Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития (первый год пребывания в коррекционной группе)
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы образовательной организации. С помощью рабочей программы я, как учитель-дефектолог планирую и организую образовательный процесс, а также управляю им. Этот документ конкретизирует порядок, содержание и объем изучения предметов, проводимых мною в первый год пребывания в нашей коррекционной группы.
В предлагаемый мною вариант рабочей программы включены физиологические особенности детей 4-5 лет, план работы учителя-дефектолога на учебный год, календарно-тематическое планирование, бланк индивидуального образовательного маршруа, бланк мониторинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учителя-дефектолога | 69.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 комбинированного вида
городского округа г. Нефтекамск Республика Башкортостан
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАДОУ детский сад №11 Протокола № от « » 20 г | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ детский сад №11 _____________ Климина Ю.В. Приказ № от « » 2022 г. |
С учетом мнения Совета родителей Протокол № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Учитель- дефектолог: Ялалова И.Ф
г. Нефтекамск, 2022г.
Содержание
- Введение ………..………………………………………………..3
- Характеристика детей с ЗПР ……………………. ……4
- Ожидаемые результаты ……………………………………8-11
- План работы учителя-дефектолога ………………………….11
- Циклограмма и график работы………………………………..15
- Комплексно-тематическое планирование …………………..16
- Бланк индивидуального маршрута ……………...……………23
- Бланк мониторинга …………………………………………….25
- Представление оборудования кабинета и документации
учителя-дефектолога …………………………………………28
- Список литературы…………………………………………….29
Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу- дефектологу и воспитателю: стилю их общения с детьми. Педагог должен обеспечить субъективное переживание ребенком с ЗПР успеха на фоне определенных затрат усилий, искать и использовать любой повод, чтобы отметить даже незначительное продвижение ребенка. Это способствует появлению чувства уверенности, выработке положительной воспитательно-образовательному процессу, стимулирует познавательную активность детей с ЗПР.
Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, по развитию элементарных математических представлений. Помимо фронтальных занятий (по группам), проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия.
Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, предыдущий период воспитания и обучения.
Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно-развивающую работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребенка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания; осуществление преемственности в работе с воспитателями, логопедом, психологом и др.; осуществление контакта с врачом; взаимосвязь с родителями; осуществление преемственности в работе со школой.
Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, физ.инструктора возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Важно, чтобы логопед, педагог- дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.
Характеристика особенностей развития детей с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС) резидуального или генетического характера. В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования ЗПР:
1. нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально волевой сферы и личности, то есть с психическим инфантилизмом;
2. нарушение познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний.
Существует несколько классификаций ЗПР. В практике работы с детьми данной категории наиболее широко распространена классификация, в соответствии с которой различают четыре основных варианта ЗПР:
1. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм): на первый план в структуре нарушения выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны аффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции и т. п. Инфантильность психики ребенка часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют интерес к игре-действию, а не к игре-отношению, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной, даже в школьном возрасте. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе школьную адаптацию. При гармоническом психическом инфантилизме незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным телосложением. При психофизическом инфантилизме поведение и личностные качества ребенка характеризуются специфическими особенностями. Этим детям рекомендуется комплексная коррекция развития педагогическими и медицинскими средствами. У детей с ЗПР конституционального происхождения отмечается наследственно обусловленная парциальная недостаточность отдельных функций: гнозиса, праксиса, зрительной и слуховой памяти, речи. Эти функции лежат в основе формирования межанализаторных навыков, таких как рисование, счет, письмо, чтение и др.
2. Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Именно эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности. Для детей с ЗПР соматогенного типа характерны явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности, как робость, боязливость, тревожность. Если дети с ЗПР данного генеза воспитываются в условиях гипо или гиперопеки, то у них нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что вместе со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь возрастного уровня развития.
3. Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности (К. С. Лебединская). В данном случае на первый план выступают нарушения эмоционально- волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Дети с ЗПР психогенного генеза с трудом овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. У них отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающим миром: не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми, наблюдается неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме. Однако эти проблемы не носят органического характера, причина, скорее всего, кроется в том, что ребенок этому «не научен». К данной группе часто относятся дети, воспитывающиеся в условиях депривации (в детских домах, в «неблагополучных» в социальном и эмоциональном плане семьях и т. п.), дети-беспризорники. Недостаточный уровень развития представлений, умений, навыков, соответствующих возрасту, отмечается и у детей, находящихся длительное время в условиях информационной, а часто и эмоциональной депривации (дефицита полноценных эмоциональных отношений со взрослыми).
4. Для задержки психического развития церебрально-органического генеза характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей:
- Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляется негрубая неврологическая симптоматика). При этом отмечается недостаточная сформированность, истощаемость и дефицитарность высших психических функций, ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей;
- Дети со стойкими энцефалопатическими расстройствами, парциальными нарушениями корковых функций. В структуре дефекта у таких детей преобладают интеллектуальные нарушения, нарушения регуляции в области программирования и контроля познавательной деятельности. Установлено, что в обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: в первом варианте в большей степени звено контроля, во втором — звено контроля и звено программирования. Все это обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками всеми видами детской деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой), а в школьном возрасте — учебной. Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно. Задержка психического развития церебрально-органического генеза является наиболее стойкой и представляет тяжелую форму задержки психического развития, которая с трудом преодолевается в дошкольный период. Следует констатировать, что как правило дети данной группы продолжают свое обучение в коррекционных школах VIII вида.
Определение «задержка психического развития» используется также для характеристики отклонений в познавательной сфере педагогически запущенных детей. В этом случае в качестве причин задержки психического развития выделяются культурная депривация и неблагоприятные условия воспитания.
В образовательном учреждении имеются дети с задержкой психического развития в возрасте с 4 лет до 7 лет. Эти дети очень разнообразны по своим психическим проявлениям, но мало изучены с точки зрения возрастной дифференциации. В связи с этим на основе имеющихся данных и опыта собственных наблюдений, в рамках настоящей Программы представлена характеристика развития детей лишь трех возрастных групп – среднего (4-5 лет) и старшего (5-7 лет) дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Возраст 4-5 лет
Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляются особенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы и др. Многие проявляют крайне низкую или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность. При относительно высоком среднем уровне развития ходьбу отличает: неуверенная, неустойчивая, шаркающая, неритмичная походка; большинство детей передвигаются семенящим шагом, с опущенной головой и плечами; мышцы ног, рук, спины в процессе ходьбы напряжены. Большинство детей бегают на полусогнутых ногах, шлепая ступнями о пол, раскачиваясь из стороны в сторону и нередко переходя на ходьбу. Дети с ЗПР двигаются более свободно, увереннее, но и они к 5 годам лишь приближаются к уровню двигательного развития нормально развивающихся детей трехлетнего возраста. При перемещении в пространстве все дети не умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов, что нередко приводит к столкновениям, а в крайних случаях и к падениям. Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение действий улучшает качество их выполнения. Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладони и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук затрудняют процесс овладения дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью всеми видами деятельности.
Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны, их лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях. Дети, впервые поступающие в ДОУ, не обнаруживают потребности в продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к взрослым и к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют негативизм. Однако после периода адаптации постепенно начинают вступать в контакт и включаться в совместную деятельность. Они активно идут на контакт также с новым человеком, положительно реагируют на содержание совместной деятельности, особенно тогда, когда она предлагается индивидуально. Побуждаемые педагогом, дети с ЗПР проявляют желание принимать участие в совместной деятельности, а иногда и непродолжительную активность, прежде всего, на музыкальных занятиях и занятиях физкультурой. В свободной деятельности дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают крайне несамостоятельны и безынициативны. Без организующей помощи взрослого они редко могут найти себе занятие. Они редко вступают друг с другом во взаимодействие по поводу игры или совместных переживаний каких-либо событий. Многие проявляют безразличие ко всему происходящему, не замечают трудности и переживания сверстников, не пытаются самостоятельно предложить свою помощь. Практически все неорганизованные. Относительно сформированными, по сравнению с другими, являются навыки самообслуживания, однако практически все дети четвертого года жизни самостоятельно ими не владеют. При этом к пяти годам многие способны ими овладеть. Младший дошкольник с проблемами в интеллектуальном развитии не проявляет интерес к игрушкам или на короткое время его привлекает их внешний вид, а не возможность действовать с ними. Для этих детей характерным является многократное, стереотипное повторение одних и тех же действий, обычно не сопровождающееся эмоциональными реакциями. Самостоятельные действия дошкольников с ЗПР с игрушками стереотипны, но преимущественно адекватны, дети с легкой умственной отсталостью действуют с игрушками без учета их функционального назначения. Лишь в начале четвертого года жизни у детей начинает появляться интерес к предметам, к игрушкам, что способствует ознакомлению с их свойствами и отношениями. Однако восприятие имеет ряд особенностей, таких как: неактивность, замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности и константности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. При поступлении в ДОУ дети крайне слабо информированы: не знают названия предметов, их функционального назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию и использованию. Их действия с предметами длительное время остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (постукивание и бросание предметов на пол и т.п.). Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи, которое имеет весьма широкий диапазон: от полного ее отсутствия у детей с умственной отсталостью четвертого-пятого года жизни, до небольших грамматических ошибок в речевых высказываниях, имеющих место у детей с ЗПР. Даже те дети, которые владеют речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения. Выполняя какие-либо действия, контактируя друг с другом, играя, дошкольники, как правило, действуют молча. Они не сопровождают свои действия речью или иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера в связи с выполняемыми действиями. Речевая активность детей с ЗПР может быть несколько выше, но, как правило, в тех случаях, когда нет грубого недоразвития речи (дизартрия, алалия). Многие из детей с интеллектуальной недостаточностью пользуются жестами, мимикой, движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях, положительных или отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях и т.д. Мышление детей с интеллектуальными нарушениями формируется в условиях неполноценного чувственного познания, недоразвития речи, ограниченной практической деятельности. Они не умеют решать задачи на уровне наглядно-действенного мышления, т.к. они очень часто не осознают наличия проблемной ситуации, не осуществляют поиск решения, а в тех случаях, когда понимание в целом есть, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств. Остаются, как правило, равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи.
Ожидаемые результаты
Образовательная область «Речевое развитие»:
Возможные достижения ребенка:
∙ Способен к устойчивому эмоциональному контакту с взрослым и сверстниками;
∙ Проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
∙ Понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
∙ Понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;
∙ Различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
∙ Называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами)
∙ Произносит простые по артикуляции звуки;
∙ Воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Возможные достижения ребенка:
∙ Выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
∙ Пытается соблюдать в игре элементарные правила;
∙ Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
∙ Ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
∙ Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
∙ Может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут;
∙ Обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);
∙ Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
∙ Выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания. Образовательная область «Познавательное развитие»:
Возможные достижения ребенка:
∙ Составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
∙ Создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;
∙ Показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
∙ Выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
∙ Выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;
∙ Обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) С непосредственным участием взрослого;
∙ Воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
∙ Использует в игре предметы-заместители по подражанию;
∙ Усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;
∙ Обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («что будем делать сначала?», «что будем делать потом?»);
∙ Обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение 16 величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
∙ Считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;
∙ Знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
∙ Обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Возможные достижения ребенка:
∙ Раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;
∙ Создает предметный схематический рисунок по образцу;
∙ Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
∙ Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
∙ Эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;
∙ Знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства;
∙ Владеет некоторыми операционально-техническими сторонами;
∙ В изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;
∙ Рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины;
∙ Сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;
∙ Прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;
∙ С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Возможные достижения ребенка:
∙ Проходит по гимнастической скамейке;
∙ Ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;
∙ Обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, перелезание и пр.);
∙ Обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве,
∙ (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);
∙ Реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
∙ Выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);
∙ Стремится принимать активное участие в подвижных играх;
∙ Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с помощью взрослого;
∙ С незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.
План работы учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф.
на 2022- 2023 учебный год.
Цель: оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:
· Проведение первичного дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;
· Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
· Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;
· Пропаганда и внедрение здорового образа жизни, ОБЖ;
· Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Основные направления работы:
1. Диагностическое:
- выявление своеобразия психического развития ребенка, его психолого- педагогических особенностей;
2. Коррекционное - осуществление индивидуально-ориентированных программ для детей;
3. Консультативно-просветительское:
- оказание помощи педагогам, воспитателям, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
4. Организационно-методическое: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога;
- обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.
№ | Вид деятельности | Содержание работы | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Организационная Диагностическая Коррекционно-педагогическая Информационно-аналитическая Методическая Консультативная | - Подготовка кабинета - Оформление документации, мониторинг детей (по разделам программы). - Составление циклограммы и графика работы. - Заполнение тетрадей с рекомендациями для родителей и воспитателей. - Составление годового отчета, перспективного плана на следующий учебный год. - Написание конспектов занятий.
- Психолого-педагогическое наблюдение - Диагностическое наблюдение, промежуточные срезы. - Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями в психофизическом развитии через обследование в ДОУ. Индивидуальные занятия. Коррекционная работа с детьми, предполагающая коррекцию и развитие), психических познавательных процессов, обучение игре, развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, продуктивной деятельности; Развитие мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям; Коррекционная работа по предупреждению вторичных нарушений, следующих за первичными, и тесно с ними связанными трудностями в общении, поведении и разных видах деятельности ребенка дошкольного возраста Работа с детьми. Работа над развитием речевого (фонематического) восприятия. - Работать над развитием речевого дыхания. - Развивать мелкую и общую моторику. - Работать над звукопроизношением. - Развивать фонематический слух. - Развивать грамматический строй речи. - Развивать связную речь. Работа над формированием элементарных математических представлений. - Учить различать и называть основные цвета. - Закрепить знания геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник). - Закрепить понятия величины(большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий и т.д.). - Учить ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве, на плоскости. - Закрепить знания о временах года. - Учить соотносить число с количеством предметов, прямой и обратный счет до 5. - Знакомить с составом чисел в пределах 5. - Учить ориентироваться на страницах тетради, выполнять задания на обводку, штриховку. Работа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. - Работать по лексическим темам. - Учить составлять рассказы по картинно-графическому плану, по серии картин. - Учить стихи, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки. - Учить играть в игры драматизации, сюжетно-ролевые игры. Формирование банка данных о детях с ОВЗ. - Анкетирование родителей. - Участие в ГМО учителей-дефектологов, педсоветах МДОБУ д/с № 11, семинарах. - Отслеживание и изучение новинок в методической литературе, журналах. -Оснащение кабинета методическими, дидактическими пособиями. - Участие в конкурсах различного уровня. Работа с родителями Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического обследования детей. Проведение индивидуальных бесед, консультаций Приглашение родителей на индивидуальные и групповые занятия. Оформление информационных стендов, тематических выставок книг, папок –передвижек. Выступление на родительских собраниях: «Содержание и организация работы учителя дефектолога». «Результаты работы за первое полугодие». «Подведение итогов коррекционно-развивающего обучения за учебный год» Проведение консультаций для родителей: «Учимся правильно держать карандаш» « Что такое пальчиковая гимнастика? » «Учим детей делить слова на слоги» «Игры для развития моторики»» «Игры для развития движений и пространственной ориентировки у детей» (доска Бильгоу) « Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста» « Рекомендации родителям на летний период». Проведение консультаций для педагогов: « Учим держать правильно карандаш» «Общие представления о нормальном и отклоняющемся развитии детей дошкольного возраста» « Развиваем крупную и мелкую моторику» «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста», «Роль кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ » « Игры для развития речи дошкольников»
| Сентябрь, май Сентябрь В течении года Май В течении года В течении года В течении года В течении года Октябрь, май В течении года В течении года Сентябрь- по запросу В течение года В течение года Сентябрь Декабрь Май Сентябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Март Апрель |
Циклограмма работы учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф
на 2022 - 2023 учебный год.
День недели | Время | Содержание работы |
понедельник | 8.00 - 8.30 8.30 - 9.00 9.00 - 9.20 9.20 - 10.30 10.30 -12.00 | Консультация для родителей Индивидуальная работа в режимных моментах Фронтальная ООД Познание (ОМ.) Индивидуальная работа в режимных моментах Работа в режимных моментах |
вторник | 13.30 - 14.00 14.00 - 14.30 14.30 -15.00 15.00 - 17.00 17.00 - 17.30 | Консультации для воспитателей Самообразование Работа с документами Индивидуальная работа в режимных моментах Консультации для родителей |
среда | 8.00 - 9.00 9.00 - 9.20 9.20 – 10.30 10.30 -12.00 | Индивидуальная работа в режимных моментах ООД Коммуникация Индивидуальная работа в режимных моментах Работа в режимных моментах |
четверг | 8.00 - 9.00 9.00 - 9.20 9.20 – 10.30 10.30 – 12.00 | Индивидуальная работа в режимных моментах ООД Познание ( ФЭМП) Индивидуальная работа в режимных моментах Работа в режимных моментах |
пятница | 8.00 - 10.30 10.30 – 12.00 | Индивидуальная работа в режимных моментах Работа в режимных моментах |
График работы учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф.
на 2022-2023 учебный год.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Организационные мероприятия | 8.00 - 12.00 | 15.00 -17.00 | 8.00 – 12.00 | 8.00 – 12.00 | 8.00 - 12.00 |
Консультации для родителей | 17.00 - 17.30 | ||||
Консультации для воспитателей | 13.30 - 14.00 | ||||
Самообразование | 14.00 – 14.30 | ||||
Работа с документами | 14.30 - 15.00 |
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе №5 (средней) по всем разделам программы
на 2022-2023 уч.год.
Период. Тема | Ознакомление с окр миром и разв.речи. | Познание (ФЭМП)
| Развитие речевого восприятия.
| Итоговое занятие |
Сентя брь1нед. Адаптация 2,3 нед. Монито- ринг. Семья. | Знать родителей по имени, отчеству, называть бабушек, дедушек, братьев и сестер. Учить составлять рассказ о своей семье по фотографии | Выставка детских рисунков «Моя семья» | ||
4,5 нед. Форма, цвет и величина предметов | Учить называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Находить предметы соответствующей формы, цвета и величины. | Уточнять знания детей о геометрических фигурах, учить различать их, сравнивать по цвету и величине. | Познакомить с многообразием слов, моделированием. Закреплять навык правильного произношения в словах. Развивать графические навыки. | Викторина «Кто знает –отвечает» |
Октябрь 1,2 нед. Овощи | Закрепить обобщающее понятие «овощи»,узнавать овощи на вкус, учить составлять описательный рассказ по картинно-графической схеме. | Учить ориентироваться на листе бумаги (верх и низ), в пространстве. Закрепить понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «толстый – тонкий». | Учить сравнивать слова по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие). Продолжать знакомить с моделированием ,обозначать слово в виде прямоугольника. Формировать представление о слоге ,как части слова, познакомить с делением слова на слоги. Знакомить с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо. Упражнять в различении близких по звучанию слов. | Экскурсия в огород |
3,4 нед. Фрукты | Закрепить обобщающее понятие «фрукты», определять на вкус и ощупь. Учить различать овощи и фрукты, составлять описательный рассказ по картинно –графическому плану. Учить стихи и загадки. | Уточнить и закрепить знания детей о числе один, учить соотносить число и количество. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное с существительным.
| Знакомить с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо. Закреплять умение сравнивать слова по звучанию. Развивать слуховое восприятие , подбирая слова, которые звучат похоже. Учить делить слова на слоги. Знакомить с многообразием слов, протяженностью (длинные, короткие). Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова. Побуждать детей подбирать слово к схеме. | Выставка фруктов и овощей «Золотая осень» |
Ноябрь 1,2 нед. Времена года | Закрепить названия времен года, их признаки. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графической схеме. |
Уточнить и закрепить знания детей о числе два, учить соотносить число и количество. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное с существительным. | Знакомить с многообразием слов, звучанием их похоже и по-разному, различной протяженностью. Развивать поэтический слух, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Продолжать формировать представления о слоге, как части слова, через деление слова на слоги и подбор схемы к слову. Продолжать знакомить с протяженностью слов. | Экскурсия по территории дет.сада |
3,4 нед. Дикие животные | Закрепить знания о внешнем виде диких животных, о повадках, пище, жилище, их детенышах. Учить загадки, читать стихи, рассказы. | Уточнить и закрепить знания детей о числе три, учить соотносить число и количество предметов. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное с существительным . Закрепить понятия «длинный – короткий», «высокий - низкий». | Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными «С –СЬ». Побуждать различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ» в игровых упражнениях (песенки большого и маленького насоса).
Познакомить с твердыми и мягкими согласными «З-ЗЬ» (песенка большого и маленького комара). Продолжать знакомить с протяженностью слов. Развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «З- ЗЬ» в словах. | Викторина «Узнай по описанию» |
Декабрь 1,2 недели Домашние животные | Закрепить знания о домашних животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям, о заботе человека. Составлять описательный рассказ о животных. | Уточнить и закрепить знания детей о числе 4. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное с существительным. Учить сравнивать числа 3 -4. . | Продолжать развивать умение различать твердые и мягкие согласные звуки «С-СЬ2, «З-ЗЬ» в словах. Продолжать развивать умение Интонационно выделять эти звуки во фразовой речи. Развивать слуховое восприятие, побуждая детей различать и произносить твердый согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи. | Макет «Скотный двор» |
3,4 недели Новый год | Заучивание стихотворений о празднике и зиме. | Уточнить и закрепить знания детей о числе 5, учить соотносить число и количество предметов. Учить сравнивать числа 4-5. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное с существительным. | Развивать фонематический слух и речевой аппарат у детей, побуждая интонационно выделять твердый согласный звук «Ш» (песенку ветра) в словах, четко и ясно произносить звуки. Продолжать развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая произносить твердый согласный звук «Ж» (песенку жука) изолированно, в словах и фразовой речи. | |
Декабрь 5 нед. Закрепление пройден ного материала | Закрепить знания по пройденным лексическим темам. | Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное с существительным. | Развивать фонематический слух, различать согласные звуки «Ж-Ш» в словах. | Игра «Четвертый лишний» |
Январь 2,3 недели Промежуточный мониторинг. Домашние птицы. | Закрепить знания о дом.птицах, их внешних признаках, повадках, пище, пользе, приносимой людям. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графической схеме. | Закрепить навыки порядкового счета в пределах 5, показать, что для определения порядкового места предмета имеет значение направление счета, учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения . | Развивать фонематический слух, различать согласные звуки «Ж-Ш» в словах. Продолжать знакомить с термином «звук».Продолжать развивать умение делить слова на слоги. Продолжать развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая произносить согласный звук «Щ» изолированно, в словах и фразовой речи. Побуждать определять первый звук в слове. | Викторина «Кто как кричит?» |
Январь 4нед. Февраль1 нед. Одежда. Обувь. | Обобщить и систематизировать знания детей об одежде. Знать и называть одежду, учить составлять описательный рассказ, учить содержать одежду в порядке Знать и называть обувь, детали обуви, из какого материала изготовлена обувь, ее назначение | Уточнить и закрепить понятия «слева –справа -посередине» в действиях с конкретными предметами и на плоскости, учить соотносить число и количество предметов в пределах 5. | Продолжать развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая произносить согласный звук «Ч» в словах. Продолжать знакомить с термином « звук» и называть первый звук в слове. Продолжать учить делить слова на слоги, пользоваться схемой слова. | Игра «Одень куклу» |
Февраль 2,3 недели Наш детский сад. Профессии работников детского сада. | Знать, называть комнаты в группе, в детском саду, их назначение. Уточнить и расширять знания детей о профессиях работников детского сада. | Учить ориентироваться на листе бумаги- верхний правый угол, нижний угол и т.д. Учить устанавливать последовательность событий (части суток). | Развивать фонематический слух, различать согласные звуки «Ч-Щ». Продолжать знакомить с термином «звук». Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» (песенки большого и маленького мотора). Продолжать развивать фонематический слух и речевой аппарат детей, побуждать интонационно выделять звуки «Р-РЬ» в словах, называя первый звук в слове. | Сюжетно-ролевая игра « Магазин обуви» |
4,5 нед. День Защитника Отечества | Знать и называть 2-3 рода войск и кто в них служит, названия военной техники. Воспитывать уважение к солдатам, их службе в армии. | Закрепить счет в пределах пяти, учить соотносить число с количеством предметов. Учить находить сходство и различие между геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник). | Учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ». Побуждать называть первый звук в словах. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «М-МЬ», продолжать учить выделять звуки в словах. Продолжать знакомить с протяженностью слов (длинные ,короткие). | Развлечение «День защитника Отечества» |
Март 1,2 нед. Международный женский день 8 марта | Учить составлять рассказ о весне, о маме по опорным картинкам. Учить стихи, песни. | Уточнить представление о сутках и составных частях суток, их последовательности. Закрепить порядковый счет. | Побуждать интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Б-БЬ» изолированно, в словах, во фразовой речи. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «К-КЬ». Развивать умение называть первый звук в словах. | Развлечение для мам и бабушек |
3,4 нед. Транспорт | Знать названия транспорта, учить называть транспорт, его назначение. |
Закрепить пространственные представления впереди, сзади, на, под, над, порядковый счет. | Побуждать называть изолированно твердый согласный звук «Г». Побуждать называть первый звук в словах. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Г-К». Побуждать соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно подходит. Продолжать развивать умение называть первый звук в словах. | Сюжетно-ролевая игра «Дорога в зоопарк» |
Март 5 нед. Апрель 1нед. Посуда | Закрепить названия посуды, учить называть кухонную, столовую, чайную посуду, называть части, внешние признаки, назначение. Составлять рассказ по картинно-графической схеме. |
Закрепить названия частей суток, понятия «большой, поменьше, самый маленький», геометрические фигуры. | Развивать фонематический слух –различать твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ». Различать первый звук в словах. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Т-ТЬ». Развивать умение называть первый звук в словах. Развивать способности к моделированию, побуждая детей работать со схемой слова, разделяя прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове. | Сюжетно-ролевая игра «День рожденье Маши». |
2,3 нед. Геометрические фигуры | Закрепить названия геометрических фигур. Учить находить предметы данной формы, цвета, размера. |
Закрепить пространственные представления детей: дальше- ближе, правый – левый. Познакомить с днями недели. | Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Закреплять умение правильно произносить первый звук в словах. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ». Развивать слуховое внимание. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Закреплять умение Называть слова с заданным звуком. | Игра «Найди свой домик» |
Апрель 5 нед., Май 1 нед. День Победы | Познакомить с иллюстрациями, фото, картинами, песнями военной тематики. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за наш народ, страну. |
.Закрепить геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник. Повторить названия и характерные признаки времен года. | Звуки «Р-РЬ», «Ш». Закреплять умение выделять заданный звук голосом, называть первый звук в слове. Продолжать развивать способности к моделированию, побуждая детей использовать модель слова при делении слова на слоги. Закрепить умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ». Продолжать знакомить с протяженностью слов. Развивать умение называть первый звук в словах. Продолжать развивать соотносить схему слова с предметом, к которому она подходит. | «Подарок ветерану» |
2,3 | Итоговый мониторинг. | |||
4,5 нед. Насекомые. Лето | Закрепить внешние признаки насекомых, сходство и различие, вред и польза. Уметь обобщать и классифицировать предметы по группам ( по пройденным темам) | Закрепить счет в пределах пяти, названия времен года. Учить устанавливать закономерности: круг, квадрат, треугольник. | Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Закреплять умение правильно произносить первый звук в словах. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя модель слова. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ». Развивать слуховое внимание. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Закреплять умение Называть слова с заданным звуком. | Игра «Что знаю-отвечаю» |
Индивидуальный маршрут сопровождения учителя –дефектолога
ребенка средней группы № 5
Ф.И ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Срок реализации 2022-2023 учебный год
Направления работы | Задачи | Формы, методы | Мониторинг 09.22г. 01.23г. | Рез-т мон-га 05.23г. | ||
Познание | Развитие восприятия (сенсорных эталонов) | Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый коричневый) Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Развивать восприятие величины (большой-маленький, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий). | Дид.игры: «Найди такой же» «Спрячь в домик» «Найди такой формы»
«Проведи дорожку» «Найди пару (противоположность)» «Матрешка» | |||
Развитие мелкой моторики и общей моторики: | - пальчиковый бассейн; - шнуровка, застегивание пуговиц, игры с мозаикой, бусами, семенами; - разрезные картинки (пазлы) - обводка фигур, раскраска, вырезание; - пальчиковая гимнастика. | «Повторяй за мной» Из 3 частей Из 4 частей «Обведи и закрась» «Обведи по точкам» «Три богатыря, коза, заяц», «Вот и вся моя семья» | ||||
Коммуникация | Развитие фонематического слуха | - закрепить понятия «звук», «слово» - речевое дыхание | «Повтори, как я» «Произнеси, выделяя голосом…» «Сдуй бабочку (снежинку, листик…)
| |||
Развитие лексики и грамматического строя речи | - расширять объем пассивного и активного словаря - упражнять в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнять в понимании, употреблении предлогов: в, на, под, | «Опиши предмет» «Чудесный мешочек» «Я знаю пять…» «Один- много» «Назови ласково» «Прятки» | ||||
Развитие связной речи | - составление маленьких описательных рассказов о животных, птицах, овощах, фруктах, игрушках и т.д. - упражнять в пересказе небольших текстов. | « Расскажи кукле сказку»- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами | ||||
Развитие психических процессов | - дид. игры на развитие слуховой и зрительной памяти, пространственного и временного восприятия, мышления и речи;
| «Запомни и повтори» «Запомни и выложи» «Четвертый лишний» | ||||
Познание | Формирование элементарных математических представлений | - знакомство с цифрами от 1 до 5 - прямой и обратный счет в пределах пяти. - формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела. - закреплять знания времен года | «Сосчитай и обозначь» «Чудесный мешочек» «По порядку сосчитай» «Покажи…» «Когда это бывает?» |
Мониторинг развития интегративных качеств ребенка средней
(диагностической) группы № 5
учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф.
1. Фамилия, имя ребенка -------------------------------------------------------------------------------------------
2. Возраст -------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Домашний адрес -------------------------------------------------------------------------------------------------
Беседы с ребенком
1. Как тебя зовут? ---------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Знаешь ли свой адрес? ------------------------------------------------------------------------------------------
3. Есть ли у тебя брат, сестра? -----------------------------------------------------------------------------------
4. Какие у тебя игрушки? -----------------------------------------------------------------------------------------
1. Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
№ | Задание | Оценка в баллах | |||
1 | «Покажи все красные, синие, желтые, зеленые фигуры» / подбор по образцу и называние предметов/ | ||||
2 | Покажи все квадраты, треугольники, круги (5л.) прямоугольники, овалы (6л.) /подбор по образцу геометрических фигур/ | ||||
3 | «Что здесь нарисовано?» /узнавание контурных изображений/ | ||||
4 | «Назови, что здесь нарисовано?» /узнавание перечеркнутых изображений/ |
2.Исследование временного представления
1 | Называние части суток. Какое сейчас время суток? Почему? | ||||
2 | Перечислить времена года. Охарактеризовать текущее время года. |
3.Исследование пространственного восприятия
№ | Задание | Оценка в баллах | |||
1 | Ориентация в сторонах собственного тела. | ||||
2 | Ориентация на плоскости |
4. Конструктивный праксис
№ | Задание | Оценка в баллах | |||
1 | Сложить разрезные картинки: из двух фрагментов; из трех фрагментов; из четырех фрагментов. | ____ ____ | ____ ____ | ___ ___ | ___ ___ |
2 | Нарисовать без образца: домик елочку человека. | ____ ____ ____ | ____ ____ ____ | ____ ____ ____ | ___ ___ ___ |
5. Исследование мышления
№ | Задание | Оценка в баллах | |||
1 | Классификация предметов. «Разложи эти картинки- что к чему подходит». |
6. Математические представления.
№ | Задание | Оценка в баллах | |||
1. | Один -много (покажи, дай) | ||||
2. | Прямой счет до 5. Сравнение количеств (на конкретном материале) Пересчитать предметы. Сколько их? |
7. Исследование памяти
№ | Задание | Оценка в баллах | ||||||||
1. | Заучить 10 слов при 4 кратном предъявлении | ____ ____ ________________________________ | ____ ____ ________________________________ | ___ ___ ________________________ | ________________________________________ | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | Через 30 сек | ||||||
Дом | ||||||||||
Кот | ||||||||||
Лес | ||||||||||
Зерно | ||||||||||
Игла | ||||||||||
Мост | ||||||||||
Хлеб | ||||||||||
Окно | ||||||||||
Брат | ||||||||||
Мед | ||||||||||
2. | Зрительная память: Выкладывание 5 предметных картинок в заданной последовательности без называния при запоминании и воспроизведении. |
8. Исследование речи.
1. | Составление фраз по картинке «Что здесь нарисовано?» (Исследование возможности комбинирования слов во фразы и качества грамматического структурирования) 1. Девочка моет куклу. | |||
2. Мальчик играет в мяч. | ||||
3. Мальчик сидит за деревом. | ||||
4. Кошка спит на ковре | ||||
2. | Покажи названную картину. | |||
1. Саша рисует самолет. | ||||
2. Саша нарисовал самолет. |
График результатов обследования.
БАЛЛЫ
0 1 2 3 4 5 6 7 8
ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ:1.Зрительный гнозис. 2. Временное восприятие. 3. Пространственное восприятие.4. Конструктивный праксис. 5.Мышление. 6. Математические представления. 7 Память .
8. Исследование речи
С результатами диагностики ознакомлены:
Сентябрь 2022г.
Май 2023г.
Представление оборудования кабинета и документации учителя-дефектолога
Ялаловой И.Ф. МАДОУ детского сада№11.
Площадь кабинета занимает 16кв.м. В кабинете предусмотрено 12 мест для занятий с детьми. В кабинете проводятся индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия с детьми 4-7 лет, посещающими коррекционную группу № 5 детского сада. По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько основных зон:
Зона для фронтальных и подгрупповых занятий, в которой находится:
- магнитная доска с магнитами и мелом,
- рабочие столы и стулья (в соответствие с ростом ребенка),
- методическая литература по лексическим темам,
- наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам,
- стенд «Карусель» по обучению грамоте (звуки и буквы),
- стенд «Божьи коровки» (цифры, числовые карточки),
- мобильный макет «Состав числа, геометрические фигуры»,
- балансировочная доска Бильгоу,
- стенды «Рыбки» и «Транспорт» (счет, геометрические фигуры, ориентировка на плоскости),
- коврограф «Ларчик» (В.Воскобовича).
Зона математического развития:
- счетные наборы (на каждого ребенка),
- двухполосные карточки,
- цифры в тарелочках,
- трафареты цифр (обводка, штриховка).
Зона развития речи:
- звуковые пеналы для построения звуковых схем слов (на каждого ребенка),
- схемы слов из трех, четырех букв,
- трафареты букв (обводка, штриховка),
- буквари Жуковой,
- картотека загадок,
- подбор предметных, сюжетных и серия сюжетных картин, мнемотаблиц, схем описательных рассказов для составления рассказов разной сложности,
- словесные игры, наборы картинного материала: антонимы, синонимы, омонимы,
- картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: в начале, в середине, в конце слова).
Зона развития мелкой моторики:
- шнуровки,
- массажные мячики разного размера и жесткости,
- мозайка,
- пазлы (коробочки с разным размером и количеством),
- пирамидки, матрешка, мелкие игрушки,
- пальчиковый бассейн,
- пескограф,
- межполушарные доски различной сложности,
- тренажеры «Пиши-стирай» (с фломастерами),
- простые и цветные карандаши в органайзерах,
- трафареты в соответствии с лексическими темами.
Зона ТСО:
- компьютер,
- магнитофон,
- карта памяти.
Информационная зона (уголок) для родителей в приемной комнате коррекционной группы:
- график работы учителя-дефектолога,
- сетка занятий,
- консультации для родителей,
- памятки,
- рекомендации по закреплению пройденного материала,
- документация учителя-дефектолога,
- выписка из протокола ЗППК на каждого ребенка,
- индивидуальный маршрут на каждого ребенка,
- годовой план,
- перспективный план,
- календарный план,
- индивидуальные тетради детей по математике, обучению грамоте,
- тетрадь рекомендаций учителя-дефектолога родителям,
- тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога с воспитателями,
- план профессионального самообразования,
- журнал учета консультаций с родителями и педагогами.
Используемая литература:
1. От рождения до школы Под ред. Веракса
2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.
Часть 1-2. Под ред. С.Г.Шевченко. М., Школьная пресса, 2004г.
3. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий.
4. Гасанова Р.Х. «Земля отцов» программа руководства. Уфа, 2004
5 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
6. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. «Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР».
7. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет.
8. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Развитие речевого восприятия.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет.
9. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Фонематика. Конспекты
занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.
10.Е.В. Колесникова «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ФГОС ДО. Изд. Просвещение/Бином, 2022г.
11. Е.В. Колесникова «Я считаю до десяти». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.ФГОС ДО, изд. Сфера, 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...
3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)
Рабочая программа педагога-психолога для детей с ЗПР...
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации образовательной программы до...
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития (второй год пребывания в коррекционной группе)
Федеральная образовательная программа позволяет учителю - дефектологу определить содержание коррекционной работы на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с уч...
Рабочая программа педагога - психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) «Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников»
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка д...
- Мне нравится (1)