Проект "Эмоциональный интеллект - основа успешного развития дошкольника"
проект (старшая группа)

Емельянова Маргарита Олеговна

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_emotsionalnyy_intellekt.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 98»

        

ПРОЕКТ

«Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника»

(практико-ориентированный,  коллективный, долгосрочный)

для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей

Сроки реализации: с 1.09.2017 г. по 31.05.2018 г.

                                                              Разработчик проекта:

                                                               

Емельянова Маргарита Олеговна

                                                                               воспитатель

                                                             

                                                                               

Курск - 2017

Паспорт проекта

Название проекта

Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника

Образовательные области ООП ДО

- Социально-коммуникативное развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Речевое развитие

- Познавательное развитие

- Физическое развитие

Тип проекта

Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный

Актуальность, проблема

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский)

Само понятие эмоциональный интеллект появилось недавно. И определятся, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желание других людей и свои собственные. Именно поэтому, ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Наши мозги устроены таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса. Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию — после того, как поймем, в чем она состоит.

Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что  мы педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решаем  фрагментарно, бессистемно.

Участники проекта

Воспитатели, педагогические работники ДОУ, дети 5-6 лет, семьи воспитанников

Цель проекта

Формирование социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через различные культурные практики

Задачи проекта

Для детей 5-6 лет:

- уметь поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;

- проявлять такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;

- уметь проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;

- овладеть способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- учиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.

Для педагогов:

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

- повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Для родителей (законных представителей):

- повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

- создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

- экран настроения;

- доска детской активности;

- копилка «Добрых дел»;

- портфолио группы «Солнышко»;

- календарь интересных событий в группе;

- театр эмоций;

- книга впечатлений;

- картотека игр и упражнений на формирование эмоционального интеллекта;

- картотека творческих игр по методу сторителлинг;

- тактильная книга «Наши сказки»;

- авторское дидактическое пособие «Интерактивный пластилиновый куб»;

- дидактическое пособие «Трогательный театр»;

- создание тематической видеотеки;

- тематическая прогулочная территория «Детский парк».

Мероприятия в рамках проекта

Для детей:

- семейные посиделки «Семья вместе»;

- утренний ритуал «Круг друзей»;

- пятничный ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел»;

- игровые занятия «Путешествие в картину» в «Музее одной картины» ДОУ;

- игровое занятие «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ;

- игры-драматизации по прочитанным произведениям:  В. Катаев «Цветик-семицветик», Ю. Владимиров «Чудаки», Э. Успенский «Разгром», О. Пройслер «Маленькая баба-яга»;

- слушание музыкальных произведений:  П.И. Чайковский «Зима», М. Глинка «Жаворонок», С. Майкапара «Тревожная минутка», С. Прокофьев «Раскаение».

- литературно-музыкальные гостиные: «Осень в городе моем», «Приглашаем Вас по сумерничать», «Этот день победы»;

- тематические выставки творческих работ и рисунков: «Что нам осень подарила», «К нам зима пришла серебристая»;

- квест-игра «По следам осени», «Путешествие по соловьиному краю», «Поиски сокровища»;

- итоговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений».

Для педагогов:

- создание картотеки по формированию эмоционального интеллекта; 

- совместная разработка игр и упражнений на развитие эмоционального интеллекта;

- создание библиотеки художественных произведений, направленных на развитие чувства эмпатии;  

- совместная работа по формированию фонотеки.

Для родителей (законных представителей):

- практикум по народным играм «Игры нашего детства»;

- практикум «Куклы из бабушкиного сундучка»;

- консультация специалиста «Эмоциональный мир мальчика и девочки»;

- мультлекторий  «День рождения популярного героя мультфильма»;

- заседание в клубе отцов «Детская игрушка – не детские проблемы»; «Щи да каша пища наша», «Искусство быть родителями»;

- экологическая акция «Встречаем птиц»;

- семейный праздник «Ярмарка эмоций» на территории развивающего пространства «Детский парк».

Ожидаемые результаты

Для детей:  

- умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;

- проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;

- умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;

- овладели способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- научились распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.

Для педагогов:

- создана доброжелательная атмосфера в коллективе;

- повысился уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Для родителей (законных представителей):

- повысилась родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

- созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Продукты проекта

- тактильная книга «Наши сказки»;

- тематический альбом «Коллекция впечатлений»

- РППС «Детский парк»

Форма представления проекта

- Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»;

- семейный праздник «Ярмарка эмоций» на территории развивающего пространства «Детский парк»

Оценка эффективности

- наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;

- беседы с детьми;

- анализ детских рисунков;

- анкетирование родителей.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Этапы проекта

Направления проектной деятельности.

Работа с педагогами, родителями

1 этап – подготовительный

(сентябрь 2017 г.)

- Изучение информации по теме проекта (познавательная литература, презентации, тематические альбомы, изучение опыта работы коллег из других регионов, видеоролики, и др.)

- Определение цели и задач проекта.

- Разработка конспектов занимательной деятельности (игровые занятия: «Путешествие в картину В. Васнецова «Аленушка», «Путешествие в И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в «Музее одной картины» ДОУ, «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ; «Помоги Мише», «краски волшебной сказки», «Путешествие в страну эмоций»).

- Разработка сценариев («Нет ее дороже», «Осень в городе моем», «Приглашаем Вас по сумерничать», «Этот день победы», «Ярмарка эмоций»).

- Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта.

- Картотека творческих игр по методу сторителлинг.

2 этап – организационно-практический

(сентябрь 2017 -май 2018 г.)

- Организация различных видов детской деятельности, по теме проекта (выставка детских творческих работ, занимательная деятельность, игры-драматизации, творческие игры, народные игры, квест-игры,  прослушивание музыкальных произведений, ознакомление с живописью, сюжетно-ролевые игры и т.д.).

- Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по проекту (квест-игра «Путешествие по соловьиному краю», семейный праздник «Ярмарка эмоций»).

3 этап – итоговый

(май 2018 г.)

-  Итоговое досуговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений.

- Семейный праздник «Ярмарка забав».

-Создание РППС «Детский парк»

План по реализации проекта

«Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника»

(сентябрь 2017 -май 2018 г.)

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Интегрированное занятие «Путешествие в страну эмоций»

Сентябрь

воспитатель

2.

Семейные посиделки «Семья вместе»

Сентябрь

воспитатель, муз. работник

3.

Игровое занятие «Путешествие в картину В. Васнецова «Алёнушка» в «Музее одной картины» ДОУ

Сентябрь

воспитатель

4.

Игры-драматизации по прочитанному произведению: В. Катаев «Цветик-семицветик»

Октябрь

воспитатели

5.

Мультлекторий «День рождения популярного героя мультфильма»;

Октябрь

воспитатели, сетевой клуб отцов

6.

 Занимательная деятельность «Краски волшебной сказки»

Октябрь

воспитатель

7.

Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»

Октябрь

воспитатели, педагог-психолог

8.

Совместное создание с детьми дидактической игры «Настроение сказочных героев»

Ноябрь  

воспитатель

9.

Праздник ко дню матери «Нет ее дороже»

Ноябрь

воспитатели

10.

Интегрированная занимательная деятельность «Помоги Мише»

Ноябрь

воспитатели

11.

Праздник народных игр «Заря», «Горелки», «Ручеек»

Ноябрь

воспитатели

12.

Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковского «Зима»

Ноябрь

воспитатель

13.

Практикум для родителей по народным играм «Игры нашего детства»;

Декабрь

воспитатели

14.

Игры-драматизации по прочитанному произведению: Ю. Владимиров «Чудаки»

Декабрь

воспитатели

15.

Творческая игра «Сделай коллаж и расскажи»

Декабрь

воспитатели

16.

Квест-игра совместно с родителями «Путешествие по соловьиному краю»

Январь

воспитатели

17.

Творческая игра «Сказочный город»

Январь

воспитатели

Консультация специалиста «Эмоциональный мир мальчика и девочки»;

Февраль

педагог-психолог

18.

Занимательная деятельность «Уроки добра»

Февраль

воспитатели

19.

Слушание музыкальных произведений: С. Прокофьев «Раскаение»

Февраль

воспитатели

20.

Игровое занятие «Путешествие в картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в «Музее одной картины» ДОУ

Март

воспитатели

21.

Игры-драматизации по прочитанному произведению: О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»

Март

воспитатели

22.

Практикум «Куклы из бабушкиного сундучка»

Март

воспитатель

23.

Игровое занятие «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ

Апрель  

воспитатели

24.

Квест-игра «В поисках сокровищ»

Апрель

воспитатели

25.

Экологическая акция «Встречаем птиц»

Апрель

воспитатель

26.

Игры-драматизации по прочитанному произведению: Э. Успенский «Разгром»

Апрель

воспитатели

27.

Заседание в клубе отцов «Детская игрушка – не детские проблемы»

Май

Сетевой клуб отцов

28.

Анкетирование родителей по вопросам оценки результатов проекта

Май

воспитатель

29.

Итоговое досуговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений»

Май

воспитатели

30.

Семейное досуговое мероприятие «Ярмарка эмоций»

Май

Воспитатели, муз.работник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внимание, как один из главных факторов успешного развития дошкольника.

Особенности произвольного внимания у дошкольников, нарушения внимания, методы и приемы активизации...

Двигательная активность как необходимое условие сохранения здоровья и успешного развития дошкольников в соответствии с ФГОС.

laquo;Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуал...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"

Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"

Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....

«Интеллект-карты в развитии дошкольников»

laquo;Интеллект-карты      в развитии  В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наибо...

Консультация для родителей на тему: "Семейный климат и основы успешного развития ребенка"

Консультация для родителей на тему:" Семья и семейный климат:Основы успешного развития ребенка"...