Работа педагога-психолога с детьми с нарушениями эмоционального развития.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Боярских Юлия Александровна

Работа педагога-психолога с детьми с нарушениями эмоционального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evs.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога с детьми с нарушениями эмоционального развития.

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные для жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности.

Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Что делать если поведение ребенка заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Для коррекции нарушений эмоциональной сферы детей, я в своей деятельности использую различные программы, которые предполагают, как индивидуальную, так и групповую работу.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно может применять не только психолог, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего ребенка.

Основной общей целью коррекционной работы с детьми является: преодоление эмоционально-волевых отклонений в развитии дошкольника, формирование навыков саморегуляции и самоконтроля. Так же можно выделить самые частые задачи: обеспечение детям атмосферы психологической поддержки: понимания, принятия, признания; обучение детей навыкам адаптированного поведения, дружеского взаимодействия, саморегуляции; отреагирование различных эмоциональных состояний.

В процессе работы с детьми с нарушениями эмоциональной сферы, в своих занятиях   использую следующие методические средства:

  • Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.  
  • Психогимнастические      игры.
  • Коммуникативные игры: направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями».
  • Игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения.
  • Игры, обучающие умению сотрудничать.
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
  • Релаксационные методы.
  • Сказкотерапия   -   проигрывание   ситуаций и сюжетов, где   от   ребенка требуется произвольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуверенности.  
  • Музыкотерапия   -   наполнение     текста    оптимистичным   содержанием позволяет сформировать у детей позитивную установку и образы, вызывающие положительные, оптимистические ощущения и настроения.

Изначально всегда провожу первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы ребенка. Затем обязательно заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для себя я выделила определенные правила в работе с такими детьми:

  1. Позитивный физический контакт: взять ребёнка за руку, погладить по голове, прижать к себе;
  1.  В середине занятия даю возможность подвигаться: прошу что-нибудь поднять, принести и т.п.;
  2. Хвалю за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляю свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"

Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....

Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет

Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста....

Работа педагога-психолога с агрессивными детьми

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Проблема агрессии и агрессивности в...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность.

Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения ...