Воспитание толерантного отношения к дошкольникам с ОВЗ в детском саду
консультация по коррекционной педагогике
Воспитание толерантного отношения к дошкольникам с ОВЗ в детском саду
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантного отношения к дошкольникам с ОВЗ в детском саду
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества.
Что же такое толерантность?
Толерантность (лат.) - терпение, переносимость, снисходительность, принятие другого рода взглядов, нравов, привычек, поведения.
Толерантность – это еще и показатель не отчужденности сознания человека, а показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир «другого», в действительность и в то, что в ней происходит.
Воспитание толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования. В указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 №761 предусмотрены меры, направленные на государственную поддержку детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых:
Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения ребенка.
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.
Инклюзия (включение)- процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.
В последнее время всё большую популярность приобретает термин инклюзивное образование. В Федеральном законе «Об образовании» №273 говорится, что инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
Отношение к инклюзии у всех разное; сначала скажем о плюсах.
1. Дети равны в социальном и образовательном плане, а это значит, что ребенок сможет получить тот уровень знаний, который необходим для будущего развития личности.
2. Формирование милосердия, толерантности в обществе
3. Дети с ОВЗ при прибывании в среде нормально развивающихся сверстников в д/c, а затем и в школе не боятся своей проблемы и имеют здоровую самооценку.
4. Развитие навыков коммуникации, социализации, личностное развитие детей с ОВЗ
Однако, существуют минусы инклюзивнго образования и целый ряд проблем, связанных с включением ребёнка с ОВЗ в образовательное пространство:
‒ отсутствие доступной среды, облегчающей образовательный процесс для детей с особыми образовательными потребностями;
‒ отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребёнком с ОВЗ;
‒ нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ
‒ неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ.
В связи с этим, одной из центральных задач образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями, является формирование у педагогов, специалистов, родителей, нормально развивающихся сверстников толерантности, т. е. способности понять и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.
Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса:
- воспитатели и специалисты;
- родители;
- дошкольники.
Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, способность контролировать свои эмоции; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции.
Взрослый является образцом для детей, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении, целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного отношения и поведения.
Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «конвенция о правах ребенка» и «Декларация прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.
В работе с дошкольниками используют такие формы работы:
‒ беседы, во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка есть свои особенности, но это нисколько не мешает дружить и позитивно относиться друг у другу;
‒ психогимнастика, включающая в себя ритмику, пантомиму, этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми;
‒ арт-терапия,
‒ сказкотерапия
‒ игротерапия и пр.
На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотив поступков, приобрели побудительную силу.
На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.
Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.
Работа по формированию толерантности проводится с родителями. При работе с родителями важно:
- осуществлять информационную и консультативную помощь,
- организовывать совместные праздники, развлечения, экскурсии, открытые занятия, акции милосердия.
Что касается педагогов, то готовность воспитателей и специалистов к работе с детьми с ОВЗ предполагает сформированность целого комплекса качеств.
Профессиональная готовность педагога включает в себя:
• информационную готовность;
• знание основ психологии и коррекционной педагоги;
• знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;
• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.
Психологическая готовность – это, прежде всего:
• готовность включать детей с ОВЗ в деятельность;
• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
• эмоциональное принятие детей с ОВЗ (и есть терпимое отношение), которое во многом определяется знанием особенностей имеющегося у ребёнка дефекта и учётом этого при работе с ним.
Категории детей с ОВЗ (классификация В.А.Лапшина, Б.П.Пузанова):
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
- дети с ТНР (логопаты)
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- дети с задержкой психического развития
- дети с нарушением интеллектуального развития
- дети с комплексным нарушением развития (Имеют сочетание двух или более первичных нарушений)
Что важно помнить при работе с детьми с ОВЗ (некоторые общие рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ):
- необходимо помнить, что ребёнок с ОВЗ будет обучаться медленнее других детей;
- снизить требования к аккуратности (в начале работы), чтобы сформировать чувство успеха;
- обращать внимание на любые трудности ребёнка и по мере необходимости обращаться к специалистам;
- быть сдержанным, спокойным, радоваться любым успехам ребёнка;
- помогать ребёнку развивать уверенность в своих силах;
- систематически общаться с ребёнком;
- не быть слишком требовательным к ребёнку, устанавливать требования в соответствии с уровнем развития его навыков и познавательных способностей;
- чередование деятельности, дополнительный отдых (в соответствии с индивидуальными возможностями).
Правила толерантности (С. Соловейчик)
1. «Чтобы ребенок научился чувствовать другого, надо и в нем этого другого признавать» — принимаем ребенка таким, какой он есть.
2. «Нет, счастье – когда тебя принимают. Мы любим лишь тех, кто принимает нас» — принимая ребенка таким, какой он есть – создаем условия для конструктивного взаимодействия.
3. «Сильное великодушие производит такое же шоковое действие, как и сильное наказание. Но результаты противоположны» — в основе общения не насилие, а сопереживание и сотрудничество.
4. «Изобличая или, того хуже, подозревая ребенка во лжи, мы внушаем ему, что он лжец, – он и становится лжецом навсегда» – стремление разобраться в ситуации, поддержка, сочувствие.
5. Мы освоили педагогику требования, наказания, уговоров, поощрений – педагогику борьбы с недостатками; мы порой так яростно боремся с недостатками ребенка, что и достоинств его не видим. А может, не надо бороться? Может, все-таки вести себя по-другому, увидеть и развивать в ребенке все лучшее? – эмпатия, поддержка, оптимизм.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Толерантность Этимология С латыни- терпение, переносимость, снисходительность, принятие другого рода взглядов, нравов, привычек, поведения. Значение в современном обществе Показатель не отчужденности сознания человека, а показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир «другого» , в действительность и в то, что в ней происходит.
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» от 01.06.2012 №761 где предусмотрены меры, направленные на государственную поддержку детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых: - Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней - Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзия (включение)- процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.
Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса: - воспитатели и специалисты; - родители; - непосредственно, воспитанники ДОУ
Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «конвенция о правах ребенка» и «Декларация прав человека» , и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности. В работе с дошкольниками используют следующие формы работы: беседы психогимнастика арт-терапия сказкотерапия игротерапия и пр.
При работе с родителями важно: - осуществлять информационную и консультативную помощь, - организовывать совместные праздники, развлечения, экскурсии, открытые занятия, акции милосердия.
Профессиональная готовность педагога включает в себя • информационную готовность; • знание основ психологии и коррекционной педагоги; • знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ • готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы; • готовность к повышению профессиональных знаний и умений. Психологическая готовность – это, прежде всего : • готовность включать детей с ОВЗ в деятельность; • удовлетворенность собственной педагогической деятельностью. • эмоциональное принятие детей с ОВЗ (и есть терпимое отношение), которое во многом определяется знанием особенностей имеющегося у ребёнка дефекта и учётом этого при работе с ним.
Категории детей с ОВЗ ( классификация В.А.Лапшина, Б.П.Пузанова ): - дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) - дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) - дети с ТНР (логопаты) - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата - дети с задержкой психического развития - дети с нарушением интеллектуального развития - дети с комплексным нарушением развития (Имеют сочетание двух или более первичных нарушений)
Н екоторые общие рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ ) - необходимо помнить, что ребёнок с ОВЗ будет обучаться медленнее других детей; - снизить требования к аккуратности (в начале работы), чтобы сформировать чувство успеха; - обращать внимание на любые трудности ребёнка и по мере необходимости обращаться к специалистам; - быть сдержанным, спокойным, радоваться любым успехам ребёнка; - помогать ребёнку развивать уверенность в своих силах; - систематически общаться с ребёнком; - не быть слишком требовательным к ребёнку, устанавливать требования в соответствии с уровнем развития его навыков и познавательных способностей; - чередование деятельности, дополнительный отдых (в соответствии с индивидуальными возможностями).
Как правильно донести до родителя информацию о том, почему в группе с его ребёнком находится ребёнок с ОВЗ? 1. - обоснование с точки зрения закона 2. – воспитатель данной группы имеет опыт работы с детьми с ОВЗ 3 – практически в каждой группе есть ребёнок с ОВЗ 4 – ребёнок с ОВЗ обучается, но по своей программе 5 - важно отмечать успехи этого ребёнка, рассказывать об этом другим детям, их родителям
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Толерантность, толерантное отношение к сверстникам как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, художе...
Дополнительная образовательная деятельность в ДОУ: Кружок «Всезнайка» по формированию толерантного отношения у дошкольников средствами правового воспитания.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человече...
« Совместная работа с родителями по воспитанию толерантного отношения к людям старшего возраста»
Известно, что толерантность как наиболее скрытая глубинная структура личности закладывается на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Именно период дошкольного дет...
Воспитание толерантного отношения к себе и другим
Непосредственная образовательная деятельность...
Воспитание основ толерантности у детей с ОВЗ в детском саду комбинированного вида
Из опыта работы. Обзор различных направлений работы по воспитанию основ толерантности у детей в ДОУ. Экологические занятия, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения и тематические познавательные занят...
Консультации для педагогов. Воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ в детском саду
Воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ в детском саду....
Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми в условиях детского сада».
Общение играет очень важную роль в жизни человека, а для ребенка дошкольного возраста, умение общаться со сверстниками, одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей его социал...