"Эмоциональный интеллект и его развитие с помощью игровых упражнений" семинар-практикум
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Юсупова Ляйсан Разифовна

Для успешной жизни каждого человека, как ребенка, так и взрослого, необходимо иметь не только развитые интеллектуальные способности (логические, вербальные, математические способности), но и развитый эмоциональный интеллект. Предлагаю вашему вниманию мой конспект семинар-практикума "Эмоциональный интеллект и его развитие с помощью игровых упражнений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yulr_ei_moy_seminar-praktikum.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум педагога-психолога на тему:

«Развитие ЭИ с помощью игровых упражнений».

СЛАЙД 1 Для успешной жизни каждого человека, как ребенка, так и взрослого, необходимо иметь не только развитые интеллектуальные способности (логические, вербальные, математические способности), но и развитый эмоциональный интеллект (чувства, переживания, эмоции, отношения).

Выделяют несколько базовых видов эмоций.

Уважаемые педагоги, озвучьте, пожалуйста, какие виды эмоций вам известны?

СЛАЙД2 Да ваши варианты все верны. Спасибо. Эмоцию можно выразить через мимику, жесты, позу. Но возникает вопрос: «Так почему же эмоции так важны?»

СЛАЙД 3. А все, потому что жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.

Можно рассказать про свою эмоцию, описать её: «Мне было так грустно, что хотелось просто посидеть, помолчать»; «Я так обрадовалась, что даже запрыгала от радости». Эмоцию можно передать с помощью слов.

СЛАЙД 4.«Эмоциональный интеллект» это знание и использование собственных эмоций, способность человека к эмпатии и отношениям с другими людьми.

СЛАЙД 5. Составляющими эмоционального интеллекта являются:

1. Знание собственных эмоций. Узнавание своих чувств в момент их появления, способность наблюдать свои чувства являются решающими для понимания самого себя.

2. Способность конструктивно обходиться с эмоциями. Нужно так обходиться со своими чувствами, чтобы они были адекватны ситуации. Это означает не только, что нельзя радоваться чужому горю, вымещать зло на невинном, но и значит, что человек способен успокаивать самого себя, избавляться от страха, мрачного, подавленного настроения, раздражительности, агрессии и т.п. Тот, у кого не развиты такие способности, будет постоянно бороться с тяжелыми переживаниями, эмоциональными проблемами.

3. Способность использовать эмоции в деле. Поставить эмоции на службу достижения какой-либо цели очень важно для нашего внимания, мотивации, успешной деятельности, креативности. Способность управлять эмоциями, не быть рабом спонтанных эмоциональных импульсов, уметь отказываться от немедленного результата в пользу долгосрочных целей – основа успеха любого рода деятельности.

4. Эмпатия - способность человека чувствовать и понимать чувства других людей, эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства; способность к пониманию и сопереживанию.

 Эмпатия особенно необходима во всех социальных профессиях: учителям, воспитателям, медицинскому персоналу и всем, кто работает с людьми, и особенно – с детьми. Нужна она и родителям.

5. Способность к отношениям. Искусство отношений во многом зависит от понимания и обхождения с чувствами других людей, т.е. от эмпатии. От наличия или отсутствия этой способности зависит, как относятся к вам другие, и насколько эффективно вам удается наладить контакт с людьми, т.е. социальная компетентность или некомпетентность.

СЛАЙД 6. Итак, развивать эмоциональный интеллект у детей необходимо с раннего возраста. Этим должны заниматься не только педагоги, но и родители.  Очень важно найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка. Хороших послушных детей легко воспитывать, а вот с «трудными» - трудно.

 Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.). Нужно помнить, что причинами агрессивности ребенка могут быть не только недостатки семейного воспитания и низкий уровень эмоционально-волевой сферы, но и негативное отношение взрослого (педагога, родителя) к ребенку. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом.

К открыто конфликтующим детям нужно проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, необходимо исключать ситуации, провоцирующие ребенка на конфликт, поднимать статус ребенка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива).

Замкнутых, тайно конфликтующих детей необходимо ставить в активную жизненную позицию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать первыми помощниками воспитателя, развивать эмоции, интерес к товарищам через поручение важных ролей и особых заданий, поощрять за самые малые достижения.

Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Нужно избавлять детей от вредных привычек, поддерживать успехи, помогать им осознавать свои достижения  и все, что они делают хорошо.

Итак, дорогие педагоги, сегодня мы более подробно познакомились с понятием «Эмоциональный интеллект». Теперь мы знаем, что развитый интеллект помогает нам стать более успешными в общении с другими людьми. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются. Давайте проверим, насколько у нас самих развит ЭИ.

СЛАЙД 7  Упражнение «Я тебя понимаю»

Конверт с заданиями, 4 чел говорят по телефону (обыденный разговор с ребенком после школы, оправдывается перед директором, отчитывает подчиненного, и ласково говорит с любимым мужчиной).

Сейчас к нам по очереди будут выходить некоторые из нас и "говорить” по телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. Они будут пантомимикой «говорить» по телефону. Ваша задача - постараться понять, с кем и о чем идет разговор».

Вывод: с кем и о чем говорили? На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Марья Ивановна и о чем? Спасибо нашим эмоциональным актрисам! Они прекрасно справились со своей ролью. Молодцы, коллеги, вы смогли определить эмоциональное состояние другого человека и понять его чувства.

СЛАЙД 8  Упражнение «Смоделируем ребенка»

2 стула, 2 куклы,2 тарелки, поднос с чертами характера.

На стульчиках стоят 2 куклы и 2 тарелки. Одна кукла -это ребенок с высоким уровнем ЭИ, а другая – с низким. Сейчас вам раздадут листки с чертами характера, различными проявлениями поведения, эмоциями. Прочтите эти листки про себя. Когда все листки разберут, будем по-очереди читать и раскладывать по тарелкам качества, проявления и эмоции, характерные для этих двух детей.

Вывод: отлично, мы все видим, какими характерными чертами могут обладать дети с высоким и низким развитием ЭИ. Коллеги, вспомните и ответьте себе, есть ли в вашей группе такие дети? Каких детей в вашей группе больше?

СЛАЙД 9 А теперь проверьте, все ли верно вы разложили? На слайде перечислено. Убрать стульчики с куклами и тарелками

СЛАЙД 10  Упражнение «Угадай чувство, эмоцию». Конверт с зад

 Я приглашаю вас выйти и разделиться на 2 команды. Каждой команде дается 5 минут на подготовку, за время которой она должна будет продумать, как лучше изобразить эмоциональное состояние, чувство. Это может быть скульптура или действие. В изображении обязательно принимают участие все члены команды. Противоположная команда должна определить, какое чувство или эмоция изображены.
Затем команды меняются местами. На слайде вы видите небольшую подсказку.

Обсуждение. По каким признакам вы определяли эмоциональное состояние? Если допущена ошибка, то с чем связана?

СЛАЙД 11.   Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста! Уважаемые коллеги, в начале семинар-практикума вы отметили свое настроение в цвете, с каким настроением вы пришли к нам. Вот какой торт у нас получился.

Какого цвета больше? Значит, каких эмоций в начале семинара было больше? Предлагаем вам сейчас прислушаться к себе, прочувствовать, что вы испытываете. Взять треугольник с той эмоцией, которую вы испытываете в данный момент, после проведения и положить на другое блюдо.

Вывод: А сейчас как изменился наш торт? Каких чувств и эмоций стало больше? Скажите, пожалуйста, почему изменилось ваше настроение? Вам комфортно в данной ситуации и это замечательно. Эту методику вы можете использовать с детьми в группах. Только рисовать торт на 5 кусков, по количеству дней недели. И вместе с детьми отслеживать настроение и эмоциональное состояние каждый день утром и вечером. В течении дня ребенок может изменить цвет настроения. Предположим, утром был грустный, днем поменял на веселое состояние. Вечером тоже можно заменить.

СЛАЙД 12   Спасибо за внимание! Будьте отзывчивы и эмпатийны!

Проявляет сочувствие, жалеет упашего

Легко находит общий язык с окружающими

Уравновешен, легко переключается с негатива на позитив

Увлекается делом, не ожидая награды

Искренне и открыто испытывает и проявляет                         самые разные эмоции

Замечает настроение других людей

Интересуется настроением родителей, друзей

Спокойно относится к проигрышу в игре

Часто конфликтует с окружающими

Проявляет эмоции невпопад, неадекватно ситуации

Болезненно стремится всегда быть первым, лучшим

Не замечает и не реагирует на настроение окружающих

Не делится игрушками, не уступает

Обыденный разговор с ребенком после школы (Любовь и радость «Как день прошел? Ты поел? Какие оценки получил? Тебя никто не обидел?...»)

Оправдывается перед директором

 (Стыд.. «Простите, я забыл, виноват, исправлюсь…»)

Отчитывает подчиненного(злость,…)

Ласково говорит с любимым мужчиной (любовь…)

Любовь

Дружба

Обида

Страх

«Здравствуй, друг!

Приклей к кусочку торта треугольник того цвета, которого твое настроение на данный момент:

Красный-злость,

Желтый-радость,

Голубой-грусть,

Зеленый-спокойствие».

Ребенок с  высоким уровнем ЭИ

Ребенок с низким уровнем развития ЭИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на общесадовое родительское собрание "Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания"

Анализ зарубежной литературы, посвященной готовности детей к школе факторам успешности обучения в школе, показывает отчётливое смещение акцентов. Если раньше при определении готовности детей к школе и...

Проект "Эмоциональный интеллект - основа успешного развития дошкольника"

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...

«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»

laquo;Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»...

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельностиРаннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования,...

Педагогический проект: «Эмоциональный интеллект - как способ развития социализации у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

На сегодняшний день эмоциональное развитие является важным составляющим формирования целостности личности ребенка. С каждым днем возрастает информационное давление на сознание людей, что влечет за соб...

Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через игровые технологии «Эмоции телом»

Дошкольный период является особо чувствительным для развития различных физических умений. Движение составляет основную потребность детей этого возраста, а игры с движениями приносят наибольшее удоволь...

Консультация для родителей "Эмоциональный интеллект и его развитие в условия семейного воспитания"

Консультация для родителей "Эмоциональный интеллект  иего развитие в условиях семейного воспитания"...