Отклонения в развитии вербальной и невербальной коммуникации у детей с РАС
презентация для интерактивной доски по коррекционной педагогике

Павловская Елена Анатольевна

Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) имеют особенности в работе головного мозга, вызывающие трудности в вербальной и невербальной коммуникации из-за специфического восприятия мира. 

Для аутичных детей свойственны замкнутость в себе, стереотипное поведение, проблемы с выражением эмоций и социальными взаимодействиями. 

Коррекционная работа для детей с РАС должна начинаться как можно раньше, чтобы максимально компенсировать нарушение навыков, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ras.docx236.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) имеют особенности в работе головного мозга, вызывающие трудности в вербальной и невербальной коммуникации из-за специфического восприятия мира. 

Для аутичных детей свойственны замкнутость в себе, стереотипное поведение, проблемы с выражением эмоций и социальными взаимодействиями. 

Коррекционная работа для детей с РАС должна начинаться как можно раньше, чтобы максимально компенсировать нарушение навыков, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Отклонения в развитии вербальной и невербальной коммуникации у детей с РАС:

  • Мутизм (полное или частичное отсутствие речи при сохранности речевого аппарата). Дети могут издавать возгласы, бормотать при стрессовых, эмоциональных ситуациях, а в остальных случаях молчать и не реагировать на речь, или разговаривать с близкими – молчать с незнакомцами и в неизвестной обстановке. Способность понимать речь обычно сохраняется.
  • Эхолалия, стереотипии – бездумное повторение услышанных слов и звуков. Ребёнок может повторять цитаты из любимых мультиков, речи взрослых, просто услышанные где-то звуки, причём часто без какой-либо цели и понимания их значения.
  • Неиспользование речи с целью общения. Дети с РАС могут не понимать ценности общения между людьми, поэтому не стремятся учиться разговаривать и обходятся жестами. Также аутичные дети могут избегать объятий, тактильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Трудности с диалогом и способностью вести беседу при хорошо развитой речи. Дети могут произносить монологи на интересующую их тему, не замечая реплик собеседника и его заинтересованности в общении.
  • Отсутствие местоимения «Я» по отношению к себе. Дети-аутисты склонны говорить о себе во втором или третьем лице, могут не реагировать на своё имя, имеют трудности в использовании местоимений «Да» и «Нет».
  • Нарушение грамматического строя речи. Дети с аутистическим расстройством часто неправильно строят предложения, испытывают затруднения в склонениях и спряжениях, меняют местами буквы и слоги в словах.

  • Избегание зрительного контакта. Дети с РАС не смотрят в глаза собеседнику и стараются использовать периферическое зрение при межличностных контактах.
  • Трудности с выражением собственных чувств и эмоций, а также чувств и эмоций других людей. Такие дети не считывают мимику, жесты, тон голоса и язык тела окружающих, они не могут понять, что человек расстроен или ему больно. Точно также ребёнок с РАС не в состоянии корректно выразить собственные эмоции, что часто проявляется в истериках и агрессии.
  • Ограниченный круг контактов и интересов. Дети с РАС любят предсказуемость и повторяемость в действиях и поведении. Часто новые ситуации в жизни их пугают и вызывают панику, поэтому родителям так важно соблюдать распорядок дня и вводить нововведения постепенно.

  • Буквальное понимание слов. Трудности в понимании переносного смысла, подтекста, метафор, иронии и сарказма. Аутичные дети испытывают трудности с воображением, понимают только прямой смысл обращения.

Не обязательно ребёнок будет иметь все вышеперечисленные особенности, их проявление может отличаться в зависимости от индивида (Аутизм имеет спектр – от незначительного нарушения коммуникации и социальных функций до тяжёлых аномалий интеллектуального развития).

По последним оценкам, процент людей с РАС среди популяции составляет 1,18%. Это значит, что в России примерно 1 650 000 людей имеют ту или иную степень аутизма.

В любом случае, комплексная коррекционная работа с нарушениями у детей -аутистов помогает им стать более адаптированными к жизни в обществе, усвоить навыки самообслуживания и, во многих случаях, успешно социализироваться, получить образование и работу.

Развитие речи у детей с РАС

Из-за особенностей психики дети-аутисты часто имеют проблемы с речью – это проявляется уже в первые годы жизни. Такие дети не осознают, что с помощью речи и общения можно быстро получать желаемое и влиять на окружающих, поэтому обходятся жестами и криками.

Однако правильный подход и специализированные методики могут значительно облегчить процесс развития речи и коммуникации у детей с аутистическими расстройствами.

Методы и подходы для развития коммуникации у детей с РАС:

 Вспомогательная или альтернативная коммуникация (ВАК). Применение ВАК помогает неговорящему ребёнку сообщить о своих чувствах и потребностях, а взрослые проговаривают вслух каждое действие, каждый предмет на картинке или устно расшифровывают обращение к ним ребёнка – всё это часто подстёгивает развитие вербальной речи, потому что он получает желаемое быстрее и проще, коммуникация доставляет ему больше положительных эмоций, и ребёнку становится ясно, в чём ценность человеческого общения.

Альтернативные средства коммуникации для детей с РАС:

  • Система ПЕКС/PECS - коммуникационная система обмена карточками с изображениями. Их ребёнок-аутист показывает собеседнику для выражения потребностей, чувств и желаний.
  • Жестовый язык. Его можно использовать для обучения детей с РАС совместно с проговариванием любого действия голосом. Так ребёнок воспринимает речь комплексно, в единой конфигурации слов и жестов – это называется тотальной коммуникацией.
  • Коммуникационные устройства с синтезатором речи. Это электронные девайсы с воспроизведением речи, они голосом озвучивают слово, на которое нажал пользователь. Для более продвинутых детей есть приложения-коммуникаторы для планшетов и телефонов, на которых может быть собрано тысячи картинок и ситуаций, подходящих для общения.

 Коммуникативная книга с карточками PECS/ПЕКС (Маленькая)

 Работа с логопедом. Специализированные упражнения и методики, разработанные логопедами, могут значительно улучшить речь и артикуляцию. Повторяя за специалистом артикуляционную гимнастику, ребёнок-аутист учится правильно произносить звуки, слоги слова. Также логопед развивает у ребёнка фонематический слух и восприятие, формирует понимание правильного построения предложений, развивает мелкую и общую моторику.

 Социальные истории. Это сценарии, описывающие различные социальные ситуации, которые помогают ребёнку лучше понять, как взаимодействовать с окружающими. Ребёнок с РАС тяжело воспринимает смену обстановки и не может быстро ориентироваться, поэтому все новые социальные взаимодействия, такие как поход в поликлинику, в магазин, в гости или в школу, желательно предварительно «проиграть» в виде социальных историй. Обычно они выполняются в виде иллюстрированных книг или карточек, которые взрослые вместе с ребёнком раскладывают по очерёдности действий.

Дети с аутистическим расстройством легче воспринимают визуальную информацию, поэтому главный упор делается на карточки, визуальные расписания или современные приложения и программы для обучения детей с РАС, которые могут быть отличным дополнением к классическим методам обучения.

 

«Визуальные опоры АЛМА» для детей с РАС

Дополнительные бонусы при развитии речи и коммуникации у детей с РАС

 Уменьшение истерик и агрессии. Умение общаться делает процесс социализации менее стрессовым и более продуктивным для детей с РАС. Налаживание коммуникации помогает убрать нежелательное поведение и истерики, которые возникают, в основном, из-за неспособности ребёнка объяснить окружающим словами, чего же он хочет.

 Повышение самостоятельности. Развитие коммуникативных навыков способствует увеличению уровня самостоятельности ребёнка. Он может «отлипнуть» от мамы и сам инициировать общение с другими людьми, и в первую очередь, со сверстниками, среди которых можно найти друзей.

 Образование. Более высокий уровень речи и коммуникации позволяет ребёнку эффективнее адаптироваться в детском саду или школе, получать необходимые знания и развиваться, как все прочие дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Развитие вербальной и невербальной коммуникации"

Деловая игра для педагогов по образовательной области "Коммуникация". Может быть использована при проведении педсовета, семинара-практикума....

Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...

презентация"Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения"

презентация для интерактивной доски. Теоретическая и практическая часть....

Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста

Рекомендации педагогам ДОУ для развития вербальных и невербальных средств общения у детей дошкольного возраста....

Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер и...

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации....

Деловая игра для педагогов «Развитие вербальной и невербальной коммуникации»

laquo;Слушай, что говорят люди, но   понимай, что они чувствуют»...