Вестибулярная и проприоцептивная системы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
консультация по коррекционной педагогике
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, нарушения речевого развития и развития когнитивных функций, задержкой психического развития. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с восприятием и обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприоцептивные, вестибулярные раздражители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sensornaya_integratsiya_vestibulyarnyy_apparat_i_propriotseptivnaya.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Вестибулярная
и проприоцептивная системы
в коррекционной работе
с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Мы, взрослые и наши дети, живем в большом разнообразном мире. И очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях.
Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. В процессе развития восприятия, ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, нарушения речевого развития и развития когнитивных функций, задержкой психического развития. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с восприятием и обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные раздражители.
Сегодня мы остановимся на двух системах сенсорной интеграции:
1.Вестибулярная система
2. Проприоцептивная система
Вестибулярная система - это сенсорная система, которая обеспечивает ведущий вклад в чувство равновесия и пространственную ориентацию с целью координации движения с равновесием.
На ЭКРАНЕ
Задачи: ориентировка тела в пространстве и поддержание равновесия тела в покое и при движении.
Умение удерживать равновесие является жизненно важной составной частью работы нашего тела – это способность координировать миллиарды нервных импульсов, которые посредством механизмов равновесия и двигательных рецепторов поступают от всех органов непосредственно в мозг. Даже, когда человек стоит неподвижно, ему для сохранения равновесия требуется скоординированная работа примерно 300 мышц.
Функции:
При нарушении функционирования вестибулярной системы дети не могут ровно сидеть, удерживать голову – на это уходит очень много энергии, поэтому на познавательные функции ее остается крайне мало.
Вспомните детей с СДВГ, которые либо «растекаются» по столу, либо постоянно ёрзают, не могут занять стабильное положение тела – вот это проявление вестибулярного дефицита. Дети, имеющие проблемы в обработке вестибулярных сигналов, нередко не могут следить за предметом, движущимся у него перед глазами, а также четко переводить взгляд из одной точки в другую.
Движения глаз у них не плавные, взгляд либо отстает от предмета, либо резко «дергается», как бы догоняя его. Таким детям очень трудно играть в мяч, чертить мелком линию, читать и т. д.
При нарушении функционирования вестибулярной системы дети неуклюжи, у них страдает:
опрятность в еде,
письме,
бытовых вопросах,
они не могут ровно сидеть,
удерживать голову,
они быстро истощаются, так как очень много энергии уходит на поддержание позы тела.
Поэтому крайне важно уделять внимание развитию вестибулярно - моторных координаций у детей.
Существует множество упражнений на развитие вестибулярно- моторных координаций у дошкольников :
1. Прыжки на фитнес- мяче и на батуте, катание на качалке и качелях;
2. Удержание равновесия на балансировочной подушке и балансировочной доске, вращение на диске в правую и левую сторону в положении стоя и сидя;
3. Удержание равновесия при ходьбе по тактильным кочках, коврикам;
4. разнообразные велотренажеры;
Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем.
Проприоцептивная система - это ощущение собственного тела благодаря информации, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов .
При нарушении системы функций возникает:
•Неловкость в движениях, рассогласованность, напряженность;
•Избегание движений и упражнений (бега, прыжков, другой активности);
•Задержка моторного развития;
•Проблемы в артикуляции;
•Ходьба на носочках;
•Проблема с ритмом (дизритмия);
•Постоянно что-то разливает, роняет;
•Проблемы с имитацией движений;
•Проблемы с двигательным планированием;
•Шаркание ногами или слишком сильное топанье;
•Проблемы с почерком (неправильный захват, сильный/слабый нажим), грязь в тетради;
•Проблемы позы и позиционирования тела при любых действиях (например, неправильный захват, неправильный артикуляторный уклад – это как раз то, что относится к кинестетике);
•Ребенок, наоборот, может быть «гиперактивным»: прыгает, бегает, дрыгает частями тела. Это может очень раздражать окружающих, но ему это необходимо, чтобы «чувствовать себя», ребенок может бросаться намеренно на какие-то объекты или людей с подсознательным желанием получить ощущения, «посенсориться», может часто падать;
•Любит обниматься, прижиматься, толкаться (тоже может быть навязчивым и раздражать). Один раз ко мне приводили девочку с жалобами, что она может подойти в саду к другому ребенку в группе и пожевать его волосы;
•Может толкаться и кусаться, но не с агрессивным намерением, а не чувствуя своих физических границ (логично, что если физические границы сформированы недостаточно, то и личностные будут формироваться с нарушением, отсюда психологические проблемы в коммуникации);
•Жевание несъедобных предметов, в том числе одежды;
•Может сам себя кусать и царапать, но это не акт аутоагрессии, а с целью получения ощущений (ребенок делает это бессознательно).
Поэтому перед нами, педагогами стоят задачи:
Сформировать понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую,
Научить, какое усилие нужно приложить, чтобы написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч);
Дать направление, точность, координация содружественных движений в теле.
Функции:
Т.е обеспечить ребенку опыт физического контакта через телесные игры (это любые игры, задействующие глубокую чувствительность).
Упражнения на развитие проприациптивной системы, применяемые с дошкольниками в нашем учреждении
1упражнения на мячах фитболах
2 стояние на одной ноге
3 чулок совы
4. дорожки с визуальным ограничением
5. прыжки на батуте
6. перехваты палки
7.Залезания на препятствия, пролезание в туннели
8. Копирование движений пальцами рук.
9. Задания, в которых надо карабкаться, пролезать по предмету или сквозь них.
Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункции проприоцептивной системы, снизить страх перед изучением более сложных двигательных действий и удовлетворить потребности ребёнка в обильном сенсорном поиске.
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ мы применяем все упражнения которые были представлены на слайдах и придерживаемся их последовательности.
Практическая часть
Для участия приглашаются три человека. В кругу участники выполняют танцевальные движения под музыкальные композиции "Калинка-малинка", "Лебединое озеро", " Федерикко феллини", затем, участники встают на спортивные атрибуты:
- Балансир
- Полусфера
- Бревно
Выполняют танцевальные движения, под смену музыки переходят на следующий спортивный атрибут.
В этом упражнении коррекция происходит от простого к сложному.
Поделитесь пожалуйста, что для вас было выполнить легко, а с чем было справиться сложно?
Вестибулярная и проприоцептивные системы неразрывно связаны между собой, тренируя одну систему, мы проводим коррекцию другой.
приглашаем следующих три человека
Упражнение "Цапля" направлено на коррекцию проприоцепции и баланса. (музыка)
Стоя на одной ноге, вторая стопой прижата к бедру, спина прямая. Все внимание направлено на точку на экране. Пока звучит музыка, удерживаем равновесие.
В этом упражнении зрительное восприятие точки является держателем равновесия всего тела. Это действительно работает.
Поделитесь впечатлением от выполнения упражнения.
приглашаем следующих три человека
Упражнение "Почувствуй свое тело" или " Снять змеиную кожу"
Работают подушечки ладоней; движение идет сверху-вниз, руками прижимаем плечи, двигаемся как будто снимаем невидимую пленку с тела, протягиваем до пальчиков рук; аналогично выполняем движения проводя по бокам туловища, протягивая руки до кончиков пальцев ног; тело интенсивно обжимаем ладонями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...
«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»
Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....
Игры и упражнения на развитие проприоцептивной системы
Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собственной позы и движения. Это ощущение напряжения и расслабления мышц, и суставов. Эта с...
Упражнения для развития проприоцептивной системы у детей с РАС.
Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - это внутреннее ощущение, которое позволяет нам, не глядя на наши части тела, определить, где они наход...
план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение....
«Игры для развития зрительно-моторной координации и проприоцептивной системы у детей с ОВЗ» (упражнения из опыта работы)
В статье приведены примеры практических упражнений, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ 6-7 лет во время режимных моментов и индивидуальной работы для развития зрительно-моторной коорди...