Материалы для педагогов
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лобарева Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

«Организация индивидуальной коррекционно - речевой работы во второй половине дня»

Материал подготовлен учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной.

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.

Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:

- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

- упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;

- повторение лексико-грамматических упражнений;

- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Работа воспитателя и учителя-логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения различна по формам организации, приёмам, по продолжительности.

Учитель-логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Подготовительный этап

Учитель-логопед, в зависимости от характера нарушения звука у ребенка, вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Учитель-логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки - символы и звукоподражания.

Этап усвоения (автоматизации) звука (правильное произношение звука в речи)

Учитель-логопед автоматизирует звук в основных позициях, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, осуществляет контроль звука в речи ребенка.

Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:

  • Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми.
  • Очень важно, чтобы во время индивидуальной работы воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры; предложить собрать мозаику или нанизать бусы, сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.
  • Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом центре. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения автоматизируемых звуков.
  • Играя с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Игра может быть продолжена лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко, чётко, медленно и добивается того же от ребенка.
  • Кроме того, воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и на протяжении всех режимных моментов и самостоятельной деятельности дошкольников. Причём, очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует повторять ошибки ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение его речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутости, отрицательного отношения ребенка к воспитателю, к обучению в целом).

Варианты исправления ошибок в речи детей:

- «Как лучше сказать?»

- «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй! »

- «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

- Ошибки в ходе непосредственно образовательной деятельности должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

-  «Повтори за мной, выделяя звук [Р], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».

Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон. Грамотная речь педагога является образцом для воспитанников. Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной изобретательности.



Предварительный просмотр:

«Артикуляционная гимнастика»

Материал подготовлен учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной.


                 Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.  

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

 Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.    

Детям с тяжелыми нарушениями речи нелегко даются артикуляционные упражнения в разных вариациях. Именно поэтому нужно тщательно продумывать методы и приёмы решения этой проблемы. Эти методы и приемы должны не создавать напряжение и страх, а напротив, должны положительно настраивать детей, и артикуляционные упражнения в стихах,  как ни что, подходят для решения этой проблемы.

 Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
   Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Подходите  к выполнению упражнений творчески.

Уважаемые педагоги! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните! Похвала и поощрение придадут ребенку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

 

Успехов!



Предварительный просмотр:

«Необходимость ежедневного проведения пальчиковой гимнастики»;  «Различные приемы для  развития мелкой моторики у детей с ОНР»

Материал подготовлен учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной

Контингент нашей группы составляют дети с общим недоразвитием речи II, III уровня. При этом у воспитанников нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми является развитие мелкой моторики.

Для стимулирования речевого развития детей в группе должна быть организована планомерная, систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики.
Осуществляют эту работу воспитатели группы во время режимных моментов, во время образовательной и совместной деятельности, в играх.

В группе необходимо подготовить  материал, игры для манипуляции с предметами, которые также способствуют развитию мелкой моторики. Упражнения с ними разнообразны:
- Мозаика, конструкторы.
- Счетные палочки.
- Клубки ниток.
Для разнообразия заданий по мелкой моторике предлагают детям клубочки с нитками, упражнение сопровождаем стихами. Дети катают клубочки по столу, передают друг другу, соревнуются, кто быстрее перемотает клубок. Перематывая клубок, ребенок делает свои пальчики ловчее.
- Выкладывание фигур и предметов (семена, косточки от арбузов, пуговицы и т.д.)
- Нанизывание бус на леску: «Чудо бусы».
- Тренажеры (эспандеры, массажеры, мячи – ежики).
- Проволока.
- «Расстегайчики», различные виды шнуровок.


ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.


Рисование - радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. Рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребёнок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеёнка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои.
«Пальчиковый бассейн» -   в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

«Щётка – ежик»  Рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:
а) зубцами к ладонной поверхности руки;
б) зубцами к наружной поверхности руки.
С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии, такая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием.

Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

  • Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.
  • Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем ребенок  копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать, можно  использовать для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагать ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
  • Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

Одним из приемов развития мелкой моторики: использование системы «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей можно начинить с обучения приемам самомассаж.
1. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Самомассаж начинали с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой.
После этого проводили растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой. Освоив приемы самомассажа, приступить к выполнению комплекса движений:
2. «Назовем пальчики» (указательный и средний пальцы одной руки вытянуты и прижаты друг к другу). Поочерёдное поглаживание указательным и средним пальцами правой руки пальцев левой, 2-3 раза каждый пальчик, потом наоборот. По ходу выполнения знакомить детей с названиями пальцев: «Погреем ручки», «Погладь котенка», «Оденем колечко».
Все упражнения выполняются медленно. Следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положения кисти и пальцев, правильно переключался с одного движения на другое, при необходимости помогаю ребёнку. Затем приступить к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

3. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
•Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
•Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
•Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
•Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
•нахождение заданных предметов,
•угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
•Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): - сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
•«Чудесный мешочек» с закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его. Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаем ему вынуть вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет (мелкий, твердый и т.д.).
В этих играх развиваются тактильные восприятия, связная речь.
Параллельно дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать. Научить большинство детей зашнуровывать ботинки и завязывать шнурок – большая трудность. После многократных объяснений и показа всё начинает получаться. Затем учатся завязывать и развязывать узелки. Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания.
4. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры можно условно разделить на 3 группы: игра без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами.
Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук: поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого: «Домик», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Этот пальчик бабушка» и др. Все упражнения выполняются медленно. Упражнения проделываются сначала одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно. Умелыми пальцы становятся не сразу.
Проводя пальчиковую гимнастику, использую такой приём, как показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчики», «зайки» и др.), которые сопровождаются чтением сказок или потешек. Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце приклеиваются глазки, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.). Эти игры помогают детям развивать навыки управления движениями пальцев, способствуют развитию речи, т.к. дети, надевая шапочки – зверюшек, играют соответствующие роли, овладевая навыками общения в форме диалога.
5. Пальчиковые игры с предметами.
Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков.
Для выполнения этих упражнений каждому ребёнку понадобятся колпачки. Их делают из бумаги или срезают верхушки от старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа (говорит воспитатель).
«Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали, и сразу колпачки (шапочки) надевали (дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки). Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки (шапочки) (дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки, пальцы другой руки не помогают)».
Постоянно занимаясь с детьми пальчиковой гимнастикой,  это способствует тому, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.
Любые выполнения упражнений требуют от детей внимания, терпения. Для того чтобы выполнение упражнений стало увлекательной игрой для детей,  можно использовать разнообразные приемы:
– Обрывание бумаги разной плотности и фактуры. Восторг у детей вызывало создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом (разноцветный бумажный дождь) с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации «Радуга».
– Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
– Комкание платка. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и два платка руками. Выполнение сопровождать стихами.
Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Желаю вам успехов!!!



Предварительный просмотр:

«Индивидуальная работа с детьми

по заданию учителя  -  логопеда»

        Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передает в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома).
Очень важно, чтобы во время индивидуальной работы воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. 

А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект.

Например, если у ребенка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.
     Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованном
логопедическом центре. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут
отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же
желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения звуков [Р],
[РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
        Играя с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Игра может быть продолжена лишь после того, как ребенок все скажет правильно.

        Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко, четко, медленно и добивается того же от воспитанника.
        Кроме того, воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и на протяжении всех режимных моментов и самостоятельной деятельности дошкольников.                          

        Очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует повторять ошибки ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение его речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутости, отрицательного отношения ребенка к воспитателю, к обучению в целом).
        Варианты исправления ошибок в речи детей во время непосредственно  образовательной деятельности и вне ее отличаются друг от друга.

Во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлев» или «без туфель», А затем спрашивает: «Как лучше сказать? ». И только потом просит повторить правильную фразу. Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй! » или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно». 

          Теперь об исправлении ошибок во время непосредственно образовательной
деятельности.

Во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны.

Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно.

В-третьих, непосредственно образовательная деятельность, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должна проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.

 В связи со сказанным, ошибки в ходе непосредственно образовательной деятельности должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать. Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.
Например, если ребенок неправильно произнес звук [Р], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать». Может случиться и так, что одному из детей очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер,  пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесет и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребенку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить  за старание.
         Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон. Грамотная речь педагога является образцом для воспитанников.

Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной
изобретательности.

Желаю вам успехов!!!

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источника интернет



Предварительный просмотр:

«Роль речевого дыхания в формировании правильного звукопроизношения» Материал подготовлен учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной.

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационную выразительность.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.

Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».

Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.

Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

Короткий вдох через нос;

Плавный выдох, воздух выходит через рот;

Выдох осуществляется до конца;

После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).

Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:

Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;

Увеличить количество слов, которые ребенок произносит на одном выдохе;

Сформировать внятную связную речь;

Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений

Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;

Все упражнения стоит выполнять до еды;

Одежда не должна сковывать движения ребенка;

Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;

Вдох должен происходить через нос;

Выдох должен быть длинным и плавным;

Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;

Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.

Упражнения для развития силы и длительности выдоха

Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.

Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.

Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.

Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.

Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.

Задуй свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание.

Вертушка. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.

Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.

Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Упражнения для отработки правильного произношения звуков и слогов

Чтобы научить правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать их произнесение на одном выдохе. Предложите спеть «песенки», имитирующие различные звуки:

«А-а-а!» - плачет малыш;

«У-у-у!» - летит самолет;

«Ы-ы-ы!» - гудит пароход;

«О-о-о» - вздыхает зайка;

«Ф-ф-ф» - сдувается шарик;

«Ш-ш-ш» - шипит змея;

«С-с-с» - работает насос;

«Би-би!» - сигналит машина;

«Ту-ту» - едет паровоз;

«Ля-ля-ля» - поёт кукла;

«Топ-топ-топ» - идет мишка;

«Кап-кап-кап» - какает дождь.

Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов. Ускорить процесс развития речи у детей дошкольного возраста помогут систематические занятия. 

Успехов!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Родничок»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4281215/pub_60635cc9e0f03f689e8e3095_606360b1fa23f523d3d170d5/scale_1200

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источника интернет

Памятка воспитателям

при организации речевого уголка в логопедической  группе

Дидактический материал в речевом уголке:
 материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук;
артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)
 пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
 пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
 материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания
звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
 игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
 игры по лексике и грамматике (предметные картинки
по лексическим темам)
 игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

 материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»)

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
 Дидактическое оснащение должно соответствовать
структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
 Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
 Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
 Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
 Не следует перегружать уголок оборудованием.
 Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть
игрушка
– «одушевленный персонаж», который помогает
решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес,
побуждать к речевой активности
.



Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя

в логопедической группе»


         Педагоги групп по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая направлена на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов и воспитание личности ребенка.
         Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на занятиях  рисования, лепки и конструирования.
          Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.
При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на  логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.
Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора у других детей.
         Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме. На подгрупповых занятиях логопед закрепляет технические умения и изобразительные навыки (раскрашивание), сформированные у детей воспитателем.
Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, данных логопедом. Воспитатель должен  оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом.
          Воспитатель должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и другого речевого материала подготовленных логопедом. Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.

       Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
        Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;
- обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;
- совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);
- разработка общих рекомендаций для родителей.
Нужно напомнить воспитателям:
• правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
• необходимости ежедневных занятий
• индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
• автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
• контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе. Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель может  присутствовать на  фронтальных занятиях логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.
         Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует
логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит  познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной
тематике.
После сна воспитатель занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной деятельности.
Воспитатель совместно с логопедом планируют занятия по развитию речи,
обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи.

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение. Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источника интернет



Предварительный просмотр:

«Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшего дошкольного  возраста»

Речевая развивающая среда – это организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.
Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:
- восприятие речи взрослых;
- наблюдение за языком;
- вовлеченность в активную речевую среду;
- диалог между взрослыми.
Работая с детьми, педагог должен:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, Умеренно громким голосом.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции ( соответственно возрасту детей).
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Для воспитателя логопедической группы владение образцовой речью – это  показатель его профессиональной подготовленности.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как  письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи
могут привести к неуспеваемости.
На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Речевые уголки должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Речевая развивающая среда старшей группы:
• Грамотная речь педагога;
• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
• Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения) ;
• Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением) .
• Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.
Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала), игровой, дидактический, наглядный материал. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно
лексической теме.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Не следует перегружать уголок оборудованием.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – одушевленный персонаж, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В ее оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, ее героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по  развитию речи:
- развитие словаря ребенка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок);

Оборудование и наполнение речевой зоны:
1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

 «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха. Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что
звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.
3. Развитие артикуляционной моторики
Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы;
артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема
характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах;
альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.
4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи). Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в
ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »
5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте
Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для
звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым
звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.
6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических
категорий
Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.
7. Развитие связной речи
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
8. Развитие мелкой моторики
Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты;
пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др. 

Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для
эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия
для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально
организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности,
обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует
овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной
обстановке живой разговорной речи.

Материал подготовлен: учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной из источника интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для педагога-психолога ДОУ

Консультации для родителей...

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности. Сборник методических материалов для педагогов образовательных организаций.

       В сборник вошли методические материалы, используемые педагогом-психологом для осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогов, работающих в инновацион...

Материалы для педагогов

материалы для педагогов...

материалы для педагогов и родителей

Консультации по теме "Капризы и упрямство"...