Использование упражнений для активации речевого центра мозга.
материал по коррекционной педагогике

ольга николаевна шабалина - лариса евгеньевна команова

Уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на общее развитие ребёнка, успешность его обучения в школе. Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech-_vystuplenie.docx22.01 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_1.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Использование упражнений для активизации речевого центра мозга.

Слайд 2

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский

 Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Слайд 3

Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной.

 Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на общее развитие ребёнка, успешность его обучения в школе. Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Слайд 4

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

Слайд 5

В ФГОС ДО говорится о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры»

Таким образом, игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма.

Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:

Слайд  6

Игровая деятельность

  • пальчиковые игры и упражнения;
  • массаж кистей рук и пальцев;
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • игры с верёвочкой, шнуровкой.

Слайд 7

Продуктивная деятельность

  • лепка, аппликация, рисование;
  • раскрашивание;
  • вырезание  ножницами.

Слайд 8

Познавательно-исследовательская

  • конструирование из лего-конструктора;
  • конструирование из бумаги;
  • конструирование из природного и бросового материала;
  • графические упражнения, штриховки;
  • собирание конструкторов и мозаик.

Слайд 9

Театральная деятельность

  • показ разных видов театра.

          Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития мелкой моторики у детей. Их условно можно разделить на несколько категорий: массаж, рисование и лепка, пальчиковые игры и игры с мелкими предметами. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. В своей работе мы активно используем все эти категории игр и упражнений.

Слайд 10

       Чтобы упражнения и игры давали свой результат, важно знать о нескольких правилах:

  • Ваши занятия должны вызывать интерес у ребенка. В противном случае он просто не будет выполнять то, что вы ему говорите. Нагрузка должна быть адекватной его возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме.
  • Принимайте активное участие. Совместные занятия мотивируют его, помогают укреплять взаимоотношения.
  • Почаще хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.
  • Не делайте упражнения слишком длительными. Не нужно доводить до переутомления малыша, иначе  занятия будут у него ассоциироваться не с совсем приятными впечатлениями.
  • Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т.д. Для этих целей очень полезны сортеры.
  • Занятия должны быть ежедневными. Не нужно думать, что вы проведете одно очень длинное занятие и это будет полноценной заменой нескольким коротким упражнениям.
  • Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.

Слайд 11

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольного учреждения. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Взаимодействие с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики рук.

Понимание родителями значимости развития мелкой моторики детей сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.

Большинство родителей не понимают  насколько важно развитие мелкой моторики рук дошкольников. Поэтому, необходимо формировать и расширять грамотность родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Слайд 12

Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

          Помните, что чем «умнее» руки, тем умнее ребѐнок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образованием администрации города Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 28 «Ромашка» Использование упражнений для активизации речевого центра мозга. Подготовили: Команова Л.Е. Шабалина О.Н.

Слайд 2

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский «Рука – это своего рода внешний мозг!» - Кант. «Ч ем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление…» И. И. Павлов

Слайд 5

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В.Менджерицкая «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни». К.Д.Успенский «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский «Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир». Ж.-Ж. Руссо «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Я.Коменский «Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». М.Монтель

Слайд 6

Игровая деятельность

Слайд 7

Продуктивная деятельность

Слайд 8

Познавательно-исследовательская деятельность

Слайд 9

Театральная деятельность

Слайд 10

Помни: -Ваши занятия должны вызывать интерес у ребенка -Принимайте активное участие -Почаще хвалите ребенка -Не делайте упражнения слишком длительными -Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики -Занятия должны быть ежедневными -Постепенно переходите от простого к сложному

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему: "Использование упражнений для развития речевого аппарата»

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственны...

Упражнения для развития правого полушария мозга

Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мысли...

Положение о смотре-конкурсе: «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для речевого центра» для групп дошкольного образовательного учреждения МКДОУ«Тополек»

Положение о смотре-конкурсе: «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для речевого центра»для групп дошкольного образовательного учреждения МКДОУ«Тополек»...

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга»)

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие(«гимнастика мозга»)...

Сказкотерапия, как средство активации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия («лечение сказкой»)-это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровлению и гармонизацию психики, формированию ...

Мнемотехника, как способ активации речевого развития

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники.  В наше время, у детей, речевое развитие находиться на низком уровне, в этой статье вы узна...