«Развитие социального интеллекта. Практические рекомендации».
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Писарева Мария Владимировна

      В настоящее время большое внимание уделяется умственному развитию дошкольников, но почему - то в стороне остаются не менее важные вопросы: как научить ребенка общаться и адекватно воспринимать эмоциональные проявления окружающих и правильно реагировать на них самому. К сожалению, многие родители считают, что этому ребенка учить не надо, он может сам  научиться. Но есть  много факторов, указывающих на то, что именно в настоящее время данный вопрос очень актуален.

      Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sotsialnogo_intellekta.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие социального интеллекта. Практические рекомендации».

                                                Подготовила:

Педагог – психолог

М. В. Писарева

В настоящее время большое внимание уделяется умственному развитию дошкольников, но почему - то в стороне остаются не менее важные вопросы: как научить ребенка общаться и адекватно воспринимать эмоциональные проявления окружающих и правильно реагировать на них самому. К сожалению, многие родители считают, что этому ребенка учить не надо, он может сам  научиться. Но есть  много факторов, указывающих на то, что именно в настоящее время данный вопрос очень актуален.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

 Социальный  интеллект является фактором социальной адаптации личности, а  успешная адаптация ведет к  снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.

Социальный интеллект позволяет  самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации – семья. Непосредственное влияние оказывают, стили семейного  воспитания

        Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.

Критериями проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста могут выступать следующие возможности:

-Умение устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;

-Ориентироваться в межличностной ситуации;

-Объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей)

-Анализировать поведение и эмоциональное состояние собственное и других людей во время общения;

-Сопереживать и сочувствовать другим людям.

Чтобы выявить уровень развития социального интеллекта, не обязательно проводить тестирование или использовать другие психологические методики. Достаточно отметить у ребенка проявление следующих способностей.

Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:

-Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;

-Откликается на просьбы других детей

-С удовольствием занимается вместе со взрослым;

-Успешно действует под руководством взрослого;

-Принимает помощь взрослого;

-Часто взаимодействует со сверстниками;

-Моделирует различные отношения в сюжетно- ролевых играх;

-Проявляет лидерские способности;

-Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;

-Успешно разрешает конфликты со сверстниками;

-Действует самостоятельно;

-Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;

-Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.

Необходимо обращать внимание на такие проявления, как обман, манипулирование, непрямые формы агрессии, хитрости – так проявляется социальный интеллект, имеющий негативную моральную оценку. А вот проявления лидерства, сложных форм кооперации и нахождение компромисса – это формы с позитивной моральной оценкой. Все они свидетельствуют о развитости социального интеллекта у ребенка.

В настоящее время, проходя ПМПКа комиссию дети все чаще получают выписки с рекомендациями: развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы.  Для индивидуальной работы я подбирала материал из методических пособий которыми пользуюсь, но их мне показалось недостаточно, поэтому  решила разработать  пособие «Угадай эмоцию». Дети закрепляют знания об эмоциях , учатся различать их,   эмоциональные состояния в определенных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей «Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в семье»

Данная памятка содержит практические рекомендации,как в условиях семьи простыми и доступными способами развивать социальный интеллект и инициативу дошкольников....

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.

Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию

В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...