ПЕНИЕ КАК МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Устимова Вероника Юрьевна

Доклад посвящен коррекционно – развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста, средствами вокальных игр и упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustimova_doklad.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕНИЕ  КАК  МЕТОД  ОЗДОРОВЛЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ

Устимова В.Ю.

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад №11 «Колосок»

veranikaustimova@yandex.ru

SINGING AS A METHOD OF HEALTH IMPROVEMENT AND DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

Ustimova V.Yu

music director

MDOU «Kindergarten No. 11 «Kolosok»

veranikaustimova@yandex.ru

Аннотация. Доклад посвящен коррекционно – развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста, средствами вокальных игр и упражнений.

Annotation. The report is devoted to correctional and developmental work with children with disabilities of senior preschool age, by means of vocal games and exercises.

Ключевые слова: пение, ограниченные возможности здоровья, игры, упражнения, вокал, коррекционно – развивающее обучение.

Keywords: singing, limited health opportunities, games, exercises, vocals, correctional and developmental training.

Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, так же как и обычный ребенок, нуждается в максимальном развитии личности для гармоничного развития. Именно во время музыкальных, изобразительных занятий ребенок может проявить свои индивидуальные способности, которые у него отсутствуют в других занятиях. Одним из самых ярких и выразительных средств эстетической педагогики является музыкальная культура. Она играет важную роль в воспитании эстетических вкусов и эстетического чувства у детей, стимулирует их творческие способности, способствует творческому творчеству. Музыка способствует развитию внимания, интереса к музыке и развитию музыкальных способностей.

Пение является одним из важных направлений в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это средство реабилитации давно используется и уже доказало свою эффективность. Обучение пению не только развивает вокальные и исполнительские навыки у детей, но и помогает в коррекции различных отклонений в их развитии. Через пение дети учатся воспринимать и передавать нравственно-эстетические ценности. Они формируют умение сопереживать и различать добро и зло, что играет большую роль в их социализации. В процессе обучения пении, ребенок улучшает свою способность к общению и развивает свою эмоциональную сферу.

Пение имеет положительный эффект на психическое и физическое развитие детей. Оно помогает им укреплять и развивать свои голосовые и дыхательные аппараты, улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Кроме того, пение способствует логическому и творческому мышлению, развивает память и внимание. Важно отметить, что в процессе обучения пении необходимо обращать внимание на безопасность и правильную технику пения, чтобы избежать возможных травм и ухудшений в здоровье детей. В то же время, необходимо создавать атмосферу доверия и уважения, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли свободно выражать свои эмоции.

Вокальное песнопение объединяет дошкольников, хранит условья для психоэмоционального джазового знакомства. В условьях коллективного песнопения отлично себя ощущают нерешительные в себе малыши. Гибких малышей песнопение сделает менее сдержанными. Занятья вокальный деятельностью растит цивилизацию знакомства, взаимоотношения, интернационализма, т.е. создаёт условья и для становления моральных свойств индивидуальности ребёнка. Через песнопение у малышей закрепляется энтузиазм к мелодии, прогрессируют джазовые сверхспособности. Развивать вокальный голосок у ребёнка нельзя лишь в том моменте, если он неправильно прогрессирует психологически. Если ребёнок поспевает в психоэмоциональном становлении, то он обыкновенно не выказывает энтузиазма к песнопению. При втором общении с песенкой необходимо спровоцировать энтузиазм у малышей, для этого применяются безделушки, репродукции или картины. Отмечая специфики, мировосприятие малышей с ОВЗ подбирать песенки с интерактивным наполнением. Этому так можно замечательнее содействует эпос. Многие песенные под жанры исполняют не только нравственную и этическую подсистемы, но и содействуют психофизическому и мыслительному становлению.

В музыкальной деятельности, и особенно в пении, главной целью является оздоровление детей с ОВЗ. Это важно не только с физиологической точки зрения, но и с музыкально-эстетической стороны, поскольку пение способно влиять на эмоционально-волевую сферу ребенка и его морально-психологическое состояние. В особенности пение оказывает значительное влияние на исправление эмоциональных и волевых проблем, развитие эстетического восприятия и обогащение представлений, формирование чувства ритма, развитие движений, правильное дыхание и произношение звуков и так далее. Исходя из особенностей каждого ребенка, я использую пение для общего и коррекционного музыкального воспитания, чтобы помочь им достичь следующих целей:

  1. Оздоровление психики: развитие уверенности в своих силах, выдержки и волевых характеристик. Важно, чтобы каждый ребенок ощутил успех и самореализацию через пение, что поможет ему гармонично развиваться. Пение также способствует нормализации психических процессов, таких как память, внимание, мышление, а также регуляция процессов возбуждения и торможения.
  2.  Укрепление и тренировка двигательного аппарата имеют важное значение для развития детей. Это включает развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентации в пространстве и координации движений. Также значимые аспекты включают развитие дыхания, правильной осанки и походки, формирование двигательных навыков и умений, а также ловкости, силы и выносливости. Однако, часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере у детей с нарушением речи.

В процессе формирования певческих умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья также развиваются музыкальные способности. Эти способности включают эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, а также чувство ритма, метра и ритмического рисунка. Чувство темпа – способность воспринимать и воспроизводить темп следования звуков. Чувство метра – способность воспринимать и воспроизводить акцентированные и неакцентированные звуки. Несовершенное чувство ритма у детей может привести к замедленному развитию развернутой речи, которая становится лишена выразительности и интонационной насыщенности.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо учить его правильно воспринимать и координировать движения в соответствии с музыкой или ритмическим рисунком. Музыкально-ритмические упражнения способствуют гармоничному взаимодействию ментальных и физических функций. На занятиях музыкой для детей с тяжелыми нарушениями речи часто используются различные упражнения и игры:

  1. Упражнения для развития чувства темпа и ритма; упражнения с мячами и фитболами; игровые упражнения на координацию движений и речи; использование звучащих стихов и музыкально-ритмических композиций; массаж и самомассаж тела; игры с пропеванием имен и приветственные игры; игра на детских музыкальных инструментах.
  2. Развивать вокальную и двигательную координацию. Основным и задачами являются, прежде всего, развитие музыкального и поэтического слуха, чувства слова и воображения.
  3. Вокально-двигательная разминка. Цель: акцентировать внимание детей на связи между песней, их движениями и ритмом музыкального метра. Чтобы детям было легче усвоить ритмический рисунок песни, исполняется основная мелодия. Для этого следует подготовить текст, который поможет детям понять смысл мелодии и который они смогут быстро запомнить.
  4. Вокализационные упражнения. Согласно практике, упражнения на этапе вокализации помогают детям подготовить свой голос к пению легко и незаметно.
  5. Пение в движении. Пение помогает детям научиться регулировать дыхание, увеличивать продолжительность выдоха, формировать чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать материалы, которые можно инсценировать в процессе исполнения.

Для развития мелкой моторики важно использовать пальчиковые игры и песни с пальчиковым аккомпанементом. Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, отлично содействует развитию артикуляционного аппарата и координации рук и речи. При выполнении пальчиковых движений поочередно правой и левой рукой, а затем обеими руками одновременно, дети активно проговаривают каждый слог слова, что способствует ясному произношению и развитию речедвигательной координации. Упражнения и игры, направленные на развитие чувства ритма, должны быть неотъемлемой частью музыкального занятия. Важно повторять и варьировать каждую предлагаемую игру и упражнение для лучшего усвоения учебного материала в течение всего учебного года.

Музыкальные игры и пение имеют большое значение для детей с особыми образовательными потребностями. Они помогают детям начать петь и проговаривать простые слова. У этих детей появляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Они не только пассивно слушают музыку (так как все они очень музыкальны), но и сами создают - пением, танцами и игрой на музыкальных инструментах.

Литература

  1. Нарушения речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М.: Пресвещение, 1975.
  2. Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М.: Медицина, 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....