Консультация на тему: "Формирование учебного поведения у детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Учебное поведение - это основа всего обучения. Чаще всего под «учебным поведением» понимают реагирование ребенка на предъявляемые ему инструкции, умение пользоваться пособиями и игрушками по назначению, умение слышать и видеть педагога, давать оказывать помощь, оставаться спокойным в сложных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu_formirovanie_uchebnogo_povedeniya_u_detey_s_ovz.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Повадюхина И.А.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные особенности в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
На начальном этапе обучения занятия с детьми с ОВЗ направлены на решение главное цели – сформировать учебное поведение ребенка
Учебное поведение - это основа всего обучения. Чаще всего под «учебным поведением» понимают реагирование ребенка на предъявляемые ему инструкции, умение пользоваться пособиями и игрушками по назначению, умение слышать и видеть педагога, давать оказывать помощь, оставаться спокойным в сложных ситуациях.
Для того, чтобы ребенок успешно развивался и познавал окружающий мир, мы должны его научить учиться задолго до поступления в школу.
Важными навыками, над которыми ведется работа на занятиях и которые входят в такое сложное понятие, как «учебное поведение» являются:
- Умение имитировать действия взрослого и сверстников.
Ребенок учится общению через попытки копировать взрослых, а также других детей. Это самый естественный в мире способ социализации – быть как все, копировать действия, заниматься общей деятельностью. Благодаря навыку имитации ребенок может научиться общаться, играть, а также и разговаривать (ведь звуки речи ребенок начинает использовать, повторяя за значимым взрослым, мамой или папой, и уже впоследствии развивает свои умения до полноценной речи) и по-иному взглянет на мир, окружающих его людей. Благодаря этому навыку ребенок будет способен учиться, взаимодействовать и сотрудничать.
- Умение следовать простым указаниям другого человека, выполнять просьбы.
Занятия включают выполнение различных инструкций педагога. И это не только учебные инструкции: посчитай, напиши, реши, но и более простые: встань, подойди, посмотри, возьми. Если ребенок не выполняет простые просьбы, его обучение и дальнейшее развитие будет затруднено. Инструкции не обязательно должны быть исключительно устными. Это могут быть визуальные инструкции, когда необходимое действие будет представлено в виде изображения (фотографии, рисунка, схемы) или жестовых инструкций. Желательно учить ребенка выполнять разные инструкции, потому что в процессе школьного обучения обычно используются все их виды. Также важно для ребенка уметь выполнять просьбы не только взрослых, но и сверстников. В жизни часто возникают ситуации, при которых необходимо ориентироваться на слова сверстников: в игре, на прогулке, в свободной деятельности, на групповых занятиях.
- Умение следить за учителем-дефектологом.
Педагог не всегда специально привлекает внимание дошкольников перед какой-то инструкцией или действием. Предполагается, что обучающиеся следят за действиями педагога самостоятельно и ориентируются на них и на слова педагога.
- Умение выполнять фронтальные инструкции.
Довольно часто дети могут выполнять только инструкции, обращенные лично к ним. Им сложно бывает реагировать на слова педагога, обращенные сразу ко всем детям в группе. Ребенок может не понимать: должен ли он делать то, что сказал педагог, относится ли эта просьба и к нему в том числе. Многие дети перед школой имеют только опыт индивидуальных занятий и привыкают к личному обращению педагога на занятии. Отсутствие данного навыка может снизить эффективность работы ребенка в дальнейшем, поэтому перед школой рекомендуется обучать правильно реагировать на фронтальные инструкции и делать это лучше всего в группе.
- Умение ждать.
Это важнейший навык, который необходим для повседневной жизни. Некоторые дети не могут ждать педагога и других детей в ходе режимных моментов, по окончании занятий, при переходе в другое помещение и т.д. Неумение ждать в большинстве случаев приводит к дезадаптивному поведению. Также данный навык важен для обучения другим более сложным социальным навыкам: отвечать на вопрос педагога после сигнала, при играх с переходом ходов.
- Умение поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание, ответить на вопрос.
Поднятие руки — это адекватный способ привлечения к себе внимания. Поднятие руки может означать желание высказать просьбу (о помощи), передать какое-то сообщение, ответить на вопрос и т.д. Данный навык осложнен тем, что, во-первых, ребенок может не понимать значимость ответа на вопрос педагога и выполнения его инструкции. Он может удовлетвориться тем, что выполнил задание или тем, что знает ответ на вопрос, но не понимать значимости передачи данной информации учителю. Во-вторых, поднятие руки не приводит к моментальному вниманию взрослого или собеседника. Иногда нужно подождать какое-то время, прежде чем обратится с вопросом к собеседнику.
- Умение выполнять действия по очереди.
Это еще один навык, в котором требуется умение ждать, когда наступит очередь совершать действие. Ребенок должен понимать, когда он начинает выполнение своей части, и когда он должен закончить выполнение и передать право действия другому человеку. Дальше необходимо ждать, когда опять право действия перейдет к нему. Умение действовать по очереди требуется во многих играх. Но также часто встречается действие по очереди и во время образовательного процесса. Например, когда дети по очереди отвечают, по очереди выполняют упражнения на занятиях по физкультуре или музыке и т.д.
Таким образом, дошкольнику с ОВЗ необходимо семь навыков, важных не только для того, чтобы быть успешным при познании окружающего мира, но и при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сформированное своевременно учебное поведение предоставит ребенку с ОВЗ возможность адекватно реагировать на предъявляемые ему инструкции. А умение пользоваться пособиями и игрушками по назначению, умение слышать и видеть педагога и собеседника, оказывать помощь, оставаться спокойным в сложных ситуациях позволит дошкольнику с ОВЗ быть успешным.
Консультация подготовлена по материалам ВК
https://vk.com/@lekotekakomi-kak-my-formiruem-uchebnoe-povedenie-gruppovye-zanyatiya-po-p
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование культуры безопасного поведения у детей»
Цель: формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде.Задачи:Создать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:...
Отчёт по плану самообразования на тему: "Формирование культуры безопасного поведения у детей"
В отчёте кратко рассказывается о проделанной работе по ОБЖ с детьми за год....
План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».
Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....
Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья...
Перспективное планирование по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту» (подготовительная к школе группа)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Перспективное планирование по теме:«Формирование навыков безопасного поведения у детей в быту»(подготовительная к школе группа)...
Обобщение педагогического опыта по теме : Формирование основ безопасного поведения у детей в играх и игровых ситуациях"
Обобщение педагогического опыта по теме : Формирование основ безопасного поведения у детей в играх и игровых ситуациях"...