Шпаргалка по образцам захватов детей раннего возраста
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Силантьева Наталья Владимировна

Немного об образцах захватов и норм их формирования у детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Немного о захватах

Первый год жизни ребёнка                                                                                                                               Ладонный захват.                                                                                                                                                       Ребенок берет предмет, подгребая его пальцами к ладони. В раннем возрасте ребенок, захватив игрушку, удерживает ее в кулачке. При этом важно, чтобы большой палец был снаружи и лежал поперек остальных четырех пальцев. Сожмите кулак сами – и вы поймете, о чем идет речь.                                                                                                                  Ладонно-пальцевый захват.                                                                                                                                         Это переходный захват от ладонного – к захвату щепотью. Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцем. В деятельности используется после трех лет, но присутствует у малыша уже на первом году жизни: например, при захвате длинной тонкой ленты или шнурка. При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами. Так малыши могут брать крошки со стола или подбирать с пола перышки и соринки.

Второй год жизни ребенка                                                                                                                                            К навыкам мелкой моторики относят умения:                                                                                                                  - осознанно и целенаправленно двигать руками – в большей части это происходит под контролем зрения;                                                                                                                                                                                 - координировать движения рук – в этом возрасте можно заметить появление ведущей и помогающей руки (напоминаю, что переучивание левшей вредно и считается недопустимым);                                       - вращать запястьями – в этом возрасте ребенок все чаще использует этот навык (например, поворачивая ручку двери, откручивая крышку баночки или разворачивая ложку, чтобы донести ее ко рту);                                                                                                                                                                                     - использовать разные виды захватов, от ладонных до сложных пальцевых.                                                          Все эти виды захватов ребенок начинает использовать в своей деятельности, всё больше ориентируясь на назначение предметов. Если раньше малыш всеми предметами манипулировал одинаково (тряс, стучал, грыз), то теперь он знакомится со спецификой каждого из них: машинку катаем, из чашки пьем, расческой причесываемся и т. д.                                                                                                               Захваты, которые ребенок использует в своей деятельности.                                                                   Ладонный захват – так ребенок держит молоточек, и так будет держать мелок, учась оставлять им следы.                                                                                                                                                                 Ладонно-пальцевой захват – так художники держат кисть при рисовании, и так малыш будет держать мелок, когда поймет, что его рабочий конец должен быть направлен не вниз, к мизинцу, а вверх – к указательному и большому пальцу. Вы поможете этому переходу, если будете предлагать рисовать не на столе, а на вертикальной поверхности, например, прикрепив на стену большой кусок обоев и создав тем самым что-то вроде мольберта.                                                                                                                     Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами. Так малыш сможет захватывать мелкие кусочки еды и ближе к трем годам, возможно, научится рисовать мелком, удерживая его таким способом. Вы поможете ребенку освоить этот захват, если предложите ему короткий мелок, который невозможно обхватить ладонью.                 При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами. Так ребенок способен брать мелкие предметы, вытаскивать цветные ленты из прорези в крышке коробки, опускать крупные пуговицы в копилку.                                                                 Использование различных видов захвата в рисовании                                                                                   Ладонный захват – первая ступень 
Ребенок держит мелок/карандаш/фломастер в кулаке, рабочий конец направлен к мизинцу. Так дети начинают рисовать на горизонтальной поверхности.
                                                                                       Ладонный захват – вторая ступень
Ребенок держит мелок/карандаш/фломастер в кулаке. Рабочий конец направлен вверх к большому пальцу. Этот захват удобно использовать при рисовании на вертикальной поверхности, например, на мольберте или доске. Так часто рисуют художники                                                                                                
Ладонно-пальцевой захват. Формируется после 2-3 лет.
Предмет лежит в ладони наискосок, рабочий конец зажат между большим, указательным и средним пальцем. Удобно при рисовании на вертикальной поверхности.                                                                      
Захват щепотью. В рисовании используется, обычно, после трех лет.
Ребенок удерживает карандаш/кисть/фломастер большим, указательным и средним пальцем. Так мы с вами держим карандаш или ручку.

Немного о правильном захвате                                                                                                                                                               Правильный захват у детей начинает формироваться гораздо раньше чем вы можете думать. А именно с самого рождения.                                                                                                                                                                                                                *В первом месяце жизни у ребенка формируется функция хватания. С каждым месяцем он будет удерживать предметы все дольше и дольше.                                                                                                                                                        *Примерно в 3 - 4 месяца появляется Локтево-ладонная хватка. Младенец держит предметы мизинцем, беземянным и средним пальцами.                                                                                                                                                           *Между 5-6 месяцами появляется ладонная хватка. Когда ребенок накрывает предмет ладонью и сгибает пальцы вокруг него.Поначалу большой палец не активен.                                                                                                                       *6-7 месяцев радиально-ладонная хватка. Когда предмет находится между большим, указательным и средним пальцами. Большой палец задействован.                                                                                                                                                  *К 7-8 ми месяцам у ребенка так же появляется способ захвата в движении. Ребенок пальчикам подвигает предмет в ладошку.                                                                                                                                                                                 *Между 8 - 10 месяцами ребенок начинает совершенствовать хватку пальцами. Сначала это пинцетный захват тремя пальцами (иногда 4- мя).Предмет не находится в ладошке.                                                                                                     *В возрасте 10-12 месяцев формируется щипковый захват. Ребенок держит предмет двумя пальцами указательным и большим.Щипковый захват.                                                                                                                                                 *В возрасте 12-15 месяцев дети используют всю свою руку, чтобы рисовать. Вы так же можете заметить что карандаш они держат в вертикальной позиции.                                                                                                                                 *В 2-3 года ребенок использует перекрестную хватку. Но пальцы уже направлены вниз, к концу карандаша. Используются все пальцы.                                                                                                                    *В 3-4 года переходит к хватке щетки. Указательный палец еще прямой, используют и средний. При рисовании может двигаться не только запястье но и вся рука.                                                                                                                                  Со временем ребенок перейдет к тому захвату который считается правильным. Карандаш будет под углом,а не прямо. Начнут работать кончики пальцев. Кстати средний палец может так и остаться задействованным при письме, и это нормально, многие так пишут.                                                                                                                                   Как помочь ребенку сформировать правильный захват?                                                                                                                        1 Поощряйте развитие пинцетного и щипкового захвата. Для этого подойдут различные сенсорные коробки с мелкими круглыми предметами (бусины, крупа, мелкие конфеты).                                                                                                    2 Лепка. Лепить можно из пластилина, теста, глины, play doh и прочих масс для лепки. Пластилин, мне кажется, самое лучшее изобретение для развития детей.                                                                                                                                3 Развивайте зрение. В письме участвуют не только руки но и зрение. Можно использовать кубики, конструкторы, пазлы, карточки и т.д.                                                                                                                                                       4 Пальчиковые игры. Можно разучить те что в стишках, а можно придумать игры на ходу. Например крутить и катать карандаш. Или давить пальчиками обеих рук друг на друга.                                                                                                                                                  5 Есть различные приспособления для формирования правильного захвата. Например насадки на карандаш. Главное использовать их своевременно.                                                                                                                                                  Не стоит форсировать события и учить ребенка тому к чему еще не приспоблен ни его мозг ни рука. Если начинать учить ребенка правильному захвату, то он будет сосредоточен не на действии (рисование, еда), а на руке. И все занятия не будут иметь должного эффекта. Лучше заниматься мелкой моторикой рук.

ОБРАЗЦЫ ЗАХВАТОВ (ЛАБОРАТОРИЯ ВИНДЗОР, 1994)
Возраст Новорожденный
Захват Нет захвата (рис. 1)
Палочка Может быть зрительное сосредоточение, но нет сознательного захвата (рис. 9)
Кубик Может быть зрительное сосредоточение, но нет сознательного захвата. Только рефлекторный захват (рис. 17)
Возраст 3 месяца
Захват -
Палочка Зрительное внимание, поддерживающий захват локтевой стороной ладони, а не большим пальцем, средние пальцы напряжены, запястье согнуто (рис. 10)
Кубик Зрительное внимание, может быть поддерживающий сознательный захват локтевой стороной кисти, большой палец не участвует в захвате, средние пальцы напряжены, запястье согнуто (рис. 18)
Возраст 4 месяца
Захват -
Палочка Примитивный захват. Зрительное внимание, большой палец не участвует в захвате (рис. 11)
Кубик Примитивный захват. Зрительное внимание,приближение к предмету, большой палец не участвует (рис. 19)
Возраст 5 месяцев
Захват Нет попытки к захвату. Зрительное сосредоточение (рис. 2)
Палочка Ладонный захват. Предмет удерживается пальцами и приведенным большим пальцем (рис. 12)
Кубик Ладонный захват. Пальцы сверху объекта, прижимают его к центру кисти, большой палец приведен (рис. 20)
Возраст 6 месяцев
Захват «загребание», «контактирование» с предметом, большой палец приведен и согнут (рис. 3)
Палочка -
Кубик Радиальный ладонный захват. Пальцы и противопоставленный большой палец находятся на противоположных сторонах предмета, участвует радиальная сторона кисти (рис.21)
Возраст 7 месяцев
Захват Нижний «ножницеобразный» захват. «Загребание» предмета в ладонь с приведением и полным сгибанием большогопальца, пальцы могут быть полностью согнуты или два из них частично выпрямлены (рис. 4)
Палочка Радиальный ладонный захват. Предмет удерживается пальцами, противопоставленным большим пальцем, запястье на прямой линии с рукой (рис. 13)
Кубик Радиальный ладонный захват. Кисть находится на одной линии с ру¬кой
(рис. 22)
Возраст 8 месяцев
Захват «Ножницеобразный» захват. Между большим пальцем и боковой стороной указательного пальца, который согнут во всех суставах, дистальный отдел большого пальца слегка согнут, а проксимальный-немного разогнут (рис. 5)
Палочка Радиальный ладонный захват. Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем, кончиками пальцев, между ними видимое пространство (рис. 14)
Кубик Радиальный пальцевой захват. Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем и кончиками пальцев, между ними видно пространство (рис.23)
Возраст 9 месяцев
Захват Нижний «пинцетный» захват. Между ладонной стороной большрго пальца и указательным пальцем, дистальный отдел большого пальца разогнут, начинается противопоставление большого пальца (рис. 6)
Палочка Радиальный захват пальцами. Предмет удерживается большим пальцем и другими двумя пальцами (рис. 15)
Кубик Радиальный пальцевой захват (рис. 24)
Возраст 10 месяцев
Захват «Пинцетный» захват. Между дистальной частью большого пальца и указательного пальца, дистальный сустав большого пальца слегка согнут, большой палец противопоставлен (рис. 7)
Палочка Предмет удерживается большим и ещё двумя пальцами (рис. 16)
Кубик -
Возраст 12 месяцев
Захват Хороший «пинцетный» захват. Между кончиками пальцев или подушечками пальцев, дистальный сустав большого пальца согнут (рис. 8)
Возраст 12-18 месяцев
Карандаш Ладонный захват. Предмет удерживается кистью, сжатой в кулак, запястье слегка согнуто и супинировано от среднего положения кисти (рис. 25)
Возраст 24-36 месяцев
Карандаш Пальцевый захват. Предмет удерживается пальцами, запястье прямое пронировано, легкая девиация в локтевую сторону. Предплечье с кистью двигается как целое (рис. 26)

D:\Desktop_Nata\Не доделанное\1419.jpg

Литература:

1.Образцы захватов Лаборатория Виндзор, 1994г.

Интернет-ресурсы:

1.https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3070703 © BabyBlog.ru

2.https://materinstvo.ru/art/2028

3.https://studfile.net/preview/7177078/page:6/

4.https://emberint.ru/articles/vidy_zahvata/

5.https://vyshe-radugi.ru/index.php/publikatsii/11-detskij-tsentr-nejropsikhologicheskojkorrektsii/nejropsikhologiya/291-vidy-zakhvata-u-detej

6.https://letidor.ru/obrazovanie/razvivaem-quot-pincetnyy-quot-zahvat.htm

7.https://www.nashideti.site/pinzetnyi-zahvat/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Шпаргалки по сенсорному развитию детей раннего возраста". Жаборовская Л.Н.

Интересно подобранный материал для педагогов и родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.В Шпаргалках вы найдете:1. Систему коррекционной работы по сенсорному развитию  детей 2-3 ле...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

шпаргалка для родителей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством продуктивной деятельности».

На третьем году жизни активно развивается мелкая моторика, что позволяет малышу самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, рисовать карандашом, пользоваться столовыми приборами. Необходимо...

Шпаргалки для родителей детей раннего возраста.

Уважаемые родители! Данным материалом вы можете воспользоваться, что бы организовать образовательную деятельность дома со своим малышом.Вы можете распр...

Методический альбом образцов нетрадиционного рисования для детей раннего возраста

Методический альбом образцов нетрадиционного рисования для детей раннего возраста...