Бесконфликтное общение
презентация по коррекционной педагогике

Козлова Елена Степановна

Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы конструктивного взаимодействия с родителями. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы конструктивного взаимодействия с родителями. 

Познакомить с приемами управления негативными эмоциями.

Материалы: презентация к тренингу, спокойная мелодия для релаксации, ситуации для обыгрывания, памятки для родителей.

Ход тренинга

Слайд 3. Здравствуйте, уважаемые педагоги! В нашей работе мы каждый день погружаемся в мир детства и непосредственности. Мы играем вместе с нашими воспитанниками, учим их, воспитываем, смеемся рядом с ними, а иногда огорчаемся.

Но у этого мира есть и еще одна сторона – это родители, с которыми мы встречаемся каждый день. К сожалению, нам не всегда удается избежать проблемных коммуникаций.

Поэтому цель сегодняшней нашей встречи – научиться избегать конфликтных ситуаций и находить способы взаимодействовать конструктивно.

Слайд 4. Часто родители не до конца понимают значимость педагога, воспринимают его, скорее, как менеджера, при этом сами выступают в роли «заказчика».

Случается, что родители не готовы разбираться в ситуации и ведут себя агрессивно по отношению к педагогам.

Мы поговорим о том, как сделать так, чтобы избежать таких случаев или выйти из них достойно.

Слайд 5.

Упражнение «Волшебный туннель»

Сначала выполним упражнение, которое поможет нам побороть агрессию в себе.

Сейчас мы мысленно пройдем по тоннелю. Сядьте удобно. Мы будем извлекать тепло из наших рук. Для этого в течение нескольких секунд потрите ладони друг о друга. Закройте глаза ладонями. Если есть возможность, обопритесь локтями. В таком положении можно сидеть несколько минут, но сейчас мы ограничимся двумя минутами.

(Психолог включает спокойную музыку и читает текст упражнения)

Вы находитесь в туннеле, вокруг вас пустота и спокойствие. Здесь вам тепло и спокойно. Здесь вы скрыты от посторонних глаз. Никто и ничто вас не раздражает…

В туннеле вы можете постоять на месте, посмотреть по сторонам, столько, сколько вам захочется, а потом идти вперед. Впереди вас ждет что – то хорошее, доброе, светлое. Вы идете ни о чем не волнуясь…

 В любой момент вы можете остановиться и отдохнуть, а потом идти дальше. Нам хорошо и спокойно…

И вот вы дошли до конца тоннеля, и видите свет, который приносит вам радость, спокойствие, гармонию. Вы идете к этому свету и выходите из тоннеля. Теперь откройте, пожалуйста, глаза.

Слайд 6. (пустой)

Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями, что вы почувствовали во время выполнения упражнения, хватило ли вам времени, чтобы успокоиться.

Итак, мы нашли один из способов успокоиться и побороть в себе агрессию. А теперь попробуем разобраться, как вести себя с агрессивно настроенным человеком.

Часто наше состояние показывает поза, и когда мы ее меняем, то можем поменять и состояние.

Давайте почувствуем, как это происходит. 

Слайд 7.

Упражнение «Значение позы»

Для этого нам необходимо  поделиться на две равные группы. Встаньте напротив друг друга. 

Сейчас педагоги из первой группы будут жертвами агрессии. Вы должны опустить плечи, ссутулиться и произнести слова: «Я вас боюсь».

Педагоги  второй, напротив, расправят плечи, поднимут голову и произнесут: «Я это знаю». Повторите несколько раз.

Теперь поменяйтесь ролями.

Что вы почувствовали, когда стояли с опущенными плечами в роли жертвы? Как видели жертву со стороны?  

Как вы думаете, правильно ли делают педагоги, когда выбирают позу «жертвы»  в общении с родителями.

(Ответы педагогов)

Чтобы не быть жертвой в такой ситуации, давайте, поговорим о том, как подняться с позиции «жертвы» до уровня партнерского общения.

Слайд 8. Предлагаю вам рассмотреть методику активного слушания, которая помогает наладить конструктивное взаимодействие:

Активное слушание (эмпатическое слушание) — способ, позволяющий точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Рассмотрим следующие приемы активного слушания:

1. Уточнение

2. Парафраз

3. Резюмирование

• Слайд 9. Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации. Пример: Не могли бы вы уточнить, Вас беспокоит то, что …

• Слайд 10. Парафраз - этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника. Перефразирование помогает и нашему собеседнику. У него появляется возможность увидеть, правильно ли его понимают, и при необходимости своевременно внести необходимые уточнения. 

Пример: «Правильно ли я понимаю, что вы говорите о …»

Слайд 11. Резюмирование - это подведение итогов. Суть его в том, что        

          мы своими   словами подводим итог основным мыслям собеседника. 

          Резюмирующая фраза - это его речь в «свернутом» виде, ее главная 

          идея. Пример: «То есть в целом вы говорите о …»

А теперь попробуем эти приемы применить на практике.

Слайд 13.

Правила активного слушания

• Доброжелательный настрой. 

• Спокойно реагируйте на всё, что говорит собеседник.

• Никаких личных оценок и замечаний к сказанному. 

• Не устраивайте расспросы. 

• Стройте предложения в утвердительной форме.

• Делайте паузу. Давайте собеседнику время подумать. 

• Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас. 

• Зрительный контакт: глаза собеседника находятся на одном уровне.

 Слайд 13.

Упражнение «Активное слушание»

Я предлагаю ситуацию: Разъяренный родитель предъявляет педагогу претензии «Почему Саша последнее время не хочет идти в детский сад?» 

(На слайде шпаргалка «Приемы активного слушания». Психолог предлагает одному из участников сыграть роль родителя и показывает пример активного слушания).

Давайте разобьемся на пары. Я предлагаю вам самостоятельно проиграть ситуации, используя прием активного слушания.

(Психолог раздает педагогам написанные на листочках ситуации, и педагоги проигрывают их самостоятельно, используя прием активного слушания.).

Слайд 14. Еще один эффективный приём в общении, который помогает смягчить эмоциональное напряжение и предупреждает возникновение конфликтных ситуаций это техника «Я-высказывание».

Любые обвинения легко перерастают в конфликт, а вот использование техники «Я — высказывание», а именно переход с «Ты» на «Я», на описание своих чувств обычно смягчает напряженную ситуацию. Как говорится, почувствуйте разницу: «Вы, вообще думаете, что вы говорите такое?» или «Мне неприятно слышать то, что вы сейчас сказали». 

Последнее выражение своих чувств звучит, конечно, мягче и вежливее, и оппоненту нет смысла защищаться, наоборот появляется желание обсудить спорный вопрос.

Техника «Я-высказывания» позволяет:

• заявлять о намерениях, не ущемляя собственных интересов;

• разряжать напряжение, не доводя до конфликта;

• быть уверенным и правдивым в сказанных словах;

• сохранять личностные качества, преграждая путь манипуляциям и давлению;

• предоставлять партнеру право выбора;

• учитывать детали противоречий и находить приемлемое решение для обоих.

Слайд 15.

Как использовать технику «Я — высказывания»?

1. Начинайте фразу описанием того факта, который не устраивает вас в поведении или действии другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Вы говорите, что Саша снова не хочет идти в детский сад…»

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «Я сильно удивлена!»

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. Пример: «Потому что он выглядит счастливым в течение дня».

Упражнение «Техника – я высказывание»

Педагоги проигрывают предыдущие ситуации, используя данную технику. (Опираясь на слайд).

В настоящее время педагогам приходится много общаться  с родителями в мессенджерах и соцсетях. Чтобы избежать конфликтов, хочу остановиться на правилах общения с родителями в мессенджерах и соцсетях.

Слайд 16. Общаться с помощью мессенджеров и соцсетей  очень удобно и быстро. Но на самом деле, общение с родителями в чате не такое уж безобидное, как кажется на первый взгляд. 

Выстроить общения с родителями при помощи  мессенджера можно двумя способами:

• организовать чат, то есть включить в него сразу много участников,

• общаться с каждым родителем обособленно.

Но в любом случае необходимо соблюдать правила общения в чатах.

Семь правил бесконфликтного общения с родителями в мессенджерах.

Слайд 17. Правило 1. Всегда указывайте тему переписки. При обсуждении важных вопросов в общих родительских чатах отслеживайте сообщения не по теме. Мягко, но настойчиво возвращайте родителей к изначальной теме разговора. Это поможет оперативно решить рабочие вопросы и сэкономить время.

Слайд 18 . Правило 2. Следите за орфографией и пунктуацией. Не пишите предложения заглавными буквами. Предложения, которые состоят только из заглавных букв, человек воспринимает как повышение голоса. Составляйте письмо кратко и емко, чтобы его было удобно прочитать.

Слайд 19. Правило 3. Предотвращайте конфликты. Держите нейтралитет, общайтесь одинаково со всеми родителями. Если назревает конфликт, призывайте родителей не смешивать личное и деловое общение в чате. При необходимости приглашайте на личную беседу.

Слайд 20. Правило 4. Придерживайтесь делового стиля общения. Будьте вежливы и тактичны, не нарушайте этические нормы. Обязательно поприветствуйте родителей, когда отвечаете, обращайтесь лично к автору письма. Также нужно растаивать смысловые и эмоциональные акценты, придерживайтесь уважительного тона общения.

Слайд 21. Правило 5. Определите временные рамки общения. Установите четкие границы времени для общения в мессенджерах. Не нужно мгновенно реагировать на сообщения, расставляйте приоритеты и следите за допустимым временем общения.

Слайд 22. Правило 6. Не публикуйте персональные данные. Договоритесь с родителями, что личную информацию, например фото детей, будут размещаться только с разрешения тех, кто есть на нем. Иначе вы рискуете нарушить закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Слайд 23. Правило 7. Не принимайте важных решений в момент переписки. Помните, все важные решения при общении с родителями должны быть обдуманными и взвешенными. Не принимайте их под влиянием эмоций или минутной слабости. Лучше такие решения принимать по результатам личных встреч и устных бесед.

Если педагоги не придерживаются правил общения в чатах, то родители могут подать заявление в суд.

Юридически общение в чатах несет больше рисков, чем живое. Это связано с тем, что информация в интернете фиксируется и остается уже после того, как вы ее передали; вы часто не знаете механизмов ее распространения. Ситуация усложняется тем, что в сети люди эмоционально стремятся именно к живому общению и не задумываются о последствиях сказанного. 

Чтобы родители дошкольников использовали мессенджер и социальные сети для продуктивного взаимодействия с воспитателями детского сада, используйте памятку. Эту памятку вы можете разместить на видном месте в раздевалке, чтобы родители познакомились  с ней.

Слайд 24. (Психолог зачитывает памятку)

Наша встреча подходит к концу, и я, как всегда, прошу вас об обратной связи. Что вам показалось интересным на данном тренинге, что вы будете применять в работе?

(Ответы педагогов)

Спасибо вам, за совместную работу. Помните, что умение достойно вести себя в конфликтной ситуации говорит о том, что вы зрелая личность, воспитанный и адекватный педагог.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг для педагогов «Бесконфликтное общение с родителями» МАОУ Гимназия №8 г.Троицк Педагог-психолог Козлова Е.С.

Слайд 2

Цель: Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы конструктивного взаимодействия с родителями. Познакомить с приемами управления негативными эмоциями. Материалы: презентация к тренингу, спокойная мелодия для релаксации, ситуации для обыгрывания, памятки для родителей.

Слайд 3

Здравствуйте, уважаемые педагоги! В нашей работе мы каждый день погружаемся в мир детства и непосредственности. Мы играем вместе с нашими воспитанниками, учим их, воспитываем, смеемся рядом с ними, а иногда огорчаемся. Но у этого мира есть и еще одна сторона – это родители, с которыми мы встречаемся каждый день. К сожалению, нам не всегда удается избежать проблемных коммуникаций. Поэтому цель сегодняшней нашей встречи – научиться избегать конфликтных ситуаций и находить способы взаимодействовать конструктивно.

Слайд 4

Часто родители не до конца понимают значимость педагога, воспринимают его, скорее, как менеджера, при этом сами выступают в роли «заказчика». Случается, что родители не готовы разбираться в ситуации и ведут себя агрессивно по отношению к педагогам. Мы поговорим о том, как сделать так, чтобы избежать таких случаев или выйти из них достойно.

Слайд 5

Упражнение «Волшебный туннель» . Упражнение «Волшебный туннель»

Слайд 6

Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями, что вы почувствовали во время выполнения упражнения, хватило ли вам времени, чтобы успокоиться. Итак, мы нашли один из способов успокоиться и побороть в себе агрессию.

Слайд 7

Упражнение «Значение позы»

Слайд 8

Предлагаю вам рассмотреть методику активного слушания, которая помогает наладить конструктивное взаимодействие: Активное слушание (эмпатическое слушание) — способ, позволяющий точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. Рассмотрим следующие приемы активного слушания: 1. Уточнение 2. Парафраз 3. Резюмирование

Слайд 9

Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации. Пример: Не могли бы вы уточнить, Вас беспокоит то, что …

Слайд 10

Парафраз - этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника. Перефразирование помогает и нашему собеседнику. У него появляется возможность увидеть, правильно ли его понимают, и при необходимости своевременно внести необходимые уточнения. Пример: «Правильно ли я понимаю, что вы говорите о …»

Слайд 11

Резюмирование - это подведение итогов. Суть его в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза - это его речь в «свернутом» виде, ее главная идея. Пример: «То есть в целом вы говорите о …» А теперь попробуем эти приемы применить на практике.

Слайд 12

Правила активного слушания • Доброжелательный настрой. • Спокойно реагируйте на всё, что говорит собеседник. • Никаких личных оценок и замечаний к сказанному. • Не устраивайте расспросы. • Стройте предложения в утвердительной форме. • Делайте паузу. Давайте собеседнику время подумать. • Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас. • Зрительный контакт: глаза собеседника находятся на одном уровне.

Слайд 13

Упражнение «Активное слушание» Упражнение «Активное слушание»

Слайд 14

Техника «Я-высказывания» позволяет : • заявлять о намерениях, не ущемляя собственных интересов; • разряжать напряжение, не доводя до конфликта; • быть уверенным и правдивым в сказанных словах; • сохранять личностные качества, преграждая путь манипуляциям и давлению; • предоставлять партнеру право выбора; • учитывать детали противоречий и находить приемлемое решение для обоих .

Слайд 15

Техника «Я – высказывание» для педагогов Назовите причину своего чувства Вы говорите, Паша не хочет идти в детский сад? «Это удивительно!» «Потому что он в течение дня выглядит радостным». Опишите ситуацию языком фактов Точно назовите свое чувство

Слайд 16

Общение с родителями при помощи мессенджера - Организовать чат, то есть включить в него сразу много участников; -Общаться с каждым родителем обособленно.

Слайд 17

Правило 1. Всегда указывайте тему переписки. При обсуждении важных вопросов в общих родительских чатах отслеживайте сообщения не по теме. Мягко, но настойчиво возвращайте родителей к изначальной теме разговора. Это поможет оперативно решить рабочие вопросы и сэкономить время .

Слайд 18

Правило 2. Следите за орфографией и пунктуацией. Не пишите предложения заглавными буквами. Предложения, которые состоят только из заглавных букв, человек воспринимает как повышение голоса. Составляйте письмо кратко и емко, чтобы его было удобно прочитать. .

Слайд 19

Правило 3. Предотвращайте конфликты. Держите нейтралитет, общайтесь одинаково со всеми родителями. Если назревает конфликт, призывайте родителей не смешивать личное и деловое общение в чате. При необходимости приглашайте на личную беседу .

Слайд 20

Правило 4. Придерживайтесь делового стиля общения. Будьте вежливы и тактичны, не нарушайте этические нормы. Обязательно поприветствуйте родителей, когда отвечаете, обращайтесь лично к автору письма. Также нужно растаивать смысловые и эмоциональные акценты, придерживайтесь уважительного тона общения.

Слайд 21

Правило 5. Определите временные рамки общения. Установите четкие границы времени для общения в мессенджерах. Не нужно мгновенно реагировать на сообщения, расставляйте приоритеты и следите за допустимым временем общения.

Слайд 22

Правило 6. Не публикуйте персональные данные. Договоритесь с родителями, что личную информацию, например фото детей, будут размещаться только с разрешения тех, кто есть на нем. Иначе вы рискуете нарушить закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Слайд 23

Правило 7. Не принимайте важных решений в момент переписки. Помните, все важные решения при общении с родителями должны быть обдуманными и взвешенными. Не принимайте их под влиянием эмоций или минутной слабости. Лучше такие решения принимать по результатам личных встреч и устных бесед.

Слайд 24

Памятка для родителей Правила общения в мессенджерах и соцсетях . • Общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Не публикуйте сообщение, если оно может обидеть других людей. Помните, что переписка может стать доказательством оскорбления в суде. Соблюдайте правила этикета при общении в личной переписке. • Следите за временем, не пишите до 7 утра и после 23 часов. • Не публикуйте персональные данные других людей без их согласия. • Берегите время других участников. Пишите кратко и только по теме беседы. Не смешивайте личное и деловое общение в чате. Это отнимает время и может привести к конфликтам. • Публикуйте, только то, что должны обсудить все участники чата. • Не пишите в чатах сообщения с нецензурной лексикой. • Не публикуйте сведения и фото других людей без их согласия. Это запрещено законом. Не делайте репост информации, которую нельзя распространять.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста»

Цель данного проекта: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций....

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»Цель: формирование у педагогов  представлений о п...

Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста

Психология общения. Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста....

Психологический практикум «Обучение педагогов бесконфликтному общению как средство профилактики эмоционального выгорания»

Конфликты правомерно рассматривать как факторы стрессогенного порядка.Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между коллегами, между педагогами и родителями. В...

Сценарий круглого стола "Стремимся к бесконфликтному общению"

Психолого -педагогическая работа с врспитателями...

Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения

Уважаемые, коллеги! Вы же понимаете, что мы как педагоги должны научить детей конструктивно выходить из конфликтной ситуации, а для этого мы должны сами это уметь.В данном материале представлен семина...

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения»

Цель: формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиро...