Проект "Эмоциональный интеллект - основа успешного развития дошкольника"
проект (старшая группа)
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_emotsionalnyy_intellekt.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 98»
ПРОЕКТ
«Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника»
(практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный)
для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей
Сроки реализации: с 1.09.2017 г. по 31.05.2018 г.
Разработчик проекта:
Емельянова Маргарита Олеговна
воспитатель
Курск - 2017
Паспорт проекта
Название проекта | Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника |
Образовательные области ООП ДО | - Социально-коммуникативное развитие - Художественно-эстетическое развитие - Речевое развитие - Познавательное развитие - Физическое развитие |
Тип проекта | Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный |
Актуальность, проблема | Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский) Само понятие эмоциональный интеллект появилось недавно. И определятся, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желание других людей и свои собственные. Именно поэтому, ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком. Наши мозги устроены таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса. Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию — после того, как поймем, в чем она состоит. Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что мы педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решаем фрагментарно, бессистемно. |
Участники проекта | Воспитатели, педагогические работники ДОУ, дети 5-6 лет, семьи воспитанников |
Цель проекта | Формирование социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через различные культурные практики |
Задачи проекта | Для детей 5-6 лет: - уметь поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками; - проявлять такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности; - уметь проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания; - овладеть способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников; - учиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей. Для педагогов: - развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание; - повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников. Для родителей (законных представителей): - повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста; - создать условия для обмена информации между родителями и педагогами. |
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды | - экран настроения; - доска детской активности; - копилка «Добрых дел»; - портфолио группы «Солнышко»; - календарь интересных событий в группе; - театр эмоций; - книга впечатлений; - картотека игр и упражнений на формирование эмоционального интеллекта; - картотека творческих игр по методу сторителлинг; - тактильная книга «Наши сказки»; - авторское дидактическое пособие «Интерактивный пластилиновый куб»; - дидактическое пособие «Трогательный театр»; - создание тематической видеотеки; - тематическая прогулочная территория «Детский парк». |
Мероприятия в рамках проекта | Для детей: - семейные посиделки «Семья вместе»; - утренний ритуал «Круг друзей»; - пятничный ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел»; - игровые занятия «Путешествие в картину» в «Музее одной картины» ДОУ; - игровое занятие «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ; - игры-драматизации по прочитанным произведениям: В. Катаев «Цветик-семицветик», Ю. Владимиров «Чудаки», Э. Успенский «Разгром», О. Пройслер «Маленькая баба-яга»; - слушание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Зима», М. Глинка «Жаворонок», С. Майкапара «Тревожная минутка», С. Прокофьев «Раскаение». - литературно-музыкальные гостиные: «Осень в городе моем», «Приглашаем Вас по сумерничать», «Этот день победы»; - тематические выставки творческих работ и рисунков: «Что нам осень подарила», «К нам зима пришла серебристая»; - квест-игра «По следам осени», «Путешествие по соловьиному краю», «Поиски сокровища»; - итоговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений». Для педагогов: - создание картотеки по формированию эмоционального интеллекта; - совместная разработка игр и упражнений на развитие эмоционального интеллекта; - создание библиотеки художественных произведений, направленных на развитие чувства эмпатии; - совместная работа по формированию фонотеки. Для родителей (законных представителей): - практикум по народным играм «Игры нашего детства»; - практикум «Куклы из бабушкиного сундучка»; - консультация специалиста «Эмоциональный мир мальчика и девочки»; - мультлекторий «День рождения популярного героя мультфильма»; - заседание в клубе отцов «Детская игрушка – не детские проблемы»; «Щи да каша пища наша», «Искусство быть родителями»; - экологическая акция «Встречаем птиц»; - семейный праздник «Ярмарка эмоций» на территории развивающего пространства «Детский парк». |
Ожидаемые результаты | Для детей: - умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками; - проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности; - умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания; - овладели способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников; - научились распознавать собственные эмоции и эмоции других людей. Для педагогов: - создана доброжелательная атмосфера в коллективе; - повысился уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников. Для родителей (законных представителей): - повысилась родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста; - созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами. |
Продукты проекта | - тактильная книга «Наши сказки»; - тематический альбом «Коллекция впечатлений» - РППС «Детский парк» |
Форма представления проекта | - Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»; - семейный праздник «Ярмарка эмоций» на территории развивающего пространства «Детский парк» |
Оценка эффективности | - наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников; - беседы с детьми; - анализ детских рисунков; - анкетирование родителей. |
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Этапы проекта | Направления проектной деятельности. Работа с педагогами, родителями |
1 этап – подготовительный (сентябрь 2017 г.) | - Изучение информации по теме проекта (познавательная литература, презентации, тематические альбомы, изучение опыта работы коллег из других регионов, видеоролики, и др.) - Определение цели и задач проекта. - Разработка конспектов занимательной деятельности (игровые занятия: «Путешествие в картину В. Васнецова «Аленушка», «Путешествие в И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в «Музее одной картины» ДОУ, «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ; «Помоги Мише», «краски волшебной сказки», «Путешествие в страну эмоций»). - Разработка сценариев («Нет ее дороже», «Осень в городе моем», «Приглашаем Вас по сумерничать», «Этот день победы», «Ярмарка эмоций»). - Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта. - Картотека творческих игр по методу сторителлинг. |
2 этап – организационно-практический (сентябрь 2017 -май 2018 г.) | - Организация различных видов детской деятельности, по теме проекта (выставка детских творческих работ, занимательная деятельность, игры-драматизации, творческие игры, народные игры, квест-игры, прослушивание музыкальных произведений, ознакомление с живописью, сюжетно-ролевые игры и т.д.). - Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по проекту (квест-игра «Путешествие по соловьиному краю», семейный праздник «Ярмарка эмоций»). |
3 этап – итоговый (май 2018 г.) | - Итоговое досуговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений. - Семейный праздник «Ярмарка забав». -Создание РППС «Детский парк» |
План по реализации проекта
«Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника»
(сентябрь 2017 -май 2018 г.)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Интегрированное занятие «Путешествие в страну эмоций» | Сентябрь | воспитатель |
2. | Семейные посиделки «Семья вместе» | Сентябрь | воспитатель, муз. работник |
3. | Игровое занятие «Путешествие в картину В. Васнецова «Алёнушка» в «Музее одной картины» ДОУ | Сентябрь | воспитатель |
4. | Игры-драматизации по прочитанному произведению: В. Катаев «Цветик-семицветик» | Октябрь | воспитатели |
5. | Мультлекторий «День рождения популярного героя мультфильма»; | Октябрь | воспитатели, сетевой клуб отцов |
6. | Занимательная деятельность «Краски волшебной сказки» | Октябрь | воспитатель |
7. | Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье» | Октябрь | воспитатели, педагог-психолог |
8. | Совместное создание с детьми дидактической игры «Настроение сказочных героев» | Ноябрь | воспитатель |
9. | Праздник ко дню матери «Нет ее дороже» | Ноябрь | воспитатели |
10. | Интегрированная занимательная деятельность «Помоги Мише» | Ноябрь | воспитатели |
11. | Праздник народных игр «Заря», «Горелки», «Ручеек» | Ноябрь | воспитатели |
12. | Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковского «Зима» | Ноябрь | воспитатель |
13. | Практикум для родителей по народным играм «Игры нашего детства»; | Декабрь | воспитатели |
14. | Игры-драматизации по прочитанному произведению: Ю. Владимиров «Чудаки» | Декабрь | воспитатели |
15. | Творческая игра «Сделай коллаж и расскажи» | Декабрь | воспитатели |
16. | Квест-игра совместно с родителями «Путешествие по соловьиному краю» | Январь | воспитатели |
17. | Творческая игра «Сказочный город» | Январь | воспитатели |
Консультация специалиста «Эмоциональный мир мальчика и девочки»; | Февраль | педагог-психолог | |
18. | Занимательная деятельность «Уроки добра» | Февраль | воспитатели |
19. | Слушание музыкальных произведений: С. Прокофьев «Раскаение» | Февраль | воспитатели |
20. | Игровое занятие «Путешествие в картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в «Музее одной картины» ДОУ | Март | воспитатели |
21. | Игры-драматизации по прочитанному произведению: О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга» | Март | воспитатели |
22. | Практикум «Куклы из бабушкиного сундучка» | Март | воспитатель |
23. | Игровое занятие «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ | Апрель | воспитатели |
24. | Квест-игра «В поисках сокровищ» | Апрель | воспитатели |
25. | Экологическая акция «Встречаем птиц» | Апрель | воспитатель |
26. | Игры-драматизации по прочитанному произведению: Э. Успенский «Разгром» | Апрель | воспитатели |
27. | Заседание в клубе отцов «Детская игрушка – не детские проблемы» | Май | Сетевой клуб отцов |
28. | Анкетирование родителей по вопросам оценки результатов проекта | Май | воспитатель |
29. | Итоговое досуговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений» | Май | воспитатели |
30. | Семейное досуговое мероприятие «Ярмарка эмоций» | Май | Воспитатели, муз.работник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внимание, как один из главных факторов успешного развития дошкольника.
Особенности произвольного внимания у дошкольников, нарушения внимания, методы и приемы активизации...
Двигательная активность как необходимое условие сохранения здоровья и успешного развития дошкольников в соответствии с ФГОС.
laquo;Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуал...
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"
Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"
Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....
«Интеллект-карты в развитии дошкольников»
laquo;Интеллект-карты в развитии В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наибо...
Консультация для родителей на тему: "Семейный климат и основы успешного развития ребенка"
Консультация для родителей на тему:" Семья и семейный климат:Основы успешного развития ребенка"...