Выступление на педсовете. Методики и технологии работы над развитием речи детей.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Куркина Наталья Семёновна

В данном материале рассказан и показан один из методов развития образной речи дошкольников - синквейн. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx74 КБ

Предварительный просмотр:

Методики и технологии работы над развитием речи дошкольников.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

  • воспитания звуковой культуры речи,
  • обогащения, закрепления и активизации словаря,
  • совершенствования грамматической правильности речи,
  • формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи,
  • воспитания интереса к художественному слову,
  • подготовки к обучению грамоте.

Для решения данных задач педагогами используются различные методы и приемы.

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных технологий и методик.

Совокупность определенных методов и приемов могут образовывать методику или технологию. Некоторые методики и технологии мы с вами применяем уже давно, без которых невозможен образовательный процесс. Все мы знаем, что обучать детей дошкольного возраста необходимо через игру, т.к. она является ведущей деятельностью детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Для себя я отметила один интересный метод, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Это работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат, также может использоваться для закрепления изученной темы, являться диагностическим инструментом и носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) и кроме всего, является игровым приемом.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Основные правилам составления синквейна:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно это существительное.

Схематически модель синквейна выглядит так:

Изображение выглядит как белый, черно-белый  Автоматически созданное описание

Например,

1.     Заяц

2.     Пушистый, быстрый.

3.     Прыгает, бегает, прячется.

4.     Заяц живет в наших лесах.

5.     Зверь (зверек).

Для того, чтобы составлять синквейн вовсе нет необходимости уметь читать. Составить синквейн получится даже у ребенка, ведь это похоже на игру.

Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Попробуйте составить синквейн к слову машина.

1.     Машина

2.     Красивая, блестящая.

3.     Едет, коптит, сигналит.

4.     В машинах перевозят груз.

5.     Транспорт.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, после того как дети овладеют понятиеми «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».

Синквейн очень хорошо использовать при обучении детей составлять загадки. В программе по развитию речи такая работа предусмотрена. Но детям дошкольного возраста очень тяжело выделить главные признаки объекта, не отвлекаясь на второстепенные. Этому очень хорошо учит данный метод.

Для обучения составлению загадок используем обратную схему синквейна

Изображение выглядит как белый, силуэт, дизайн, шаблон  Автоматически созданное описание со средним доверительным уровнем

Например, отгадайте кто это:

1. Зверек

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Он спит зимой.

5. ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"

            Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического ра...

План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...

Выступления на педсовете «Сотрудничество с родителями воспитанников в развитии речи детей».

Выступление на педсовете "Сотрудничество с родителями воспитанников в развитии речи детей"...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...