Использование фишек как способ взаимодействия, регуляции поведения низкофункционального ребенка
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Турова Наталья Ивановна

Показаны приемы использования фишек в коррекционной работе с низкофункциональными  детьми , с РАС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turova_fishki_master-klass.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ладушка» города Тихорецка

муниципального образования Тихорецкий район

Районное методическое обьединение педагогов ДОО,

работающих с детьми с расстройством аутистического спектра

№3        02.02.2024 г

Мастер-класс

«Фишки как средство регуляции поведения, прием в коррекционной работе с низкофункциональными детьми»

Учитель-логопед МБДОУ №12 «Ладушка» г.Тихорецка

Турова Наталья Ивановна

02.02.2024 год

Цель: познакомить, показать практический прием использования фишек как средства регуляции поведения и как способ практического взаимодействия в коррекционной работе с низкофункциональными детьми.

Предмет: дети с ОВЗ с низкофункциональной динамикой, с РАС.

Проблема коррекционной помощи  детям   с   РДА  в последнее время в России встает все острее, так как по данным психиатров, уровень аутистических синдромов повысился и составляет 20 случаев на 10 000 детского населения. Это происходит в связи с увеличением количества таких  детей  в массовых и специальных учреждениях образования, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной  работы. В отечественной дефектологии дети с аутизмом часто выпадали из учебно-воспитательного процесса. Да и сейчас еще дети-аутисты и их родители не всегда находят понимание даже со стороны специалистов: потому-то человек с иной, отличной от нашей психикой воспринимается некоторыми людьми с опаской, страхом, ужасом и даже с некоторой брезгливостью.

Термин аутизм (от греч. autos - сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

Отечественные авторы Е.Р. Баенская и М.М. Либлинг к наиболее явным чертам уже сложившегося синдрома РДА относят следущее:

  • Нарушение способности к установлению эмоционального контакта.
  • Стереотипность в поведении, наличие однообразных действий.
  • Особенности речевого развития: мутизм, эхолалии, речевые штампы, отсутствие в речи  1-го лица.

С "аутенком"  раньше или позже встречается любой специалист, работающий в сфере специальной педагогики и психологии.

Каждый специалист, работающий с аутичными детьми сочетает в себе  и психолога, и педагога, и даже родителя одновременно.  Стиль общения с аутичным ребенком многовариативен: мягкий, принимающий стиль психолога переходит в деловой, сотрудничающий, а затем и несколько директивный стиль педагога, при этом всегда исходит демонстрация любви и заботы родителя.

Работа  с детьми, имеющими нарушения в развитии, ведется с целью интеграции и успешной социализации их в общество. Коррекционная работа с аутичным ребенком направлена  главным образом на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребенка со взрослым и со средой, на формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что повышает социальную адаптацию аутичного ребенка и является самым главным в работе специалистов и родителей. Таким образом, организуя работу с аутичными детьми, следует понимать, что эффективность процесса во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно было бы сочетать психолого-педагогическую, медицинскую и другие виды помощи  и отслеживать динамику развития ребенка.

Построение коррекционной работы  отличается своей спецификой, имеет  свои особые задачи. Основная задача в работе с аутичными детьми – это установление контакта. Ребенка надо долгое время "приручать", необходимо выяснить, что является для него поощрением, а в каких случаях он не хочет общаться. Следует исходить из пристрастий ребенка – подключиться к его занятиям (бегать или прыгать вместе с ним, стереотипно раскачиваться). Но в то же время следует помнить о пресыщаемости контакта, если ребенок стремится уйти, надо это ему позволить. При установлении контакта можно осторожно вводить сенсорные стимулы  (игры с водой, мыльными пузырями, крупой, вращающиеся предметы – колесики, волчки) и только после этого использовать контакт глаз.

Построение коррекционной работы осуществляется в три этапа.

1 этап – это формирование стереотипа учебного занятия: ребенок должен освоить учебное пространство, привыкнуть к тому, что его учат. Важно соблюдать постепенность, дозирование подачи нового материала, так как дети-аутисты очень плохо принимают все новое, но в то же время следует обязательно учитывать интересы и желания ребенка. Просьбы и инструкции  следует формулировать четко и кратко, не стоит повторять несколько раз подряд. На начальных этапах главной задачей обучения является общая организация поведения – формирование установки на выполнение задания, усидчивости, удержания внимания. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка похвалой, использовать его интересы. На первых порах ребенок может только наблюдать за действиями взрослого или взрослый действует руками ребенка, если тот разрешает. При обучении навыкам бытового поведения необходим  четкий алгоритм действий, также для закрепления и введения его в навык ребенка следует повторять эту бытовую ситуацию изо дня в день. Например: алгоритм одевания на улицу  с занятия с проговариванием: "Сядь на стул и сними сандалии, положи их в рюкзак" и т.д.

Не стоит пытаться научить ребенка всему и сразу, лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном навыке.

Практический прием 1. Использование фишек способствует введению норм регуляции, периодичности взаимодействия в контакте с ребенком с ОВЗ. Фишками могут быть различные, доступные мелкие предметы:  крышечки от бутылок, маленькие камушки, кристаллики, реже игрушки, магниты, фишки из ламинированного желтого картона.

Для фишек возможна опорная дорожка с клеточками для фишек по их размеру.

Фишка используется для обозначения названного предмета по картинке.

Логопед: кукла.(дает ребенку фишку)    Ребенок находит картинку, кладет на неё фишку, называет, по возможности. После того как разложили все фишки, логопед круговым движением показывает: «всё», «молодец». Показывает рукой-«дай», начинает собирать фишки. Логопед называет картинку, ребенок должен найти ее и дать фишку.  Можно усложнить, назвать признак предмета, особенность, действие с этим предметом.Ребенок должен найти по признаку предмет, отдать фишку.

Практический прием 2.

Использование фишек из бумаги с опорной карточкой на липучках более усложненный вариант. Логопед показывает картточку с прикрепленными фишками говорит, делаем все. За каждое выполненное задание логопед сам или разрешает ребенку отлепить фишку. Это означает, что задание выполнено.

Занятие заканчивается, когда сняты все фишки. Начинать надо с 2-3 фишек, доводя до 6-8 заданий.

2 этап – это формирование пространственно-временного стереотипа занятия. Аутичный ребенок нетерпим к непредсказуемости, в ситуации нового он становится, тревожен, импульсивен. Например: за  столом делается то, что требует педагог, а вне его – то, что привлекает внимание – посмотреть любимые книжки, поиграть игрушками, построить дом из мякишей конструктора. Но в то же время порядок не должен быть слишком жестким, необходима гибкость построения режима занятия. В ходе коррекционной работы рассматриваются задачи и интеллектуального развития, в зависимости от образовательного маршрута, который определяется выявленными интеллектуальными и речевыми возможностями ребенка.

3 этап – развитие смыслового стереотипа занятия. У детей с аутизмом наблюдаются существенные трудности произвольной организации психических процессов. Для выработки  произвольности внимания, осознанности восприятия, запоминания и воспроизведения  информации служит следущее:

  • задания подбираются в соответствии с интересами и увлечениями ребенка;
  • в ходе занятий используется эмоционально-смысловой комментарий;
  • комментарий должен иметь сюжетный смысл;
  • последовательность видов деятельности в ходе каждого занятия должна иметь строгую определенность. Например, оправляясь в лес гулять по тропинке – рассказываем что   видим (расставляя фигурки елочек, грибочков), рассказываем кого встретили (зайчика – попрыгали, бабочек – помахали крылышками). Собираем солнышко  из прищепок – рассказываем, кому оно светит  (цветочкам, травке, животным, людям). В результате у ребенка появляются большая направленность на людей, интерес к окружающему миру, эмоционально окрашенным становится контакт с окружением. У аутичных детей визуальное мышление, хорошо развита зрительная память, поэтому необходимо постоянно подкреплять всю деятельность карточками и картинками (это машина, а где еще машина – покажи).

Особое значение в коррекционно-развивающей работе с детьми с РДА имеет работа с родителями. Роль семьи важна сама по себе: как воспринимают близкие особенности поведения аутичного ребенка, как участвуют в коррекционном процессе. Именно родители заинтересованы в преемственности помощи таким детям, начиная с дошкольного возраста и заканчивая  достойным качеством жизни. На индивидуальных консультациях мы знакомим родителей с разработанной и утвержденной индивидуальной программой развития и воспитания ребенка. Далее работа с семьей продолжается в виде комплексных домашних заданий психолога и дефектолога. Это дает возможность держать родителей в курсе проводимой коррекционной работы, а также обучать их некоторым педагогическим приемам.

Работа с аутичными детьми, а также с их родителями требует значительных энергетических затрат.  Но завоевать доверие самого недоверчивого, закрытого ребенка – дорогого стоит. Очень радует, когда ребенок с удовольствием приходит на занятия и не хочет уходить из кабинета. Когда несмело обнимает тебя и дарит свою угловатую улыбку. Как сказал педагог и философ Р. Шнайдер "Эти дети приходят проверить нас на человечность". И поэтому всем тем, кто хочет помочь "детишкам дождя", хочется пожелать терпения  в понимании тех, кто никак не похож на нас.

 

Шадрина И.В. Особенности коррекционной работы с аутичными детьми // Совушка. 2015. N2. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00072.html (дата обращения: 31.01.2024 ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слабость волевой регуляции поведения или склонность к воровству.

Можно ли на практике различить начало формирования дурной склонности к воровству и укрывательству чужого от невинных действий, связанных со слабостью волевой регуляции поведения, неспособностью к огра...

"Формирование эмоциональной стабильности и регуляции поведения у детей"

Проблема регуляции поведения детей,   формирования эмоциональной стабильности,   для  педагогов  актуальна. Наши дети   существенно  отличаются от своих св...

Развитие личности у детей дошкольного возраста. Усвоение нравственных норм. Эмоционально- мотивационная регуляция поведения.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укр...

Приемы регуляции поведения ребенка

Приемы регуляции поведения ребенка...

Психологический тренинг для педагогов «Стресс и способы его регуляции»

Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....