Вестибулярная и проприоцептивная системы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
консультация по коррекционной педагогике

Татьяна Ивановна Толстошеева, Ольга Леонидовна Залазаева

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, нарушения речевого развития и развития когнитивных функций, задержкой психического развития. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с восприятием и обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприоцептивные, вестибулярные раздражители.

 Сегодня мы остановимся на двух системах сенсорной интеграции:
1.Вестибулярная система
2. Проприоцептивная система

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вестибулярная
и проприоцептивная системы

в коррекционной работе
с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Мы, взрослые и наши дети, живем в большом разнообразном мире. И очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях.

Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. В процессе развития восприятия, ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.  

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, нарушения речевого развития и развития когнитивных функций, задержкой психического развития. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с восприятием и обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные раздражители.

 Сегодня мы остановимся на двух системах сенсорной интеграции:

1.Вестибулярная система

2. Проприоцептивная система

 Вестибулярная система - это сенсорная система, которая обеспечивает ведущий вклад в чувство равновесия и пространственную ориентацию с целью координации движения с равновесием.

На ЭКРАНЕ

Задачи: ориентировка тела в пространстве и поддержание равновесия тела в покое и при движении.

 Умение удерживать равновесие является жизненно важной составной частью работы нашего тела – это способность координировать миллиарды нервных импульсов, которые посредством механизмов равновесия и двигательных рецепторов поступают от всех органов непосредственно в мозг. Даже, когда человек стоит неподвижно, ему для сохранения равновесия требуется скоординированная работа примерно 300 мышц.

Функции:

При нарушении функционирования вестибулярной системы дети не могут ровно сидеть, удерживать голову – на это уходит очень много энергии, поэтому на познавательные функции ее остается крайне мало.

Вспомните детей с СДВГ, которые либо «растекаются» по столу, либо постоянно ёрзают, не могут занять стабильное положение тела – вот это проявление вестибулярного дефицита. Дети, имеющие проблемы в обработке вестибулярных сигналов, нередко не могут следить за предметом, движущимся у него перед глазами, а также четко переводить взгляд из одной точки в другую.

Движения глаз у них не плавные, взгляд либо отстает от предмета, либо резко «дергается», как бы догоняя его. Таким детям очень трудно играть в мяч, чертить мелком линию, читать и т. д.

При нарушении функционирования вестибулярной системы дети неуклюжи, у них страдает:

 опрятность в еде,

 письме,

 бытовых вопросах,

 они не могут ровно сидеть,

 удерживать голову,

они быстро истощаются, так как очень много энергии уходит на поддержание позы тела.

Поэтому крайне важно уделять внимание развитию вестибулярно - моторных координаций у детей.

Существует множество упражнений на развитие вестибулярно- моторных координаций у дошкольников :

1. Прыжки на фитнес- мяче и на батуте, катание на качалке и качелях;

2. Удержание равновесия на балансировочной подушке и балансировочной доске, вращение на диске в правую и левую сторону в положении стоя и сидя;

3. Удержание равновесия при ходьбе по тактильным кочках, коврикам;

4. разнообразные велотренажеры;

Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем.

Проприоцептивная система - это ощущение собственного тела благодаря информации, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов . 

При нарушении системы функций возникает:

•Неловкость в движениях, рассогласованность, напряженность;

•Избегание движений и упражнений (бега, прыжков, другой активности);

•Задержка моторного развития;

•Проблемы в артикуляции;

•Ходьба на носочках;

•Проблема с ритмом (дизритмия);

•Постоянно что-то разливает, роняет;

•Проблемы с имитацией движений;

•Проблемы с двигательным планированием;

•Шаркание ногами или слишком сильное топанье;

•Проблемы с почерком (неправильный захват, сильный/слабый нажим), грязь в тетради;

•Проблемы позы и позиционирования тела при любых действиях (например, неправильный захват, неправильный артикуляторный уклад – это как раз то, что относится к кинестетике);

•Ребенок, наоборот, может быть «гиперактивным»: прыгает, бегает, дрыгает частями тела. Это может очень раздражать окружающих, но ему это необходимо, чтобы «чувствовать себя», ребенок может бросаться намеренно на какие-то объекты или людей с подсознательным желанием получить ощущения, «посенсориться», может часто падать;

•Любит обниматься, прижиматься, толкаться (тоже может быть навязчивым и раздражать). Один раз ко мне приводили девочку с жалобами, что она может подойти в саду к другому ребенку в группе и пожевать его волосы;

•Может толкаться и кусаться, но не с агрессивным намерением, а не чувствуя своих физических границ (логично, что если физические границы сформированы недостаточно, то и личностные будут формироваться с нарушением, отсюда психологические проблемы в коммуникации);

•Жевание несъедобных предметов, в том числе одежды;

•Может сам себя кусать и царапать, но это не акт аутоагрессии, а с целью получения ощущений (ребенок делает это бессознательно).

Поэтому перед нами, педагогами стоят задачи:

Сформировать понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую,

Научить, какое усилие нужно приложить, чтобы написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч);

Дать направление, точность, координация содружественных движений в теле.

Функции:

Т.е обеспечить ребенку опыт физического контакта через телесные игры (это любые игры, задействующие глубокую чувствительность).

Упражнения на развитие проприациптивной системы, применяемые с дошкольниками в нашем учреждении

1упражнения на мячах фитболах

2 стояние на одной ноге

3 чулок совы

4. дорожки с визуальным ограничением

5. прыжки на батуте

6. перехваты палки

7.Залезания на препятствия, пролезание в туннели

8. Копирование движений пальцами рук.

9. Задания, в которых надо карабкаться, пролезать по предмету или сквозь них.

Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункции проприоцептивной системы, снизить страх перед изучением более сложных двигательных действий и удовлетворить потребности ребёнка в обильном сенсорном поиске.

В своей  коррекционно-развивающей работе  с детьми с ОВЗ мы применяем все упражнения которые были представлены на слайдах и придерживаемся  их последовательности.

Практическая часть

Для участия приглашаются  три человека. В кругу участники выполняют танцевальные движения под музыкальные композиции "Калинка-малинка", "Лебединое озеро", " Федерикко феллини", затем, участники встают на спортивные атрибуты:

  1. Балансир
  2. Полусфера
  3. Бревно

Выполняют танцевальные движения, под смену музыки переходят на следующий спортивный атрибут.

В этом  упражнении коррекция происходит от простого к сложному.

Поделитесь пожалуйста, что для вас было выполнить легко, а с чем было справиться сложно?

Вестибулярная и проприоцептивные системы неразрывно связаны между собой, тренируя одну систему, мы проводим коррекцию другой.

приглашаем следующих три человека

Упражнение "Цапля" направлено на коррекцию проприоцепции и баланса. (музыка)

Стоя на одной ноге, вторая стопой прижата к бедру, спина прямая. Все внимание направлено на точку на экране. Пока звучит музыка, удерживаем равновесие.

В этом упражнении зрительное восприятие точки является держателем равновесия всего тела. Это действительно работает.

Поделитесь впечатлением от выполнения упражнения.

приглашаем следующих три человека

Упражнение "Почувствуй свое тело" или " Снять змеиную кожу"

Работают подушечки ладоней; движение идет сверху-вниз, руками прижимаем плечи, двигаемся как будто снимаем невидимую пленку с тела, протягиваем до пальчиков рук; аналогично выполняем движения проводя по бокам туловища, протягивая руки до кончиков пальцев ног; тело интенсивно обжимаем ладонями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

Игры и упражнения на развитие проприоцептивной системы

Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собст­венной позы и движения. Это ощущение напряжения и расслабления мышц, и суставов. Эта с...

Упражнения для развития проприоцептивной системы у детей с РАС.

Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - это внутреннее ощущение, которое позволяет нам, не глядя на наши части тела, определить, где они наход...

«Игры для развития зрительно-моторной координации и проприоцептивной системы у детей с ОВЗ» (упражнения из опыта работы)

В статье приведены примеры практических упражнений, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ 6-7 лет во время режимных моментов и индивидуальной работы для развития зрительно-моторной коорди...