"Комплекс массажных упражнений для детей дошкольного возраста по лексическим темам"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Бескоровальная Наталья Владимировна

Пособие создано на основе многолетнего опыта работы в логопедическом саду. В нем представлены массажные упражнения в сопровождении стихотворного текста на все лексические темы. Это пособие позволит педагогам использовать из на занятиях весь учебный год, сделать занятие интересным для детей.
Пособие адресован воспитателям, логопедам дошкольных учреждений и, конечно, заинтересованным, внимательным родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_dlya_samomassazha.docx45.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1»

г. Черняховск, Калининградская область.

Комплекс массажных упражнений

для детей дошкольного возраста

по  лексическим темам.

Подготовила:

учитель-логопед

Бескоровальная

Наталья Владимировна

Тема недели

Речевой материал

Движения

Осень

Осень в гости к нам пришла,
Краски яркие взяла.

Стала желтою трава,
Разноцветною – листва.

Осень в гости к нам пришла,
Урожай нам принесла
Много фруктов, овощей
Для компотов и для щей.

Осень в гости к нам пришла,
Дождь с собою принесла.
Мелкий дождик моросит,
У деревьев грустный вид.

- поглаживание лица по основным массажным направлениям: от середины лба к ушам

- спиралевидное растирание лица по основным массажным направлениям

- вибрация – пунктирование лица подушечками пальцев по основным массажным направлениям

Тема недели

Речевой материал

(Самомассаж прищепками)

Фрукты

Фрукты

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз —
Это самый вкусный груз.

Будем мы варить компот,


Фруктов нужно много. Вот:


Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

- ритмично сжимать прищепкой первые фаланги пальцев поочерёдно, начиная с мизинцев

- пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх

- кулачком правой руки массировать ладошку левой

- кулачком левой руки массировать ладошку правой

- сложить пальцы рук в замок, вращать замочком вправо-влево

- массаж боковых поверхностей пальцев рук поочерёдно, начиная с мизинца

Тема

недели

Речевой материал

(Самомассаж     гречневой     крупой)

Продукты

Каша из гречки,

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила…

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собачке и кошке,

И Оля доела

Последние крошки.

- ритмичные надавливания кончиками пальцев на пластинку с гречневой крупой

- ритмичные надавливания ладонью на пластинку с гречневой крупой

- прокатывание гречневой крупинки между большим и указательным пальцами

- прокатывание гречневой крупинки между большим и средним пальцами

- прокатывание гречневой крупинки между большим и безымянным пальцами

- прокатывание гречневой крупинки между большим пальцем и мизинцем

Тема недели

Речевой материал

Самомассаж с помощью зубной щётки

Грибы

Вылезли на кочке
Мелкие грибочки:
Грузди и свинушки,
Рыжики, волнушки.
Даже маленький пенек
Удивленья скрыть не мог.

Выросли опята,
Скользкие маслята,
Бледные поганки,
Встали на полянке.

Хочет белка все грибочки
Поразвесить на сучочки,
Чтоб, когда придет зима,
Вдоволь кушала она.

- на каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца – сначала на правой руке, затем на левой

- лёгкое поглаживание ладоней зубной щёткой

Тема недели

Речевой материал

Движения

Посуда

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

- поглаживание лба от середины к вискам

- круговые движения по лбу от середины к вискам

- поглаживание щёк от носа к ушам

- лёгкое постукивание ладонями щёк

- поглаживание щёк тыльной стороной ладоней от подбородка к мочкам ушей

- круговые растирания щёк ладонями

Тема недели

Речевой материал

Движения

Мебель

Раз, два, три, четыре –

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

- ритмичное  оттягивание ушей вперёд

- ритмичное оттягивание мочек ушей вниз

- ритмичное надавливание на козелок уха

- вращение  указательными пальцами в ухе

- ритмичное оттягивание верхней части ушной раковины вверх

- пощипывание края уха указательным и большим пальцами сверху вниз

Тема

недели

Речевой материал

Массаж ладоней и пальцев шестигранным карандашом

Домашние животные

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая собака.

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал конём.

Бык, могучий великан,

В детстве был телёнком.

Толстый увалень баран –

Тоненьким ягнёнком.

Этот важный кот Пушок –

Маленьким котёнком,

А отважный петушок –

Крохотным цыплёнком.

- ритмичные продольные движения  двух шестигранных  карандашей между ладонями

- ритмичное поочерёдное нажатие тупым концом карандаша на подушечки пальцев  левой руки

- ритмичное поочерёдное нажатие тупым концом карандаша на подушечки пальцев  правой руки

Тема

недели

Речевой материал

Движения

Транспорт

Поезд мчится, поезд мчит:

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сердце радостно стучит:

Тук-тук, тук-тук-тук!

Поезд, поезд, торопись,

Тук-тук, тук-тук-тук!

Ветер обогнав, промчись!

Тук-тук, тук-тук-тук!

Днём и ночью стук колёс:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Нас он к бабушке привёз

Тук-тук-тук-тук-тук!

-Руки сцепить в замок, поворачивать их вправо-влево

-Руки сцеплены в замок, ритмично постукивать запястьями

Движения те же

Одноимённые пальцы рук с усилием упираются друг в друга

Не убирая пальцы, хлопать в ладоши

Движения те же

Кулаком правой руки  растирать ладонь левой руки

Поменять руки

Тема

недели

Речевой материал

Движения

Перелётные птицы

Мухолов и мухоловка

Мух повсюду ловят ловко

Ловят мошек там и тут,

Прямо в гнёздышки несут.

А навстречу –

Пять головок,

Это – детки мухоловок.

За обедом споры, ссоры…

Детки – страшные обжоры.

И горланят что есть духу:

- Дайте муху! Дайте муху!

Ритмичное поочерёдное надавливание на подушечки пальцев указательным и большим пальцами павой  руки.

На каждую строчку – массаж подушечки одного пальца.

Поменять руку.

 

Тема

недели

Речевой материал

Движения

Бытовая техника

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером  взбиваем дружно

Все, что и нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим  мы электропечь.

Электроприборы — это чудо!

Жить без них нам было б худо.

- поглаживание щёк от носа к ушам

- круговые растирания щёк

- лёгкое пощипывание щёк

- поглаживание лба от середины в стороны

- ритмичное надавливание подушечкам пальцев на лоб

Тема недели

      Речевой материал

                Движения

Весна

Ладошка – это солнышко,

А пальчики – лучи.

Солнышко, милое,

Поделись своею силою!

Просыпайтесь, лучики.

Согревайтесь, рученьки!

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело

И погладило.

Солнышко проснулось,

К щёчкам прикоснулось,

Лучиками провело

 И погладило.

Солнце личико согрело,

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

- поглаживание ладошек друг о друга

- разведение – сведение пальцев

- поглаживание лба от середины к вискам

- поглаживание щёк от носа к средней части ушей

- поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей, улыбнуться

 

Тема

недели

Речевой материал

Движения

Дикие животные

Ушки, зайка, ты найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем

Вот так хлопаем ушами.

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замёрзло

Отогреть его так можно.

- указательным и большим пальцами оттягиваем уши в стороны за среднюю часть

- указательным и большим пальцами отводим уши вперёд

- заводим указательный палец в ухо и вращаем козелком

- потираем уши ладошкам

Тема недели

Речевой материал

Самомассаж ушных раковин

Дом

Чтобы дом построить новый

Запасают тёс дубовый,

Кирпичи, побелку, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

- ритмичное оттягивание ушей вниз

- ритмичное оттягивание ушей в стороны

- ритмичное оттягивание ушей вверх

 

Тема

недели

Речевой материал

Самомассаж  лица

Домашние птицы

Щёчки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке, клювики потянем

Разомнём их мягко, не задев ногтями

Уголками губ мы щёчки поднимаем

А потом от носа мы к губам стекаем

Губки пожуём мы, шарики надуем

И губами вправо-влево потанцуем

- указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями

- большой и указательный пальцы разминают сначала верхнюю, а затем нижнюю губу

- вытягивание указательным и большим пальцами обеих  губ вперёд

- большой и указательный пальцы разминают обе  губы

- средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта

- спиралевидные движения средних и указательных пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам

- покусывание нижними зубами верхней губы и наоборот;

надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух

- указательные пальцы  укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый – на верхнюю губу, а левый – на левую, и двигаются навстречу друг другу

Тема

недели

Речевой материал

Движения

Зима

На ветвях развесил иней

Ночью Дедушка Мороз.

Он сегодня очень сильный –

Щиплет щёки, щиплет нос!

Побежим домой скорей,

Не догонит нас мороз!

Рукавичкой посильнее

Разотрём мы щёки, нос.

За снежинками снежинки

Тихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки

Покрывалом снегопад.

- поглаживание щёк от носа к средней линии ушей

- пощипывание щёк

- «пальцевый дождь» по щекам

- растирание щёк кулачками

- круговые движения пальцами от середины лба к вискам

- поглаживание лба и щёк от середины к ушам

Тема

недели

Речевой материал

Массаж рук

( с шестигранным карандашом)

Осень

Вместе с бабушкой полю

В огороде грядки.

Ну, а вечером полью

Все их по порядку.

Чтоб усы завил горох,

Чтобы крупным стал он,

Помидор чтоб не засох

И огурчик славный.

И капустниц вредных я

Прогоню с капусты,

Чтоб похрустывать зимой

Кочерыжкой вкусной.

- прокатывание карандаша между ладонями

- поочерёдное  надавливание тупым концом карандаша на подушечки пальцев

 

Тема

недели

        Речевой материал

Массаж пальцев рук

Семья

Этот пальчик – дедушка.    
Этот пальчик – бабушка.     
Этот пальчик – папочка.     
Этот пальчик – мамочка.     
Этот пальчик – я.                  
Вот и вся моя семья.    

В лес ходил недавно с дедом,

Набрал орехов кузовок.

Буду их катать в ладошках,

Чтобы сильным был внучок.

- захватывать каждый палец левой руки в кулак правой руки, проводить энергичные вращательные движения.

При повторном чтении руки поменять

- ритмично с усилием соединять одноимённые пальцы обеих рук

- катать орехи между двух ладоней в разных направлениях

- ритмично с усилием нажимать на орех подушечкой под большим пальцем

Тема

недели

Речевой материал

Движения

Человек

Ручки растираем

И разогреваем,

И лицо теплом своим

Нежно умываем.

Пальчики сгребают

Все плохие мысли

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем,

Тянем вниз за мочки,

А потом рукам

Трогаем мы щёчки

- дети потирают ладони

- хлопают в ладоши

- разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз

- граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам

- растирают пальцам ушные раковины по краю сверху вниз

- сгибают рукам ушные раковина вперёд

- оттягивают уши вниз за мочки

- легко похлопывают щёки ладошками

                                               

Литература:

  1. Горбунова, Е.  Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное воспитание. — 2016. — №8. — С. 62-67.
  2. Оглоблина  И. Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Оглоблина, С. Ю. Танцюра. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека логопеда).
  3. Кирсанова, Н. А. Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) [Текст] / Н. А. Кирсанова, Ю. Н. Суханова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 36-38

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры - поощрения для детей дошкольного возраста по лексическим темам

Игры - поощрения для детей дошкольного возраста по лексическим темам Мирошниченко Марина Владимировнавоспитател логопедической группы ГБДОУ детский сад № 32 комбинированного  вида Пу...

Комплексы дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста

Систематическое внедрение представленных комплексов дыхательных упражнений позволит укрепить дыхательную мускулатуру и повысить сопротивляемость воспитанников к простудным заболеваниям. Комплексы пред...

Комплекс психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста

Материал содержит упражнения для детей дошкольного возраста...

Буклет заданий и упражнений для детей дошкольного возраста по лексической теме: "Одежда"

Материал подобран в соответствии с возрастом, лексической темой, имеет задания направленные на обогащение словарного запаса, лексико-грамматики, связной речи у детей. Может использовалься родителями, ...

Комплекс артикуляционных упражнений для детей дошкольного возраста (с 2-х лет).

Комплекс артикуляционных упражнений для детей  дошкольного возраста (с 2-х лет). Упражнение для губ, щёк и нижней челюсти....

Комплекс кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста.

Приводим полный комплекс кинезиологических упражнений, которые можно и нужно выполнять вместе с детьми. Времени они отнимают мало, но зато эти упражнения помогают создать новые нейронные связи и улучш...