Сценарий круглого стола "Стремимся к бесконфликтному общению"
методическая разработка на тему
Психолого -педагогическая работа с врспитателями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beskonfliktnoe_obshchenie_2.docx | 305.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий круглого стола с педагогами «Стремимся к бесконфликтному общению»
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Стремимся к бесконфликтному общению»
Цель: Психолого-педагогическое просвещение педагогов о конфликтных ситуациях. Возможности, разрешение конфликтов.
Задачи:
1. Дать определение понятия «конфликт», раскрыть его сущность
2. Показать стадии развития конфликта
3. Выделить положительные и отрицательные стороны конфликтов
4. Выработать стратегии поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения.
Ход собрания
1. Упражнение «Поздороваемся»
Психолог предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
Затем психолог предлагает участникам собрания сесть за круглый стол.
2. Мини лекция «Что такое конфликты»
Сегодня будем говорить с вами о конфликтах. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что обозначает столкновение. В обиходной речи мы связываем конфликт с несогласием, несовпадением, противоречием. Однако, задумываемся ли мы когда-нибудь о существовании разницы между причинами конфликтов и способами их выражения? Крик и ругань в адрес другого человека является не поводом для конфликта, а его следствием. Такие негативные последствия могут способствовать усугублению конфликта. Если мы научимся лучше разбираться в причинах, по которым конфликты возникают, и в способах их выражения, нам будет легче улаживать конфликты. Иногда конфликтные ситуации могут выйти из под нашего контроля. В таких ситуациях мы можем делать вещи, о которых впоследствии можем сожалеть. Мы можем, например, повышать голос и даже кричать на других людей, хотя искренне и не хотим того; мы можем даже начать применять физическую силу в отношение, другого человека и людей. В некоторых ситуациях можно наблюдать, что тот, который сильнее, злоупотребляют своей силой над более слабым человеком. Когда конфликт переходит в использование силы, можно говорить об оскорблении. Но не любое оскорбление – результат конфликта! Очень важно осознавать и понимать разницу между конфликтом и оскорблением. Конфликт необязательно приводит к оскорблениям, но может подвести к нарушению, если конфликтная ситуация выйдет из под контроля вовлеченных в нее людей/сторон. Конфликт, в отличие от ситуации с оскорблением, не обязательно останавливать, а улаживать, анализировать, и делать из него выводы. Именно поэтому конфликт может вести к выяснению неясностей, несогласий и, в итоге, к позитивному развитию.
-Уважаемые педагоги, нам часто во время конфликтных ситуаций приходится держать себя в руках, чтобы не оскорбить, или назвать человека плохим словом, кинуть обидную фразу. Я предлагаю вам такую шуточную игру которая называется «Обзывалки».
3. Упражнение «Обзывалки»
Участникам собрания предлагается по кругу обзывать друг- друга, но обзывать хорошими добрыми словами и фразами. Например: «Какая Вы сегодня красивая! », «Вы такая замечательная! ».
-В результате конфликтной ситуации, когда дело доходит до оскорблений, скажите в ответ хорошее доброе слово или сделайте комплимент, этим вы на время обезоружите своего разгневанного собеседника.
4. Упражнение «Претензии»
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Поделить участников собрания на 2 команды; одна команда - пишет претензии родителей к воспитателям; другая претензии воспитателей к родителям. Затем претензии зачитываются и обсуждаются участниками.
5. Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями? »
Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух. Обсуждение положительных и отрицательных сторон конфликта
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)
Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Тест: «Конфликтная ли вы личность»
Инструкция: выберите по одному ответу на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
a) не принимаю участия;
b) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
c) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.
2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?
a) нет;
b) только если имею для этого веские основания;
c) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
a) только если это люди необидчивые;
b) лишь по принципиальным вопросам
c) споры — моя стихия.
4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?
a) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
b) делаю замечание;
c) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо (готовили не вы). Ваша реакция?
a) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
b) молча возьму солонку;
c) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
a) с возмущением посмотрю на обидчика;
b) сухо сделаю замечание;
c) выскажусь, не стесняясь в выражениях!
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…
a) промолчу;
b) ограничусь коротким тактичным комментарием;
c) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
a) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
b) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
c) проигрыш надолго испортит настроение.
Теперь посчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое:
«а» — 4 очка
«b» — 2 очка
«с» — 0 очков
От 22 до 32 очков — Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже! » никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
От 12 до 20 очков — Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков — Споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходиться тем, кто рядом с вами — на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой вздорный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста»
Цель данного проекта: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций....
Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И КОНФЛИКТЫ. ПРАВИЛА БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ»
Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения»Цель: формирование у педагогов представлений о п...
Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста
Психология общения. Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста....
Психологический практикум «Обучение педагогов бесконфликтному общению как средство профилактики эмоционального выгорания»
Конфликты правомерно рассматривать как факторы стрессогенного порядка.Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между коллегами, между педагогами и родителями. В...
Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения
Уважаемые, коллеги! Вы же понимаете, что мы как педагоги должны научить детей конструктивно выходить из конфликтной ситуации, а для этого мы должны сами это уметь.В данном материале представлен семина...
Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения»
Цель: формирование у педагогов представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиро...
Игры,формирующие навык бесконфликтного общения
Цели и основные задачи:v Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детя...