«Кинезиотейпирование в коррекции и профилактики речевых нарушений»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Шитик Ольга Николаевна

В настоящее время в практике логопедов встречается всё больше детей с нарушениями речи различной степени выраженности (тяжести). Я представлю вам одни из, на мой взгляд, наиболее инновационных, современных и эффективных методов коррекции речи у дошкольников — кинезиотейпирование. Поскольку данный метод решает одновременно несколько задач коррекции и здоровьесбережения. Этот метод позволяет в короткие сроки, безболезненно решить проблемы с речевыми нарушениями у детей и дает возможность улучшить состояние их когнитивной и сенсорной сферы. С помощью тейпирования значительно улучшается кровоснабжение, нервная проводимость, нормализуется тонус и подвижность мышц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кинезиотейпирование в коррекции и профилактики

речевых нарушений»

Учитель-логопед Шитик О.Н.

Введение

В настоящее время в практике логопедов встречается все больше детей с  нарушениями речи различной степени выраженности (тяжести). Тяжёлые нарушения речи – это симптом общего церебрального расстройства. Ребёнок с ТНР так же демонстрирует нарушения общей моторики, мелкой моторики, поведения и задержку развития всех психических процессов при сохранном интеллекте в силу нарушений сенсорной интеграции и проприоцепции. В современных условиях все больше появляется необходимость в использовании новых технологий для получения стойких и стабильных результатов коррекции.

Я представлю вам одни из, на мой взгляд, наиболее инновационных, современных и эффективных методов коррекции речи у дошкольников- кинезиотейпирование. Поскольку данный метод решает одновременно несколько задач коррекции и  здоровьясбережения.

Типы кинезиотейпов:

Кинезиотейп - это хлопковая эластичная лента, способная пропускать влагу и воздух, приближенная к коже человека по способности к растяжению.  

Состоит из 3 слоев:

  1. слой - 100% - хлопковая или синтетическая ткань, в которую вшиты эластичные полиуретановые нити. Именно за счет них тейп такой эластичный.
  2. слой -  это клей на акриловой основе, гипоаллергенный. Он начинает работать за счет температуры тела уже через 15 минут после приклеивания.  
  3. слой - состоит из вощеной бумаги с силиконовым слоем. На него наносят принт (разметку), чтобы ленту было удобно разрезать для применения.

2-й тип тейпов - Кросстейп – это неэластичные пластыри небольших размеров, не содержащие лекарственных препаратов, выполненные в форме решеткообразной аппликации. Кросстейпы прикрепляются специальным образом на болевые и акупунктурные точки и мышцы, это позволяет воздействовать на нервные волокна, мышцы, фасции, в результате чего удается обезболить участок тела, ускорить процесс восстановления и получить балансирующий эффект.  

Этот метод позволяет в короткие сроки, безболезненно, решить проблемы с речевыми нарушениями у детей и дает возможность улучшить состояние их когнетивной и сенсорной сферы. С помощью тейпирования значительно улучшается кровоснабжение, нервная проводимость, нормализуется тонус и подвижность мышц.

Кинезиотейпирование – = разработал японским доктором Кензо Кассе (в 1973 году), обеспечивающий постоянную поддержку мышц и сухожилий, способствующий снятию боли и воспаления.

Такой метод позволяет за счет наложения кинезиотейпа управлять тонусом мышц – повышать или понижать его, снижать асептическое воспаление, стабилизировать суставы. Тейпы совершенно не нарушают двигательную активность человека. Противопоказаниями являются очень серьёзные заболевания (вы видите на слайде)

Тем не менее преимущество этого метода в том, что он не является медикоментозным.

  • Данная методика также позволяет работать с фасциями – это дает улучшение локального лимфооттока и микроциркуляции, раздражение рецепторов. Наклеенный на кожу тейп воздействует на рецепторы в мышцах и коже помогая им делать верные движения с нужной степенью интенсивности и в нужном направлении. Такое раздражение побуждает мозг «обращать внимание» на неработающие мышцы.
  • Тейп начинает работать сразу через 15 мин как только нагреется температурой тела.

В нашей дошкольной организации кинезиотейпирование постепенно увеличивает список его применения, так как в логопедической практике уже есть положительные результаты, и возникла необходимость применения данного метода в направлении коррекции осанки, диафрагмы, прогении (вид нарушения прикуса).

Использование метода кинезиотейпирования в комплексе с традиционными методами работы с детьми с задержкой речи и другими особенностями развития, положительно влияет на результаты и сроки работы, способствует улучшению прогноза и качества жизни ребенка.

  • Эффективность данной методики показывает положительную динамику и в нашей ОО. Детям очень нравится этот метод, они не испытывают дискомфорт.

Первый вид использования метода кинезиотейпирования – это коррекция тонуса мышц артикуляционного аппарата, что является наиболее распространённым нарушением звукопроизношения, даже при отсутствии дефектов звукопроизношения, мы сталкиваемся с понятием «каша во рту» (когда ребёнок не умеет произносить чётко и внятно слова в связной речи, при умении изолированно произносить каждый звук правильно). Этот метод можно использовать как профилактический и логопедический.

Нарушение дикции произнесения губных звуков корректируется тейпированием круговой мышцы рта. Слабость или неподвижность круговой мышцы губ  влияет не только на внятность речи, но и на процесс жевания, при котором  верхнеключичное ротовое дыхание влечет за собой частые бронхо-лёгочные заболевания. Работа с коррекцией мышц данной группы является и профилактикой заболеваний верхних дыхательных путей и пищеварения.

Кинезиотейпирование при прогении. Такой тип прикуса искривляет рост зубов, растяжение языкоглоточного нерва. При таком прикусе язык ребёнка постоянно находится между зубами. При произношении звуков – дефект называется «межзубный сигматизм свистящих звуков», и опасно тем, что ребёнок может прикусить кончик языка. Так же нарушено глотание и дыхание. Наложение таким образом тейпа решает как минимум 3 проблемы, и, возможно, в будущем ему не придётся устанавливать брекеты. Так как мышцы и суставы ребёнка до 7 лет эластичны и подвержены мягкому воздействию кинезиоленты.

Кросстейпирование почти незаметное, но эффективное. Кросстейпы применяют при гипер и гипотонусе, а так же при смешанном тейпировании, в разных местах, а так же под лентой.

Смешанное тейпирование способно решать одновременно несколько задач. Кросстейпы находятся под лентой и действуют как акупунктура, а лента увеличивает лимфоотток.

Улучшение мелкой моторики пишущей руки, активирует не только речь, но и когнитивное развитие, помогает профилактике и коррекции дисграфии.

Кинезиотейпы имеют особенности их применения в различное время суток: в 1половину дня, через 15 минут после завтрака, перед сном, после обеда и после сна. Время ношения – от 3 часов до суток. Многие авторы говорят и о 3-х сутках. Но, не менее 30 минут. Я применяю кинезио и кросстейпирование дифференцированно, от 3-х до 10-ти дней, ежедневно меняя позиции. То есть воздействую на несколько участков. Так как в произношении играет роль не только артикуляционные мышцы, но и дыхание, кровообращение. По истечении нужного времени, тейпы снимаются, согласно инструкции.

Как вы видите – коррекция осанки, не менее важна, так как при кривошеи, сутулости нарушается кровообращение и дыхание. Диафрагма не работает на вдохе, присутствует верхнеключичное дыхание. И не все дыхательные упражнения способны решить эту проблему. А массажи (медицинские) как правило болезненны и менее доступны чем кинезиотейпирование, но по эффективности не уступающее.

Дети не ощущают никакого воздействия тейпа, не замечают его на себе, живут обычной жизнью, а тейп делает своё дело. В тейпах можно купаться и в ванной и в бассейне. Детям нравятся весёлые рисунки, они воспринимают тейпы как украшение.

Не смотря на всю простоту терапевтического воздействия процедуру тейпирования должен проводить логопед или человек, прошедший специализацию по тейпированию (точки прикрепления тейпа и степень его натяжения имеют большое значение для достижения положительного результата).

Кинезиотейпирование – это огромный шанс для ребенка преодолеть его проблемы! Оно способствует более точному выполнению двигательных упражнений, что в свою очередь приводит к скорейшему получению желаемого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей (старшая группа)

План составлен в виде таблицы. В плане указана тема занятия, навыки формирования фонематических процессов, количество занятий, лексико-грамматические категории....

Формирование интонационной выразительности в коррекции фонетико-фонематических нарушений.

В статье обоснована необходимость работы по формированию интонационной выразительности речи в процессе логопедического воздействия.Представлены некоторые упражнения по развитию у дошкольников с Ф...

Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей с общим нарушением речи.

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезме...

«Голос. Виды нарушений голоса у детей. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей»

. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. ...

Программа психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся с нарушением зрения «Развиваемся вместе»

Проблема социализации и адаптации ребенка с ОВЗ к постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Нарушение зрения (косоглазие и амблиопия) оказывает влияние н...

Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра созд...

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...