Профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Использование игр и упражнений с пальчиковой азбукой  тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактики  оптической дисграфии и дислексии

у детей дошкольного возраста с ОНР

В последнее время нарушения чтения и письма получили большую распространенность среди младших школьников, поэтому проблема профилактики дислексии и дисграфии становится все более актуальной.

Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия,  которая характеризуется нарушением формирования зрительного образа буквы, слова.  Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Причины, приводящие к оптической дисграфии, могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Так же нарушение письма может быть связано с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития и неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.

Каковы же основные проявления оптической дисграфии? Как правило, у таких учащихся очень замедлен темп письма, они с трудом вспоминают как пишется каждая буква, долго ее «выводят», путаются и в итоге не успевают выполнить задание со всем классом. Так же они испытывают трудности в определении правых и левых частей предметов, объектов, плохо ориентируются на листе бумаги, «зеркалят» - особенно часто зеркальное письмо встречается у левшей и при раннем обучение письму (в 5-6 лет).

Механизмом оптических нарушений письма является недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительно-моторной координации, недостаточная сформированность зрительной памяти.

 Для глобального решения такой проблемы, как оптическая дисграфия, гораздо важнее говорить о способах профилактики данной патологии у дошкольников с недоразвитием речи, чем о путях преодоления её у школьников. Это объясняется тем, что дисграфию, как и любое другое речевое нарушение, легче предупредить, чем устранить.

     Для ребенка, начинающего читать и писать, буква не является простейшим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.

       В русском алфавите очень много букв, сходных по своему начертанию. Можно выделить две группы графически сходных букв:

1) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных (Н — П — И, Ь - Р...);

2) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь-Ы, 3-В, Р-В...).

     Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить, прежде всего, оптический анализ каждой буквы на составляющие элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений ребенка.

    Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.

   Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

1) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

2) зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы);

3) зрительного гнозиса (способности восприятия буквы);

4) пространственных представлений.

      Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений.

          В своей работе мы эффективно применяем занимательные игры и упражнения с пальчиковыми  буквами, разработанные  Е.Н. Рыжанковой.                                                

   Пальчиковая буква – зрительно-пространственный образ буквы русского алфавита, созданный с помощью пальцев рук. Данные игры и упражнения тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ:

- внимания, памяти, мышления;

- зрительно-пространственного восприятия и представления;

- мелкой моторики;

- речи;

- конструктивного праксиса.

        Упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Чтобы вызвать больший интерес ребенка к выполнению задания и процессу чтения, при ознакомлении детей , мы  используем стихи В.А. Ракитиной, посвященные каждой букве пальчиковой азбуки.

               Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Выучите  с ребенком название пальцев рук.

2. Внимательно рассмотрите рисунок (образ буквы, составленный из пальцев).

3. Рассмотрите, какие пальцы принимают участие в построении буквы.

4. Прочитайте инструкцию, объясните ее ребенку.

5. Прочитайте ребенку стихотворение, заменяющее инструкцию.

6. Предложите ребенку построить букву по стихотворному описанию самостоятельно.

7. Проверьте правильность построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции.

8. Предложите ребенку построить свой вариант буквы.

9. Закрепите азбуку, выполняя занимательные дидактические упражнения «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала?».

10. Попросите ребенка составить предложения с построенным словом - это способствует усвоению его лексического значения.

Внимание!

• Ребенок должен строить букву перед собой.

• Познакомьте ребенка с правилами зеркала.

        Для того чтобы показать построенную букву другому человеку, необходимо отвести ее вправо, если элементы буквы направлены влево (либо направленность отсутствует). Если элементы буквы направлены вправо, нужно отвести ее влево. Букву развернуть на 90°.

Пальчиковая азбука (фрагменты)

Буква А

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.

Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.

Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний - перекладиной

Ровно ляжет в нем.

Буква Б

Построй по инструкции

Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и большой образуют кольцо, соединяясь кончиками; остальные сомкнуты, слегка согнуты вправо и располагаются над кольцом.

Построй по стихотворению.

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим.

Остальные под углом

Над кольцом объединим.

Буква В

Построй по инструкции:

Большой и указательный пальцы образуют нижнее «кольцо». Кончик нижнего пальца соединяется с серединой указательного, образуя второе «кольцо». Остальные пальцы согнуты, располагаются за средним.

Построй по стихотворению

Большой и указательный

В кольцо соединим,

А над указательным

Другие округлим.

Буква И

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх.

Левая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяется с указательным правой руки подушечками; безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на безымянном.

Правая рука. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Указательные пальцы

Встали, словно уши зайца.

Левый средний чуть

нагнулся,

Пальца правого коснулся.

Буква К

Построй по инструкции

Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и средний разведены и направлены вправо; безымянный и мизинец согнуты и прижаты большим.

Правая рука. Указательный соединяет основание разведенных пальцев левой руки.

Построй по стихотворению

Указательный и средний

Образуют галочку.

Правый указательный

Вверх направим палочкой.

Буква Л

Построй по инструкции

Пальцы располагаются так: указательные направлены вверх и соединяются подушечками; средние, мизинцы и безымянные прикасаются кончиками к ладони; большие лежат на средних.

Построй по стихотворению

Указательные пальцы

Под углом соединяют.

Остальные не мешают,

Их большие прижимают.

Дидактические упражнения:

Прочитай

• Узнай пальчиковые буквы.

• Прочитай слово

Живое слово

• Построй из пальцев слово.

• Проговори звуковой ряд при построении слова.

• Составь с этим словом предложение.

Допиши словечко.

• Прочитай слово, построенное из пальцев.

• Определи, какая буква в нем последняя.

• Построй из пальцев прочитанное слово.

• Проговори звуковой ряд при построении слова.

• Составь с построенным словом предложение.

Какая буква пропала?

• Прочитай слово, построенное из пальцев.

• Определи, какой буквы в нем не хватает.

• Построй из пальцев прочитанное слово.

• Проговори звуковой ряд при построении слова.

• Составь с построенным словом предложение.

Использованная литература.

Рыжанкова Е.Н., В.А.Ракитина/ Пальцы развиваем, буквы составляем.

ООО ТЦ «Сфера», 2009.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия –как следствие недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих ...

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

"Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".

quot;Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".Примерные виды игр совместной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Предупреждение акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Презентация с методическими рекомендациями и упражнениями по предупреждению акустической дисграфии....

Презентация по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.

В этой презентации представлены материалы, которые помогут понять, что такое оптическая дисграфия и как её можно предупредить в дошкольном возрасте....

«Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии) у детей дошкольного возраста»

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получ...