Консультация-практикум для педагогов
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация-практикум для воспитателей
Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Цель: Повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребёнка.
В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 5 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
- Сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребёнка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности малыша, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка.
- Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых.
- Значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений.
- Постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов.
- Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей.
- Глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно - практической деятельности с ребёнком специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:
∙ формирование мотивационно - побудительного уровня речевой деятельности;
∙ совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии;
∙ развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
∙ формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного, обеспечивающего минимальное общение;
∙ формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;
∙ формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного);
∙ профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.
Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.
Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приёмов.
Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т. д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.
Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.
Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с опорой на наглядность.
Приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:
∙ Диалог-образец.
∙ Разговор с самим собой.
∙ Параллельный разговор.
∙ Провокация или искусственное непонимание ребёнка.
∙ Распространение.
∙ Использование малых форм фольклора.
∙ Звукоподражание.
∙ Упражнения на развитие речевого дыхания.
∙ Выбор.
∙ Поручения.
∙ Опосредованное общение.
∙ Продуктивные виды деятельности.
∙ Замещение.
∙ Музыкальные игры.
∙ Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.
∙ Пескотерапия.
∙ Игровой приём.
Поговорим о них более подробно.
1. Диалог-образец.
Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.
2. Разговор с самим собой.
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т. п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчётливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию малыша. Например: «Где кукла?», «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.
3. Параллельный разговор.
Этот приём отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребёнку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
4. Провокация или искусственное непонимание ребёнка.
Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией малыша будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужную ему игрушку. При возникновении можно дать подсказку. В подобных ситуациях ребнок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.
5. Распространение.
Продолжаем и дополняем все сказанное малышом, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребёнок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.
6. Эффективный приём в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора.
Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок…”, “Чики – чики – чикалочки…”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми.
Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Развитие артикуляционного аппарата происходит при использовании специально подобранных упражнений. Педагог может их использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.
7. Звукоподражание - эффективный приём активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.
8. Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие упражнения способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
9. Выбор.
Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребёнку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной?». В ходе ответа побуждаем малыша использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
10. Поручения.
Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для малыша место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение : «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».
11. Опосредованное общение.
В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».
12. Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности детей. В процессе деятельности они получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются чёткие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш) вынуждают ребёнка просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
13. Замещение.
Дети к трём годам способны представить себя самолётом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату».Такая игровая форма развивает способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса - предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причёсываться, читать книжку и т. д. После того как ребёнок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры - пантомимы и игры -имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.
14. Музыкальные игры.
Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание малыша двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять ему возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
15. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика) стимулируют процесс речевого развития ребёнка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняют дети, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры применяются как приём работы во всех возрастных группах по развитию ручной умелости. Игры «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие стимулируют речь детей, развивают кисти рук.
16. Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребёнка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
17. Самыми эффективными являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой приём. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность малыша в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой– маленький», «Чей домик?», «Детёныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную речевую деятельность детей.
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста
Речевая деятельность ребёнка зависит от того, как устроена игровая, предметно - развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.
Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметных) для сравнения по той же тематике; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-практикум для педагогов "Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"
Даннный материал представляет консультацию-практикум с педагогами ДОУ , включающую теоретический и практический материал для успешного решения задач физического развития дошкольников.Содержание данной...
Консультация - практикум "Играем со звуками" (для педагогов детского сада)
Консультация - практикум "Играем со звуками" (игровая программа для педагогов детского сада (мастер класс), родителей и детей. Цель: понакомить педагогов, родителей с различными вариантами...
Консультация практикум Речевая культура педагога
Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...
Консультация-практикум педагога-психолога для педагогов на тему: «Разрешение конфликтов между детьми».
выработка эффективных способов решения конфликтов среди детей-Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;-Познакомить со способами воздействия детьми друг на друга во время конфликта;-П...
Консультация-практикум для педагогов "Имидж педагога"
Продолжить работу по повышению эффективности имиджевой политики дошкольного учреждения, расширению способов формирования имиджа ДОУ, как ресурса его развития. - Способствовать соверше...
Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"
Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...
Взаимодействие с педагогами ( консультации, консультации - практикум)
Для того чтобы обеспечить активную роль воспитателя на НОД рекомендуется инструктору консультировать педагогов, знакомить с целью и содержанием занятий на определенный период, с требованиями, предъявл...