Профилактика дислексии у детей дошкольного возраста.
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В настоящее время проблема профилактики дислексии у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью ( нарушением ) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.  В данном материале вы сможете познокомится о нашей работе по данной теме.

Виды дислексии Принято выделять следующие формы нарушения чтения: ➢ Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза). ➢ Семантическую дислексию - «механическое чтение», (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения). ➢ Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений). ➢ Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука). ➢ Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений). ➢ Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Профилактика дислексии. Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи, подготовка к освоению грамоты. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и ОНР. ажно использовать в работе с детьми наглядные пособия и дидактические игры. Именно с помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, стимулируется речевая активность. Сам процесс обучения становится эмоциональным и интересным.➢ Совершенствование фонематического восприятия. ➢ Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. 

Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления. Планомерный и последовательный анализ изображений и конструкций. Кубики Кооса развивают способность к конструированию и созданию целого из отдельных деталей. Высокий уровень развития наглядно-образного и конструктивного мышления значительно повышает успешность при обучении чтению.Совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими понятиями. Дети должны овладеть понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров, обозначением пространственного взаиморасположения. Полезны игры на запоминание сочетаний различных геометрических форм.Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Для этого могут быть использованы такие упражнения, как складывание различных картинок, модификаций матриц Равенна, различных кубиков.

Формирование изобразительно-графических способностей. ➢ Обводки по контуру, штриховки, срисовывание геометрических фигур. ➢ Дорисовывание незаконченных контурных фигур. ➢ Рисование с натуры с условием отображения наибольшего числа деталей. 

Развитие сукцессивных способностей ребенка. ➢ Последовательность действий и планирование. ➢ Последовательность в пространстве. Игра «Собери бусы» - нанизать или нарисовать бусинки, различающиеся цветом или формой: по образцу (от 3 до 10 элементов), по памяти (от 2 до 6 элементов). Игра «Что изменилось?» с 3 – 6 предметами. Игра «Живые цепочки». ➢ Последовательность во времени (времена года, дни недели). Игра «Какой предмет пропал?» Игра «Какая фигура появляется?»

Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания. Игры на развитие устойчивости внимания. Длительная сортировка и нанизывание бусинок. Прослеживание взглядом линии от ее начала до конца.
Профилактика дислексии Такие игры и упражнения помогают детям дошкольного возраста сформировать навыки фонематического анализа и синтеза, научить воспроизводить пространственные и временные последовательности из 3-4 фигур, предметов, слогов, слов. У детей развиваются графомоторные навыки, формируется произвольная регуляция внимания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии) у детей дошкольного возраста»

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получ...

Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Для  современной  общеобразовательной  школы  характерна  буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку, что далеко не случайно. Причины этого яв...

Использование дидактических игр в профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.

quot;Использование дидактических игр в профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста "...

Профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР

Использование игр и упражнений с пальчиковой азбукой  тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Такое построение закрепляет зрительно-пространстве...

Конспект родительского собрания: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Тема: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»Формат проведения: родительское собраниеУчастники: учитель-логопед, воспитатели, родителиЦель: сформировать у ро...

Игры и упражнения для профилактики дислексии у детей дошкольного возраста.

Одной из самых актуальных для школьного обучения проблем остается проблема нарушений устной и письменной речи. Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет специалистов задуматься о необх...

Мастер класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда» Профилактика оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Цель: Показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр.  При подготовке ...