Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями
статья по коррекционной педагогике
Важной частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. От того, как построена совместная деятельность, будет зависеть успех коррекционной работы с ребенком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями
Учитель-логопед
МБДОУ г. Мурманска№ 82
Фондикова И.АВ.
Семья является первой ступенью, где ребёнком овладевает родным языком, в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Важной частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Необходимость взаимодействия важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают логопедические занятия.
Беда многих современных родителей — это отстранённость и нежелание родителей разобраться в сложном мире ребёнка.
Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.
В начале года для родителей вновь поступивших детей в нашей ДОО проводится «Круглый стол» для родителей вновь поступивших детей.
На первых организационных групповых собраниях или в индивидуальной беседе в сентябре-октябре доводим до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. В это время обозначаются цели и задачи нашей совместной работы, сообщается о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные, индивидуальные, подгрупповые), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентируем внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле.
В зависимости от того, насколько родители готовы сотрудничать с логопедом, определяются формы работы с ними:
– Ведение папок взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. В конце рабочей недели родители получают папку с новым файлом с заданиями, которые ребенок выполнят всю неделю, либо выполнял частично. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года, закреплять знания, умения навыки, полученные ребенком на логопедических занятиях в течение недели, а также выполнять задания самостоятельно под присмотром родителя (они могут быть сложнее, такие же, либо облегченной формы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка). Предлагаются задания на развитие артикуляционной моторики, автоматизацию и дифференциацию поставленного звука, на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, а также упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики, логического мышления и другие. Задания подбираются дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка на основе анализа результатов развития ребенка за прошедшую неделю.
– Консультации и речевой материал, расположенные на сайте ДОО. Оформление папок-передвижек с консультациями.
– Утренние пятиминутки (индивидуальные консультации, беседы, мини-мастер-классы), где обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, осуществляется показ правильного выполнения упражнения.
– Проведение семинаров-практикумов, позволяющих освежить в памяти знания родителей, самостоятельно потренироваться в выполнении заданий логопеда.
Например, на практикуме по ознакомлению с органами артикуляции родители предлагается выполнить несколько основных упражнений для губ, языка. Они убеждаются, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд.
На практикуме по звуко-буквенному анализу слов родители вспоминают, что звук – это не то же самое, что буква, подготавливаются к тому, какие возможные проблемы могут встретиться у ребенка при обучении в школе письменной речи.
– Анкетирование (проводится по общим вопросам образовательной деятельности ДОО, где затрагиваются аспекты речевых проблем ребенка)
– Проведение открытых занятий (индивидуальных, подгрупповых, итоговых).
-Фото- и видео фиксация работы ребенка на логопедических занятиях, где родители могут увидеть успехи или неудачи ребенка в освоении новой темы.
- Рекомендации специальной литературы и различных пособий для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.
– Совместная подготовка к праздникам: разучивание стихов и песен, совместная работа над просодикой.
Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе позволит им:
– Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
– Относиться к ребенку, как к равному.
– Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
– Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
– Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
– Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
– Повысить свою компетентность в вопросах речевого развития.
Таким образом, доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, помогают успешно преодолевать не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решают многие внутриличностные конфликты и проблемы детей и родителей, благодаря чему создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с особенностями в развитии, формируются крепкие детско-родительские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогической секции учителей-логопедов...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....
«Формы взаимодействия учителя – логопеда и родителей, способствующие успешной коррекционно - воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями»
Представление опыта работы...
Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни
Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нар...
Бланк взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы комбинированной направленности в работе с детьми с ТНР
Бланк взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы комбинированной направленности в работе с детьми с ТНР ...
Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Принципы педагогической работы с детьми, имеющими ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре при работе с детьми имеющими нарушения речи.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, очень важно в учреждении выстроить модель сотрудничества учителя-лог...