

Задачи обучения и воспитания:

- продолжать учить соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными (выбор из четырех, пяти);

- учить воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех-пяти элементов, дорисовывать недостающие части или детали рисунка;

- учить воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, расположенным в беспорядке (по картинке, разрезанной на 2-3 части) (мячик, шарик с веревочкой, бублик, колечко);

- продолжать учить дифференцировать объемные формы по образцу (выбор из четырех форм);

- учить соотносить форму предметов с геометрической формой-эталоном;

- учить ассоциировать геометрические формы с предметами;

- продолжать формировать представление об относительности величины: один и тот же предмет может быть по отношению к одним предметам маленьким, а по отношению к другим — большим (длиннее — короче, выше — ниже);

- продолжать развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве;

- продолжать дифференцировать цвета и их оттенки и использовать эти представления в продуктивной и игровой деятельности;

- учить использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности (игровой, изобразительной, трудовой);

- закреплять представления о цветовом своеобразии различных времен года (каждое время года имеет свой определенный цвет: осень — желтая, зима — белая и т. д.);

- учить понимать, что окружающие предметы имеют различные свойства: цвет, форму, величину, качества поверхности;

- учить запоминать наборы предложенных слов и словосочетаний;

- учить дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы;

- учить группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;

- формировать целостное представление о предметах: подвести детей к пониманию того, что один и тот же предмет может иметь разные свойства (яблоко может быть большим и маленьким, красным и зеленым, сладким и кислым);

- формировать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов (Что бывает желтым?; Что бывает круглым?);

- формировать представление об общих определенных признаках, характерных для предметов или объектов этого вида (птица имеет крылья, клюв, две ноги, ее туловище покрыто перьями).

Формирование мышления:

Возраст 3-4 года

- создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного мышления, т. е. формировать целенаправленные предметно-орудийные действия в процессе выполнения практического и игрового задания;

- знакомить с проблемно-практическими ситуациями и задачами;

- учить анализировать проблемно-практические задачи и обучать использованию предметов-заместителей при решении практических задач;

- формировать способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения;

- учить пользоваться методом проб в качестве основного метода решения проблемно-практических задач, обобщать свой опыт в словесных высказываниях.

Возраст 4-5 лет.

Задачи обучения и воспитания:

-продолжать учить анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения;

- формировать навык использования предметов-заместителей в игровых и бытовых ситуациях;

-продолжать учить пользоваться методом проб в качестве основного метода решения проблемно-практических задач;

- продолжать учить обобщать практический опыт в словесных высказываниях;

-создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать фиксирующую и сопровождающую функции речи в процессе решения наглядно-действенных задач.

Возраст 5-6 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности людей;

- продолжать формировать умение анализировать проблемно-практическую задачу;

- продолжать формировать зрительную ориентировку и основные функции речи в процессе решения проблемно-практических задач;

- учить решать наглядно-образные задачи;

- формировать восприятие целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинке;

- учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках;

- формировать умение выполнять умственные действия: сравнение, обобщение, суждение, умозаключение;

- учить определять предполагаемую причину нарушения хода явления, изображенного на сюжетной картинке, учить подбирать соответствующую предметную картинку к сюжетной иллюстрации;

- учить определять последовательность событий, изображенных на картинках.

Возраст 6-7 (8) лет.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать тесную взаимосвязь между практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями детей, учить их отражать эту связь в речи, фиксируя опыт и обобщая его результаты;

- учить выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, формируя умение рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение;

- учить анализировать сюжеты со скрытым смыслом;

- учить соотносить текст с соответствующей иллюстрацией;

- учить выполнять задания на классификацию картинок, упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки.

Формирование элементарных количественных представлений.

Возраст 3-4 года.

Задачи обучения и воспитания:

- создавать условия для накопления детьми опыта практических действий с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами;

- развивать у детей на основе их активных действий с предметами непрерывными множествами;

- учить выделять, различать множества по качественным признакам и по количеству;

- формировать способы усвоения общественного опыта;

- формировать практические способы ориентировки (пробы, примеривание);

- развивать речь, начиная с понимания речевой инструкции, связанной с математическими представлениями (один, много, мало и др.), в ходе выполнения заданий педагог должен комментировать каждое действие, выполненное им самим и ребенком, давать образец вербальной и невербальной форм ответа, добиваться от детей ответов на поставленные вопросы;

- учить выделять и группировать предметы по заданному признаку;

- учить выделять один, два и много предметов из группы;

- учить различать множества по количеству;

- учить составлять равные по количеству множества предметов;

- учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами, в пределах двух без пересчета.

Возраст 4-5 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- продолжать организовывать практические действия детей с различными предметами и непрерывными множествами;

- совершенствовать, расширять познавательные и речевые возможности детей: формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане; продолжать обучать практическим способам ориентировки; развивать мыслительные операции, сопровождающую и фиксирующую функции речи;

- учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство;

- учить осуществлять преобразования множеств, изменяющих и сохраняющих количество;

- для сравнения и преобразования множеств учить использовать практические способы проверки — приложения и наложения;

- учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (сравнение, объединение и разъединение) в пределах трех.

Возраст 5-6 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать количественные представления с учетом таких видов деятельности детей старшего дошкольного возраста, как игровая и изобразительная;

- проводить в свободное от занятий время сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием («Магазин», «Автобус» и др.), согласуя их тематику игр с подразделом программы «Обучение игре»;

- продолжать формировать мыслительную деятельность: учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения; развивать наглядно-образное мышление;

- расширять активный словарь, связанный с математическими представлениями;

- учить проговаривать действие в речи до его выполнения; формировать планирующую функцию речи;

- учить пересчитывать предметы в пределах четырех и пяти и производить с ними различные операции; решать арифметические задачи на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно в пределах четырех;

- формировать простейшие измерительные навыки: учить измерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки.

Возраст 6-7 (8) лет.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать математические представления во взаимодействии с другими видами деятельности;

- создавать условия для использования полученных детьми на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности;

- продолжать развивать познавательные способности: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия;

- расширять и углублять математические представления: учить пользоваться условными символами (цифрами) при решении арифметических задач, выполнении арифметических действий;

- учить самостоятельно составлять арифметические задачи;

- знакомить с цифрами в пределах пяти;

- учить устному счету до десятка в прямом порядке и от семи в обратном порядке;

- способствовать осмыслению воспитанниками последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду;

- учить счету от одного заданного числа до другого в пределах десяти;

- продолжать формировать измерительные навыки: знакомить с использованием составных мерок.

Ознакомление с окружающим.

Возраст 3-4 года.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать у детей интерес к изучению объектов живого и неживого мира;

- знакомить с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту;

- знакомить с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности;

- обогащать чувственный опыт: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления;

- воспитывать умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.

Возраст 4-5 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- продолжать расширять ориентировку детей в окружающей действительности;

- начать формирование представлений о целостности человеческого организма;

- учить наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде;

- знакомить с предметами окружающей действительности 9игрушками, посудой, одеждой, мебелью);

- учить последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию;

- формировать временные представления (что такое лето, осень, зима);

- развивать умение действовать с объектами природы на основе представлений о низ и выделенных признаков;

- формировать представления о живой и неживой природе, учить выделять характерные признаки их объектов;

- учить наблюдать за природой и за изменениями в ней и в погоде;

- воспитывать основы экологической культуры — эмоциональное, бережное отношение к природе.

Возраст 5-6 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать обобщенное представление о человеке — о его теле, включая внутренние органы, о его чувствах, способности мыслить;

- учить дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы, учить соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека;

- формировать обобщенные представления о характерных признаках групп и категорий предметов;

- формировать обобщенные представления о явлениях природы на основе сочетания частных разносторонних характеристик групп, категорий и свойств;

- учить пользоваться в активной речи словесными характеристиками и определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных групп предметов;

- формировать временные представления (о временах года, о ночи и дне);

- учить расширять и дополнять выделяемые группы предметов однородными предметами на основе наблюдений, практического опыта действий с предметами, имеющихся знаний и представлений.

Возраст 6-7 (8) лет.

Задачи обучения и воспитания:

- продолжать расширять представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы;

- пополнять представления вновь изучаемыми категориями свойств и признаков;

- формировать представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации;

- формировать представления о видах транспорта;

- формировать временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, днях недели);

- закреплять представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени;

-продолжать формировать представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни общества;

- развивать элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени.

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие».

Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи.

Возраст 3-4 года.

Задачи обучения и воспитания:

- совершенствовать невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции дай, на, возьми, понимать и использовать указательные жесты;

- продолжать учиться пользоваться рукой в качестве средства коммуникации, выполняя ею, а также телом и глазами согласованные, направленные на другого человека движения;

- воспитывать потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками;

- воспитывать интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к названию этих действий;

- формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, которая заключается в выражении желания рассматривать предметы с разных сторон, манипулировать ими, спрашивать Что это? Что с ним можно делать?

- формировать представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;

- создавать предпосылки к развитию речи и формировать языковые возможности;

- учить отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении;

- формировать потребность высказывать свои просьбы и желания словами;

Возраст 4-5 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать умения сообщать о своих потребностях в активной фразовой речи;

- учить узнавать и описывать действия персонажей по картинкам;

- учить пользоваться фразовой речью, состоящей из 2-3 слов;

- воспитывать интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях; разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалки;

- учить составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек;

- учить употреблять глаголы 1 и 3-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа;

- формировать грамматический строй речи: умение в речевых высказываниях согласовывать существительные с глаголами, употреблять существительные в родительном падеже;

- учить употреблять в активной речи предлоги на, под, в;

- создавать условия для формирования умений пользоваться речевыми средствами общения со взрослыми и сверстниками;

- учить составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам;

- развивать познавательную функцию речи, т. е. умение задавать вопросы и отвечать на них;

- стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

Возраст 5-6 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- воспитывать у детей потребность выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

- продолжать уточнять и обогащать словарный запас дошкольников;

- способствовать формированию процессов словообразования;

- формировать грамматический строй речи, стимулируя использование детьми знакомых и новых речевых конструкций, употребление в речевых высказываниях предлогов за, перед, согласование существительных и глаголов, согласование существительных и прилагательных, местоимений и глаголов, употребление существительных в дательном и творительном падежах;

- учить образовывать множественное число имен существительных;

- учить строить фразы из трех-четырех слов со знакомыми глаголами сначала по действиям с игрушками, затем по картинке;

- учить понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов;

- учить понимать прочитанный текст, устанавливая как явные причинно-следственные отношения, так и скрытые (с помощью педагога);

- учить понимать прочитанный текст, передавать его содержание по уточняющим вопросам и самостоятельно;

- учить разучивать наизусть стихи, считалки, потешки, скороговорки;

- учить понимать загадки и отгадывать их;

- учить придумывать различные рассказы по наглядно модели-схеме;

- поощрять речевые высказывания детей в различных видах деятельности.

Возраст 6-7 (8) лет.

Задачи обучения и воспитания:

- развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками с помощью вербальных форм коммуникации;

- продолжать выражать свои чувства, рассказывать о своих впечатлениях и мыслях с помощью речи;

- закреплять умение пользоваться монологическими и диалогическими формами речи;

- продолжать формировать грамматический строй речи;

- формировать понимания значения настоящего, прошедшего и будущего времени;

- уточнять значение изученных предлогов, знакомить со значением предлогов около, у, из, между, учить выполнять инструкции, в которых присутствуют новые и ранее изученные предлоги;

- учить употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогами у, из;

- расширять знания о значении слов;

- учить выполнять действия с разными глаголами и составлять фразы по картинке;

- продолжать учить рассказывать по картинке и составлять рассказы по серии сюжетных картинок;

- закреплять интерес к сказкам, воспитывая воображение, обучая придумывать продолжение сказки, восстанавливать утраченный элемент сюжета;

- учить составлять предложения и небольшой рассказ по сюжетной картинке;

- продолжать учить рассказывать об увиденном;

- учить придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме;

- продолжать разучивать с детьми стихи, загадки, считалки, разучивать пословицы и поговорки, поощрять их использование в процессе игры и общения;

- формировать умение регулировать свою деятельность и поведение посредством речи;

- закреплять умение закреплять в речевых высказываниях элементы планирования;

- продолжать воспитывать культуру речи в повседневном общении детей и на специально организованных занятиях.

Подготовка к обучению грамоте.

Возраст 3-4 года.

Задачи обучения и воспитания:

- развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук: учить выполнять движения кистями и пальцами рук, сопровождая их речью, подражая действиям педагога; развивать зрительно-двигательную координацию;

- формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений;

- формировать специфические навыки действий руками — захват щепотью мелких предметов;

- учить правильно использовать предметы для рисования и письма;

- формировать умение выполнять задание с мелкими предметами, подражая действиям взрослого;

- формировать умение проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаш от бумаги.

Возраст 4-5 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать специфические навыки в действиях рук — захват предметов указательным типом хватания;

- продолжать развивать зрительно-двигательную координацию;

- продолжать формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений;

- формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;

- формировать графические навыки в процессе рисования на бумаге по образцу;

- воспитывать оценочное отношение к результатам графических заданий и упражнений;

- учить выполнять действия кистями и пальцами обеих рук по образцу и речевой инструкции.

Возраст 5-6 лет.

Задачи обучения и воспитания:

- продолжать учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки;

- учить составлять из частей целый предмет, т. е. пристегивать изображения частей: к серединке цветка — лепестки, к веточкам — листья, к дому — крышу и т. д.;

- формировать умение выполнять шнуровку сверху вниз, без перекрещивания шнурка, сначала в две дырочки, а затем увеличивать число дырочек;

- учить размазывать пальцем пластилин по дощечке и картону;

- учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя из изгибы;

- учить проводить непрерывные линии между двумя ломанными линиями, повторяя их изгиб;

- учить обводить по контуру простые предметы;

- учить проводить линию, не отрывая карандаш от бумаги;

- учить штриховать в одном направлении;

- формировать индивидуальные предпочтения при выборе цвета в процессе раскрашивания контурных сюжетных рисунков цветными карандашами.

Возраст 6-7 (8) лет.

Задачи обучения и воспитания:

- продолжать формировать умение расстегивать и застегивать все виды застежек;

- продолжать учить штриховать простые предметы в разном направлении;

- учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на нем, ориентируясь на заданные линии;

- учить ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии;

- учить выполнять графические задания в коллективе сверстников, начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других;

- учить выполнять графические задания на листе бумаги по образцу;

- воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.

Обучение элементарной грамоте.

Возраст 6-7 (8) лет.

Задачи обучения и воспитания:

- формировать интерес к процессу обучения грамоте;

- расширять словарный запас;

- познакомить с понятиями предложение, слово, слог, звук;

- познакомить со звуко-буквенным анализом слова;

- учить делить слова на слоги;

- учить соотносить звук со зрительным образом буквы;

- продолжать развивать фонематический слух детей.

2.2Взаимодействие с семьями воспитанников.

Согласно ФГОС ДО, работа с родителями направлена на повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. Работа с родителями строится на принципе активного включения родителей в образовательный процесс: преимущественное использование активных форм работы с родителями по сравнению с традиционными.

Основные формы взаимодействия с семьей.

Этапы взаимодействия

Формы взаимодействия

Информационно-аналитический и диагностический этап

Цель: Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения.

- Распространение информации о работе детского сада: сайт дошкольного образовательного учреждения.

- Сбор информации о ребенке:

- Состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика

- Протекание адаптации к дошкольному образовательному учреждению (адаптационный лист)

- Индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения)

- Выявление детей и семей группы «риска» о семье:

- Состав семьи

- Материально-бытовые условия

- Психологический микроклимат, стиль воспитания

- Семейные традиции, увлечения членов семьи

- Позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту

- Социализации (потребитель, созерцатель, активный участник, партнёр)

Опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

- Анализ информации.

Организационно-методический этап

Цель: Создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением интеллекта и социальной адаптации их в обществе.

Повышение педагогической культуры родителей.

- Просветительская деятельность:

-наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, рекламные листы), -передвижная библиотека (методическая и художественная литература),

-консультации,

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания, круглые столы.

- Вовлечение родителей в педагогический процесс:

- дни открытых дверей;

-подготовка к культурно-массовым мероприятиям;

-организация досуговой деятельности;

-совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

-оформление групп и дошкольного образовательного учреждения

-благоустройство территории ДОУ

Контрольно-оценочный этап

Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности.

- Родительские собрания

- Круглые столы

- Анкетирование

2.3Совместная деятельность учителя-дефектолога со специалистами и воспитателями группы.

Система индивидуально ориентированного психолого - педагогического сопровождения детей группы компенсирующей направленности (особые дети).

Формы коррекционной работы

Цели и задачи

Кто проводит

Сроки

1

Диагностика.

Определить уровень развития ребенка и наметить задачи с учетом зоны ближайшего развития.

Учитель-дефектолог

(учитель-логопед, педагог-психолог)

и воспитатели

При поступлении ребенка в группу, в середине года и в конце года.

2

Индивидуальные занятия учителя - дефектолога (учителя-логопеда) с детьми

Коррекция интеллектуальной и речевой недостаточности и сопутствующих нарушений в развитии (по рекомендациям врача)

Учитель-дефектолог

(учитель-логопед,

педагог-психолог)

В течение учебного года, ежедневно \ по графику

3

Подгрупповые занятия учителя-дефектолога с детьми (при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития детей).

Расширение представлений об окружающем мире, уточнение и закрепление полученных знаний и умений по развитию речи, формированию элементарных количественных представлений, конструированию и игровой деятельности

Учитель-дефектолог

В течение учебного года по мере усвоения материала

4

Музыкальные групповые занятия учителя-дефектолога с детьми

Формирование двигательных навыков и музыкально-ритмических движений, вызывать эмоциональный отклик на совместные действия

Учитель-дефектолог, музыкальный руководитель,

воспитатели

В течение учебного года

5

Индивидуальные занятия воспитателя с детьми

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков лепки, аппликации, рисования; закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Воспитатель

В течение учебного года, ежедневно

6

Индивидуальные занятия педагога-психолога с семьями воспитанников в группе «мама+ ребенок»

Нормализация психоэмоционального состояния членной семьи, принятие ребенка таким, какой он есть

Педагог-психолог

В течение учебного года, по графику

3. Организационный раздел.

3.1Организация развивающей предметно-пространственной среды

Описание оборудования кабинета учителя-дефектолога.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Игровой материал

Изображения различных предметов разного количества (один –много), пальчиковый театр, атрибуты для игры-драматизации

Счетный материал: плоские предметы и геометрические фигуры, палочки разной величины, набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы (горох, манка), емкости(пластмассовые бутылки, стаканы, банки, пузырьки).

Материалы М. Монтессори

Дидактические игры: «Цвет и форма», «Поставь по росту» (разные варианты игр на соотнесение по форме, цвету, величине и количеству), «Что для чего нужно», «Оденем куклу», «Ремешки цветные» и т.д.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Игровой материал

Куклы (мальчик, девочка), наборы кукол для пальчикового театра, куклы бибабо.

Картины, изображающие ситуации детского общения.

Фотоальбомы про каждого ребенка. Фотоальбом группы , отражающий варианты детской деятельности.

Раскраски

Атрибуты для игры-драматизации (игрушки- копии бытовых приборов( пылесос, стиральная машина, миксер), одежда и головные уборы для переодевания),

Дидактические игры «Что хорошо - что плохо», «Что надо мальчику, что надо девочке», «Дорожные знаки»

Образовательная область «Речевое развитие»:

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Игровой материал

Детские книги для чтения и рассматривания,

картинки с изображением различных предметов, сказочных ситуаций,

иллюстрации, отражающие эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей,

настольные театры, наборы кукол для пальчикового театра, атрибуты для игры-драматизации

Воротики, листики, снежинки и т.д. для дыхательной гимнастики

Дидактические игры «Кто как кричит», «Кто это», «Что это», «Найди черно-белую картинку» и т.д.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Игровой материал

фигурки животных и людей из разных материалов,

иллюстрации к знакомым художественным произведениям, матрешки,

схемы построек из 2-3-4 элементов

шумовые музыкальные инструменты ,

наборы цветной бумаги разной фактуры,

набор кистей, цветные, простые карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, восковые мелки,

материал для аппликации (ткани разного цвета и виды, природные материалы), пластилин,

строительный материал (строительные наборы разных цветов и геометрических форм).

мелкие игрушки, элементы для составления орнаментов.

Блоки Дьенеша

конструкторы, мозаики

Образовательная область «Физическая культура»:

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Игровой материал

Иллюстрации (здоровый образ жизни)

Куклы, расчески, зубная щетка и т.д.

мячи разных размеров и разных материалов (резиновые, надувные).

Описание развивающей среды группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью: по образовательным областям согласно ФГОС ДО, используемой для совместной образовательной деятельности с детьми педагогами по рекомендациям учителя-дефектолога.

3.2 Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с детьми.

Основное программно-методическое обеспечение (по всем образовательным областям)

1. Вариативные программно-методические комплексы

На 01.09.2020 рекомендованных Министерством просвещения РФ примерных адаптированных программ для детей со сложной структурой дефекта нет.

Примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -

одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17

Примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с двигательными нарушениями - одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17

2. Технологии и методические пособия в части, формируемой участниками образовательных отношений

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью с методическими рекомендациями / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. – М.: Просвещение, 2019. – 349 с.

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – Издание пятое испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336с.

Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога-дефектолога. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. – 256с.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. – 180с.

Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 88с.

Баряева Л.Б., Зарина А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Союз, Спб.2001 год.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.

Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 г, 5-7 лет. М.: Оникс, 2009.

Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. – 4-е изд. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2018. – 80с.

Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64с.

Метельская Н.Г. 100 физминуток на логопедических занятиях.- М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.

Баряева Л.Б. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. – Спб, 2005.

Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - СПб, 2002.

Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно -ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития.- СПб, 2001.

Верещагина Н.В. "Особый ребенок" в детском саду - СПб, 2009.

Галанов А.С. Игры, которые лечат. -М., 2001.

Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль, 2000.

Катаева А. А. , Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., Владос, 2001.

Лалаева Е.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М., 2009.

Мамайчук И.А. Коррекционная помощь детям –аутистам. – Спб, 2011.

Мамайчук И.А. Психологическое сопровождение детей с проблемами в развитии. – Спб, 2009.

Набойкина Е.Л. Сказки и игры с "особым" ребенком . - СПб, 2006.

Петрова Т.И. , Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. -М, 2008.

Сочеванова Е. А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3 - 4 лет/ С - Пб.: Детство - Пресс, 2009.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. -М., 2001.

Филиппова Т.Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке. -СПб, 2013.

Шапкова Л. В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. - М., 2003.

Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. - СПб, 2001.

Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста. - М., 2006.

Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. - М., 2006.

Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. - М., 2006.

Воробьева Т. А., Крупеньчук О. И. Мяч и речь. - СПб., 2003.

Шапкова Л. В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. - М., 2003.

Гришвина А. В., Пузыревская Е. Я., Сочеванова Е. В. Игры - занятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития. - М. : Просвещение, 1988.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М. : Владос, 2002.

Марковская И. Ф., Екжанова Е. А. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1988. - №4

Дидактические наглядные (демонстрационные) материалы:

  1. Серия картин Мир природы (автор Воронкевич О.А.)
  2. Серия картин Мамы всякие нужны (автор Нищева Н.В.)
  3. Серия картин Кем быть (автор Нищева Н.В.)
  4. Серия картин Круглый год (автор Нищева Н.В.)

Аннотация.

Рабочая программа учителя-дефектолога рассчитана на организацию коррекционно –развивающей работы с воспитанниками группы компенсирующей направленности (особая группа) с разным уровнем двигательного и интеллектуального развития.

Данная рабочая программа учителя - дефектолога составлена на основе Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (синдром Дауна) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 7 города Крымска муниципального образования Крымский район

Программа содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный.

В целевом разделе представлена пояснительная записка, цели и задачи , характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей, планируемые результаты.

В содержательном разделе представлено описание системы комплексного психолого - педагогического сопровождения детей, модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий, содержание образовательной деятельности по образовательным областям, взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами.

В организационном разделе представлено оборудование для кабинета учителя-дефектолога максимально допустимый объем образовательной нагрузки, примерный режим дня, расписание работы учителя - дефектолога, методическое обеспечение реализации Программы.

Приложение.

Регламент рабочего времени учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности

 на 2022-2023 учебный год

Время работы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

9.00-9.25

Познание (ФЦКМ)

Познание (ФЭМП) 1 подгр.

Методическое время

Речевое развитие.

9.25-9.35

Подготовка к музыкальному занятию

Подготовка к ФЭМП

Подготовка к музыкальному занятию

9.35-10.00

Участие в совместной игровой деятельности на музыкальном занятии

Познание (ФЭМП) 2 подгр

Участие в совместной игровой деятельности на музыкальном занятии

10.00-10.20

Участие в проведении режимных моментов

Участие в проведении режимных моментов

Участие в проведении режимных моментов

Участие в проведении режимных моментов

10.20-10.40

Индивидуальная работа 1 ребенок

Индивидуальная работа 1 ребенок

Индивидуальная работа 1 ребенок

Индивидуальная работа 1 ребенок

10.40-11.00

Индивидуальная работа 2 ребенок

Индивидуальная работа 2 ребенок

Индивидуальная работа 2 ребенок

Индивидуальная работа 2 ребенок

11.00-11.20

Индивидуальная работа 3 ребенок

Индивидуальная работа 3 ребенок

Индивидуальная работа 3 ребенок

Индивидуальная работа 3 ребенок

11.20-11.40

Индивидуальная работа 4 ребенок

Индивидуальная работа 4 ребенок

Индивидуальная работа 4 ребенок

Индивидуальная работа 4 ребенок

11.40-12.10

Участие в совместной игровой деятельности на прогулке

Участие в совместной игровой деятельности на прогулке

Участие в совместной игровой деятельности на прогулке

Участие в совместной игровой деятельности на прогулке

12.10-12.30

Участие в проведении режимных моментов

Участие в проведении режимных моментов

Участие в проведении режимных моментов

Участие в проведении режимных моментов

12.30-13.00

Заполнение тетради взаимосвязи

Заполнение тетради взаимосвязи

Заполнение тетради взаимосвязи

Заполнение тетради взаимосвязи

13.00-15.00

Методическое время

15.00-15.20

Участие в проведении режимных моментов

15.20-15.40

Логоритмика

15.40-16.00

Индивидуальная работа 1 ребенок

16.00-16.20

Индивидуальная работа 2 ребенок

16.20-17.00

Консультации для родителей

Итого 20 часов в неделю.

График работы учителя-дефектолога Рековой Людмилы Борисовны

День недели

Время

Понедельник

8.00 — 12.00

Вторник

8.00 — 12.00

Среда

8.00 — 12.00

Четверг

13.00 — 17.00

Пятница

8.00 — 12.00

Режим дня детей группы компенсирующей направленности (особая группа).

(Сентябрь-май 2022-2023год)

Режимные мероприятия

Время

Прием детей; спокойные игры. Работа по заданию учителя – логопеда.

7:15-8:10

(40мин)

Утренняя гимнастика

8:10-8:20

(10мин)

Самостоятельная деятельность детей. Выполнение пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики

8:20-8:30

(10мин)

Подготовка к завтраку, завтрак

8:30-8:45

(15мин)

Работа по заданию учителя - дефектолога

8:45-9:00

(15мин)

ОД 1

9:00-9:25

(20мин)

Самостоятельная деятельность детей, игры

9:25-9.35

(10мин)

ОД 2

9:35-10:00

(20мин)

Подготовка ко второму завтраку, завтрак

10:00-10:10

(20мин)

Подготовка к прогулке

Прогулка (игры, наблюдения, труд)

10:10-12:10

(2 часа)

Работа по заданию учителя – логопеда/ учителя - дефектолога

Подготовка к обеду. Обед

12:10-12:35

(25мин)

Подготовка ко сну

Сон

12:55-15:05

(2 часа 30 мин)

Подъем, гимнастика, пробуждение

15:05-15:20

(15мин)

Подготовка к полднику. Полдник

15:20-15:40

(20мин)

Работа по заданию учителя - логопеда/ учителя - дефектолога

15:40-15:50

(10мин)

ОД 3

15:50-16:10

(20 мин)

Работа по заданию учителя - логопеда/ учителя - дефектолога

16:10-16:30

(20мин)

Подготовка к прогулке

16:30-16:40

(10 мин)

Прогулка, Самостоятельная деятельность детей на прогулке, уход домой

16:35-17:45

(1час 5мин)

СЕТКА НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

группе компенсирующей направленности

Дни недели

Учитель-логопед

Время

НОД

Время

Ответственные

Понедельник

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения

-

Познание(ФЦКМ)

Художественно эстетическое развитие. (Музыка).

9:00-9:25

9:35-10.00

Уч.-дефектолог

Музыкальный руководитель

Вторник

Логопедическое

занятие

1-подгруппа

2-подруппа

9:00-9:25

9:35-10:00

Познавательное развитие (ФЭМП)

1-подгруппа

2-подруппа

Физическая культура

9:35-10:00

9:00-9:25

10.15-10.35

Уч.-дефектолог

Инструктор по физ. культуре

Среда

Логопедическое

занятие

1-подгруппа

2-подгруппа

9:00-9:25

9:35-10.00

Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка)

1-подгруппа

2-подруппа

Физическая культура

9:35-10.00

9:00-9:25

15:15-15:35

Воспитатель

Инструктор по физ. культуре

Четверг

Логопедическое

занятие

Логоритмика

9.00-9.25

15:20-15.40

Физическая культура

9:35-10.00

Инструктор по физ. культуре

Музыкальный руководитель

Учитель-дефектолог

Пятница

Индивидуальная работа

15:15-15:35

Речевое развитие

Художественно эстетическое развитие. (Музыка).

Художественно-эстетическое развитие (аппликация, конструирование)

09:00-09:25

9:35-10.00

Учитель-дефектолог

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Расписание непосредственной образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности (особая группа) учителя-дефектолога, воспитателей и музыкального руководителя.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира) учитель-дефектолог

Познавательное развитие (формирование количественных представлений)

учитель-дефектолог , воспитатель

Художественно -эстетическое развитие (лепка \ аппликация)

воспитатель

Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка)

воспитатель

Речевое развитие (учитель-дефектолог)

Художественно- эстетическое развитие (музыка)

Муз.рук. + воспитатель

+учитель-дефектолог

Художественно- эстетическое развитие (музыка)

Муз.рук. + воспитатель

+учитель-дефектолог

Логоритмика

Муз.рук. + воспитатель

+учитель-дефектолог

Художественно- эстетическое развитие (формирвоание целостной картины мира)

учитель-дефектолог

СПИСОК ДЕТЕЙ.

РАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ПОДГРУППЫ.

1 подгруппа:                                   2 подгруппа

Темы недели

Период

Основная тема

Интегрированные темы

Отчетное мероприятие

Количество недель

Сентябрь

Игрушки.

Здравствуй, детский сад.

Я и моя семья.

Фотоальбом

5

Сентябрь

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Октябрь

Овощи и фрукты.

Уборка урожая. Труд людей.

Осень. Одежда по сезону.

Музыкальное развлечение «Осенний праздник»

4

Ноябрь

Домашние животные и птицы.

Домашние животные и птицы.

Детеныши домашних животных

Выставка поделок

4

Декабрь

Мебель.

Моя квартира или дом.  

Подготовка к Новому году.

Музыкальный праздник

5

Январь

Одежда.

Зима. Одежда по сезону.

Зимние забавы.

Фотовыставка

3

Февраль

Транспорт.

Мой город.

Мужские профессии.

Музыкальное развлечение

4

Март

Посуда.

Женские профессии. Мамин праздник.

Продукты питания.

Весна. Одежда по сезону.

Музыкальный праздник

5

Апрель

Дикие животные и птицы,

Дикие животные и птицы.

Детеныши диких животных

Развлечение с элементами спортивных игр

4

Май,

Времена года

Лето. Одежда по сезону.

Деревья, цветы и насекомые.

Музыкальное развлечение

5

Май,

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

        Список детей:

1.

В связи с поступлением новых детей в течении учебного года изменилось наполнение подгрупп:

1 подгруппа:                                                                    2 подгруппа:                                     Индивидуальные занятия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя- дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (старший и подготовительный дошкольный возраст)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен...

Рабочая программа учителя дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Рабочая программа учителя-дефектолога разработана для работы с детьми с ЗПР в разновозрастной группе детского сада, расчитана на три возрастные группы....

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 3-4 лет

Программа разработана на основе АООП дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, АООП дошкольного образования слабовидящих детейМуниципального автономного дошкольного образовательн...

Рабочая программа коррекционно - развивающей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 на 2020-2021 уч. год.

Данная программа способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей....

Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и  учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...

Перспективный план работы учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Перспективный план работы учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 5 до 6 лет) на 2021 – 2022 учебный год

Рабочая программа (далее - Программа) старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада  №43 «Тере...