­Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития (второй год пребывания в коррекционной группе)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ялалова Ильмира Фаритовна

Федеральная образовательная программа позволяет учителю - дефектологу определить содержание коррекционной работы на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с учетом особенностей конкретного ребёнка.

Например, учитель - дефектолог может использовать рекомендованное распределение учебного времени на изучение разделов или тем. А ещё ФОП позволяет учителю - дефектологу ставить цели и задачи по конкретной теме ООД, ОИД и другой деятельности.

Мои рабочие программы разработаны мною для работы с тем контингентом детей, которые посещают нашу группу в настоящее время. Каждый из Вас может взять из моей программы приемлемый материал для своих особенных детишек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №11 комбинированного вида

городского округа г. Нефтекамск Республика Башкортостан

 ПРИНЯТО  

 на заседании                                          

педагогического совета                                                    

МАДОУ детский сад №11                                             

Протокола № от «   »        20    г

УТВЕРЖДАЮ 

Заведующий  МАДОУ детский сад №11 _____________ Климина Ю.В.

Приказ №       от «  22   »         2023 г.                            

 С учетом мнения

 Совета родителей                                    

 Протокол №       от  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

                                          Учитель- дефектолог: Ялалова И.Ф

г..Нефтекамск,  2023г.

Содержание

  1. Введение ………..………………………………………………..3
  2. Характеристика детей с ЗПР              ……………………. ……4
  3. Ожидаемые результаты   ………………………………………12
  4. План работы учителя-дефектолога   ………………………….14
  5. Циклограмма и график работы……………………………….. 18
  6. Комплексно-тематическое планирование  …………………. .19
  7. Бланк мониторинга ……………….……………...…………… 30
  8. Бланк индивидуального маршрут……………………………. 34
  9. Представление оборудования кабинета и документации

учителя-дефектолога    ……………………………………….   37

  1.  Список литературы……………………………………………  38

 

 

    Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу- дефектологу и воспитателю: стилю их общения с детьми. Педагог должен обеспечить субъективное переживание ребенком с ЗПР успеха на фоне определенных затрат усилий, искать и использовать любой повод, чтобы отметить даже незначительное продвижение ребенка. Это способствует появлению чувства уверенности, выработке положительной воспитательно-образовательному процессу, стимулирует познавательную активность детей с ЗПР.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, по развитию элементарных математических представлений. Помимо фронтальных занятий (по группам), проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия.

Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности дошкольников, уровень их развития, предыдущий период воспитания и обучения.

Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно-развивающую работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребенка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания; осуществление преемственности в работе с воспитателями, логопедом, психологом и др.; осуществление контакта с врачом; взаимосвязь с родителями; осуществление преемственности в работе со школой.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, физ.инструктора возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Важно, чтобы логопед, педагог- дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.

Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей

старшего дошкольного возраста (5-7лет)

     Характерная черта ребёнка этого возраста – стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что способствует творческому развитию личности. Кроме сюжетно – ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игры – режиссёрские, игры – фантазии, игры с правилами.

     После пяти лет резко возрастает потребность ребёнка в общении со сверстниками. Складывается достаточно сплочённое детское сообщество.

Происходит активное развитие диалогической речи. Зарождается и формируется новая форма речи – монолог. Развивается произвольность действий.

Наряду с наглядно – образным мышлением появляются элементы словесно – логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, время, предмет – система предметов и т.д.)

       Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе – животным, растениям,  различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они  овладевают  счётом и пересчётом отдельных предметов.

     Эстетическое отношение к миру  становится более осознанным и активным, уже в состоянии  воспринимать красоту.  Слушая чтение книг, сопереживают, сочувствуют героям, обсуждают их действия, их отличает эмоционально яркая реакция на музыку. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым.         

Характеристика нарушения в развитии детей с задержкой психического развития.

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием моторных функций, данной категории детей присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от своих сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам  нарушающих последовательность элементов действий, опуская его составные части. У них недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, наблюдается общая моторная неловкость, снижены двигательная память и внимание. У данной категории детей нарушена статическая и динамическая координация движений, их переключаемость, темп,  ритм, дыхание. Эти особенности характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. Характерной особенностью детей с ЗПР является их недостаточная готовность к школьному обучению. Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности.

     Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.

    Чаще всего недоразвитие речи у детей рассматривается как системное нарушение речевой деятельности: звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций.

     Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков соответствующих возрасту.

    Одно из важнейших направлений - коррекционно-развивающее, которое реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов  образовательного учреждения.

    Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу и воспитателю. Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно-развивающую работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят:

- динамическое изучение ребенка;

-  выполнение требований программ коррекционно-развмвающего обучения и воспитания;

- осуществление преемственности в работе с воспитателями, логопедом, психологом и др.;

- осуществление контакта с врачом;

- взаимосвязь с родителями;

- осуществление преемственности в работе со школой.

   (Программа «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой)

    Занятия с детьми проводятся учителем-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте.

Характеристика особенностей развития детей с задержкой психического развития 

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС) резидуального или генетического характера. В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования ЗПР:

1. нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально волевой сферы и личности, то есть с психическим инфантилизмом;

 2. нарушение познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний.

 Существует несколько классификаций ЗПР. В практике работы с детьми данной категории наиболее широко распространена классификация, в соответствии с которой различают четыре основных варианта ЗПР:

1. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм): на первый план в структуре нарушения выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны аффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции и т. п. Инфантильность психики ребенка часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют интерес к игре-действию, а не к игре-отношению, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной, даже в школьном возрасте. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе школьную адаптацию. При гармоническом психическом инфантилизме незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным  телосложением. При психофизическом инфантилизме поведение и личностные качества ребенка характеризуются специфическими особенностями. Этим детям рекомендуется комплексная коррекция развития педагогическими и медицинскими средствами. У детей с ЗПР конституционального происхождения отмечается наследственно обусловленная парциальная недостаточность отдельных функций: гнозиса, праксиса, зрительной и слуховой памяти, речи. Эти функции лежат в основе формирования межанализаторных навыков, таких как рисование, счет, письмо, чтение и др.

 2. Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Именно эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности. Для детей с ЗПР соматогенного типа характерны явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности, как робость, боязливость, тревожность. Если дети с ЗПР данного генеза воспитываются в условиях гипо или гиперопеки, то у них нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что вместе со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь возрастного уровня развития.

3. Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности (К. С. Лебединская). В данном случае на первый план выступают нарушения эмоционально- волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Дети с ЗПР психогенного генеза с трудом овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. У них отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающим миром: не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми, наблюдается неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме. Однако эти проблемы не носят органического характера, причина, скорее всего, кроется в том, что ребенок этому «не научен». К данной группе часто относятся дети, воспитывающиеся в условиях депривации (в детских домах, в «неблагополучных» в социальном и эмоциональном плане семьях и т. п.), дети-беспризорники. Недостаточный уровень развития представлений, умений, навыков, соответствующих возрасту, отмечается и у детей, находящихся длительное время в условиях информационной, а часто и эмоциональной депривации (дефицита полноценных эмоциональных отношений со взрослыми).

 4. Для задержки психического развития церебрально-органического генеза характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей:

 - Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляется негрубая неврологическая симптоматика). При этом отмечается недостаточная сформированность, истощаемость и дефицитарность высших психических функций, ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей;

 - Дети со стойкими энцефалопатическими расстройствами, парциальными нарушениями корковых функций. В структуре дефекта у таких детей преобладают интеллектуальные нарушения, нарушения регуляции в области программирования и контроля познавательной деятельности. Установлено, что в обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: в первом варианте в большей степени звено контроля, во втором — звено контроля и звено программирования. Все это обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками всеми видами детской деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой), а в школьном возрасте — учебной. Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно. Задержка психического развития церебрально-органического генеза является наиболее стойкой и представляет тяжелую форму задержки психического развития, которая с трудом преодолевается в дошкольный период. Следует констатировать, что как правило дети данной группы продолжают свое обучение в коррекционных школах VIII вида.

 Определение «задержка психического развития» используется также для характеристики отклонений в познавательной сфере педагогически запущенных детей. В этом случае в качестве причин задержки психического развития выделяются культурная депривация и неблагоприятные условия воспитания.

 В нашем образовательном учреждении имеются дети с задержкой психического развития в возрасте с 4 лет до 7 лет. Эти дети очень разнообразны по своим психическим проявлениям, но мало изучены с точки зрения возрастной дифференциации. В связи с этим на основе имеющихся данных и опыта собственных наблюдений, в рамках настоящей Программы представлена характеристика развития детей старшего (5-7 лет) дошкольного возраста.

Возрастные психологические особенности дошкольников 5 - 6 лет с задержкой психического развития.

  • низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
  • отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
  • неравномерная работоспособность;
  • отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
  • выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
  • нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
  • снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;

Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития.

  • ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
  • не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;
  • отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
  • не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;
  • испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
  • непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
  • несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно- логического мышления;
  • могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Таб. 1. Показатели психофизического развития детей (N) и детей с ЗПР старшего дошкольного возраста  (5-7 лет)

Функция

Норма психического развития

Задержка психического развития

Моторика

Движения детей становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину. При метании предметов размахиваются. Здоровый ребенок легко ловит одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивает на месте, чередуя ноги. Свободно рисует карандашами и красками. Вырезает ножницами различные формы. Умеет работать с бумагой, картоном, тканью. Манипулятивная функция развита достаточно-движения быстрые, точные, координированные.

В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Ребенок затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Отмечаются некоординированные движения ног, нарушение равновесия. Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм. Манипулятивная функция резко ограничена, наблюдаются трудности манипулирования предметами при наличии хватания. Моторика не координировна.

Сенсорно-перцептивная деятельность

Планомерно обследует предмет в процессе осязательного и зрительного восприятия. Знает название неэталонных геометрических форм (овал, ромб, прямоугольник) и цветовых оттенков (голубой, розовый, серый, фиолетовый). Составляет сериационный ряд из предметов, ориентируясь только на размер предмета. В ориентировочной деятельности может наблюдаться сниженная внешняя активность при рациональном использовании стимульного материала.

В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами, что снижает эффективность их восприятия. Путает названия неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков.

Испытывает существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины. Наблюдается нецеленаправленный способ работы. В ориентировочной деятельности выраженная внешняя активность при хаотичном, бессистемном манипулировании стимульным материалом. В целом характерно выраженное недоразвитие конструктивной и изобразительной деятельности.

Интеллектуальная деятельность

Умеет считать в пределах 10,в прямом и обратном порядке. Знает состав числа. Отсчитывает по 2-3 предмета. Овладевает элементарным сложением и вычитанием на наглядном уровне. Называет последовательно дни недели, времена года. Сформированы видовые и родовые представления («Назови, какую знаешь мебель, как назвать одним словом стол, шкаф и пр.?»)

Обобщает предметы методом исключения (из четырех, пяти объектов). Классифицирует. Составляет последовательные умозаключения по картинкам (2-4 картинки).

Пересказывает текст рассказа, сказки. Умеет рассуждать по поводу наблюдаемых явлений. Адекватно устанавливает взаимодействия между героями событий.Словарный запас высокий, речь фразовая, без косноязычия.

Может считать до 10, испытывает некоторые трудности при отсчитывании предметов. В обратном порядке счет затруднен. На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания. Знает времена года, испытывает трудности при назывании дней недели.

Родовые и видовые представления сформированы неточно, или дается описательная характеристика понятия с называнием существительных признаков . Правильно обобщает методом исключения из четырех предметов, но мотивировка ответов нечеткая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах, но с направляющей помощью педагога.

Затруднен пересказ сюжета, сказки в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях с недоразвитием лексико-грамматических средств языка.

Игровая деятельность

Проявляются устойчивые интересы в игре. Есть любимые роли, любимые игры. Сюжет игр приобретает наибольшую полноту, яркость, выразительность, в них наиболее полно отражается жизнь взрослых. Предпочитает групповые игры. Может самостоятельно развернуть игру.

Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок с ЗПР предпочитает индивидуальные игры над групповыми. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию. Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх. Игра носит элементы сюжета.

Эмоционально-личностные проявления

Согласует свои действия с другими детьми. Активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью. Интерес выраженный стойкий. Выполняет правила поведения не только по привычке, но и сознательно. При выполнении правил поведения следит за другими детьми. Высокая работоспособность. Внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны, проявляются спонтанно. Эмоционально уравновешен. Навык самоконтроля сформирован.

Активность и целенаправленность инертная либо бесцельная, хаотичная, улучшается стимуляцией взрослого. Интерес выражен, но не стойкий. Может проявлять безудержность эмоций. При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффектиные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача. Затруднено выполнение правил поведения. У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками. При проявлении негативных реакций они более сдержаны, но не склонны проявлять интерес к совместным играм, ведут себя пассивно, безразлично. Некритичны. Работоспособность носит мерцательный характер. Часто отказываются посещать детский сад. Навык самоконтроля в стадии формирования.

Навыки

Умеет делать практически все самостоятельно (одеваться, умываться, правильно пользоваться столовыми приборами). Поддерживает чистоту и порядок  в своей комнате или в группе.

Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий  неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию.

 

Ожидаемые  результаты

 Образовательная область «Речевое развитие»:

Возможные достижения ребенка:

  Способен к устойчивому эмоциональному контакту с взрослым и сверстниками;

 Проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;

  Понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;

 Понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;

  Различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

  Называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами)

  Произносит простые по артикуляции звуки;

  Воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;

 Различает гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие звуки, соотносит звуки с буквами, читает слоги, слова, предложения;

 Проводит звуковой анализ односложных, двухсложных слов;

 Придумывает слова по схеме, предложения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Возможные достижения ребенка:

 Выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

 Пытается соблюдать в игре элементарные правила;

 Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

  Ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);

  Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

 Может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут;

 Обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);

  Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

 Выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания. Образовательная область «Познавательное развитие»:

 Возможные достижения ребенка:

  Считает в прямом и обратном порядке;

  Соотносит число, цифру с количеством предметов;

 Решает примеры и простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

Ориентируется на плоскости и в пространстве;

  Показывает по словесной инструкции и может назвать основные цвета и две-три формы;

 Выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

 Воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

 Обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение  величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

  Считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

 Знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

 Рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины;

План работы учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф.

на 2023- 2024 учебный год.

Цель: оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.

Задачи:

· Проведение первичного дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;

· Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

· Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;

· Пропаганда и внедрение здорового образа жизни, ОБЖ;

· Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Основные направления работы:

1. Диагностическое:

- выявление своеобразия психического развития ребенка, его психолого- педагогических особенностей;

2. Коррекционное - осуществление индивидуально-ориентированных программ для детей;

3. Консультативно-просветительское:

- оказание помощи педагогам, воспитателям, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;

4. Организационно-методическое: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога;

- обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.

Вид деятельности

                  Содержание работы

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Организационная

Диагностическая

Коррекционно-педагогическая

Информационно-аналитическая

Методическая

Консультативная

- Подготовка кабинета

- Оформление документации, мониторинг детей (по разделам программы).

- Составление циклограммы и графика работы.

- Заполнение тетрадей с рекомендациями для родителей и воспитателей.

- Составление  годового отчета, перспективного плана на следующий учебный год.

- Написание конспектов занятий.

   

- Психолого-педагогическое наблюдение

- Диагностическое наблюдение, промежуточные срезы.

- Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями в психофизическом развитии через обследование в ДОУ.

Индивидуальные занятия.

Коррекционная работа с детьми, предполагающая

коррекцию и развитие), психических познавательных процессов, обучение игре, развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, продуктивной деятельности;

Развитие мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям;

Коррекционная работа по предупреждению вторичных нарушений, следующих за первичными, и тесно с ними связанными трудностями в общении, поведении и разных видах деятельности ребенка дошкольного возраста

Работа с детьми.

   Работа над развитием речевого (фонематического)  восприятия.

- Работать над развитием речевого дыхания.

- Развивать мелкую и общую моторику.

- Работать над звукопроизношением.

- Развивать фонематический слух.

- Развивать грамматический строй речи.

- Развивать связную речь.

Работа над формированием элементарных математических представлений.

- Учить различать и называть основные цвета.

- Закрепить знания геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).

- Закрепить понятия величины(большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий и т.д.).

- Учить ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве, на плоскости.

- Закрепить знания о временах года.

- Учить соотносить число с количеством предметов, прямой и обратный счет до 10.

- Знакомить с составом чисел в пределах 10.

- Учить ориентироваться  на страницах тетради, выполнять задания на обводку, штриховку.

   Работа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

- Работать по лексическим темам.

- Учить составлять рассказы по картинно-графическому плану, по серии картин.

- Учить стихи, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки.

- Учить играть в игры драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Формирование банка данных о детях с ОВЗ.

- Анкетирование родителей.

- Участие в ГМО учителей-дефектологов, педсоветах МДОБУ д/с № 11, семинарах.

- Отслеживание и изучение новинок в методической литературе, журналах.

-Оснащение кабинета методическими, дидактическими пособиями.

- Участие в конкурсах различного уровня.

Работа с родителями

Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического обследования детей.

Проведение индивидуальных бесед, консультаций

Приглашение родителей на индивидуальные и групповые занятия.

Оформление информационных стендов, тематических выставок книг, папок –передвижек.

Выступление на родительских собраниях:

«Содержание и организация работы учителя дефектолога».

«Результаты работы за первое полугодие».

«Подведение итогов коррекционно-развивающего обучения за учебный год»

Проведение консультаций для родителей:    

«Учимся правильно держать карандаш»            

« Что такое пальчиковая гимнастика? »

«Учим детей делить слова на слоги»

 «Игры для развития моторики»»

«Игры для развития движений и пространственной ориентировки у детей» (доска Бильгоу)

« Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»

 « Рекомендации родителям на летний период».

Проведение консультаций для педагогов:

« Учим держать правильно карандаш»

«Общие представления о нормальном и отклоняющемся

развитии детей дошкольного возраста»

« Развиваем крупную и мелкую моторику»

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»,

 «Роль кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ »

« Игры для развития речи дошкольников»

 

   

Сентябрь, май

Сентябрь

В течении года

Май

В течении года

В течении года

В течении года

В течении года

Октябрь, май

В течении года

В течении года

Сентябрь-

по запросу

В течение

года

В течение

года

Сентябрь

Декабрь

Май

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

               

                                                                         

                                                     

Циклограмма работы учителя-дефектолога  Ялаловой И.Ф

на 2023 - 2024 учебный год.

День недели

Время

Содержание работы

понедельник

8.00 -   8.30

8.30  -  9.00

9.00  -  9.20

9.20 -  10.30

10.30 -12.00

Консультация для родителей

Индивидуальная работа в режимных моментах

Фронтальная ООД Познание (ОМ.)

Индивидуальная работа в режимных моментах

Работа в режимных моментах

вторник

13.30 - 14.00

14.00 - 14.30

14.30  -15.00

15.00 - 17.00

17.00 - 17.30

Консультации для воспитателей

Самообразование

Работа с документами

Индивидуальная работа в режимных моментах

Консультации для родителей

среда

8.00 -  9.00

9.00 -  9.20

9.20 – 10.30

10.30 -12.00

Индивидуальная работа в режимных моментах

ООД  Коммуникация

Индивидуальная работа в режимных моментах

Работа в режимных моментах

четверг

8.00 - 9.00

9.00 - 9.20

9.20 – 10.30

10.30 – 12.00

Индивидуальная работа в режимных моментах

 ООД Познание ( ФЭМП)

Индивидуальная работа в режимных моментах

Работа в режимных моментах

пятница

8.00 - 10.30

10.30 – 12.00

Индивидуальная работа в режимных моментах

Работа в режимных моментах

График работы учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф.

на 2023-2024  учебный год.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Организационные мероприятия

8.00 - 12.00

15.00  -17.00

8.00 – 12.00

8.00 – 12.00

8.00 - 12.00

Консультации для родителей

17.00 - 17.30

Консультации для воспитателей

13.30 - 14.00

Самообразование

14.00 – 14.30

Работа с документами

14.30 - 15.00

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф.

в старшей группе №5 (для детей с ЗПР)  на 2023-2024 уч. год.

Месяц

Неделя

Тема

Содержание

Ознакомление с окружающим миром  и развитие речи

Обучение грамоте

ФЭМП

Итоговое занятие

Сентябрь 1,2 неделя

Мониторинг

1cентября - День Знаний.

3

Форма, цвет и величина предметов

Формировать умение называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Находить предметы соответствующей формы, цвета и величины.

Познакомить с термином «слово», с моделированием – слово можно нарисовать в виде прямоугольника. Закрепить умение различать слова по протяженности.

     Закреплять умение делить слово на части.

  Уточнять знания детей о геометрических фигурах, учить различать их, сравнивать по цвету и величине.    

Закреплять умение сравнивать предметы по одному и двум признакам, составлять группы предметов с заданными признаками. Развивать моторику, графические навыки.

Викторина «Что? Где? Когда?»

4

Овощи родного края

Праздник Урожая- Сумбуля -праздник труда.

Закрепить обобщающее понятие «овощи», узнавать овощи на вкус, формировать умение составлять описательный рассказ по картинно-графической схеме.

    Закреплять умение делить слова на слоги, продолжать рисовать схему слова. Продолжать знакомить со звуками окружающего мира, сравнивать слова по звучанию, учить подбирать слова- друзья.Развивать мелкую моторику.

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (верх и низ), в пространстве.

Закрепить понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «толстый – тонкий».

Выставка-дегустация овощей

Октябрь

1

Фрукты

родного края

Сумбуля -праздник труда.

Закрепить обобщающее понятие «фрукты», определять на вкус и ощупь, формировать умение различать овощи и фрукты, составлять описательный рассказ по картинно –графическому плану. Обобщить знания с помощью  стихов и загадок.

    Звук (а): звучание, артикуляция.

  Упражнять выделять звук голосом, закреплять термин слово.

    Уточнить и закрепить знания детей о числе 1,2,3, учить соотносить число и количество предметов. Учить сравнивать числа.  Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, учить согласовывать числительное  с существительным.

Выставка-дегустация фруктов

2

Осень.

День Республики Башкортостан. Отчизна моя Атайсал

Закрепить умение составлять рассказ о республике Башкортостан, о городе Нефтекамск по иллюстрациям и фото. Знать символику РБ - герб и флаг.

Закрепить осенние месяцы, признаки осени. Формировать умение составлять описательный рассказ по картинно-графической схеме. Воспитывать бережное отношение к природе.

Звук [а].Звучание, артикуляция, познакомить с термином гласный звук, условным обозначением гласного звука фишкой красного цвета, условно-графическим  обозначением слов .

Закрепить образование числа 4, путем сравнения групп предметов. Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, счет в прямом и обратном порядке.

Экскурсия в музей дет.сада (юрта, стенд с символикой РБ)

3

Перелётные птицы

Закрепить умение узнавать птиц по внешним признакам(цвет оперения, форма клюва и хвоста, пище), называть птенцов. Закрепить умение составлять описательный рассказ о перелётных птицах по картинно-графической схеме.

Звук (а). Упражнять выделять звук из слова, познакомить с буквой Аа .

Закрепить условно-графическое обозначение слов.

Закрепить понятия «больше», «меньше». Упражнять сравнивать количества. Цифры 1, 2, 3,4.

Закрепить образование числа 4, решать практические задачи в пределах 4. Закрепить геометрическую фигуру квадрат, прямоугольник.

Выставка детских рисунков « Перелетные птицы нашего края»

4

Домашние птицы бабушки Фанузы

Закрепить знания о дом.птицах, их внешних признаках, повадках, пище, пользе, приносимой людям. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графической схеме.

Звуки (а),(о). Буквы Аа,Оо. Закрепить артикуляцию и характеристику звуков. Познакомить с термином предложение. Формировать умение выделять слова из предложения(состоящего из двух слов),  составлять схему предложения.

Закрепить навыки порядкового счета в пределах 5, показать, что для определения порядкового места предмета имеет значение направление счета, учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения .

Коллективная работа фотоколлаж «Птичий двор»

Ноябрь 1

Человек части тела Неделя здоровья

Закрепить представления детей о строении человеческого тела; развивать познавательный интерес к человек; воспитывать внимательное,заботливое отношение к собственному телу, помогать осознавать ценность своего здоровья

Закрепить правила безопасности на дорогах, дома.

Звук (у). Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука (у). Закрепить умение выделять заданный звук из слова , его местонахождение в слове. Читать буквы в букваре

Закрепить понятия «больше- меньше», сравнивать количество предметов , решать практические задачи на конкретных предметах.

   Познакомить со знаком +(плюс), = (равняется).

Эстафета «Будь здооров!»

2

Дикие животные. Животный мир РБ

Закрепить знания о внешнем виде диких животных, о повадках, пище, жилище, их детенышах. Учить загадки, читать стихи, рассказы.

.Звук [у].Звучание, артикуляция, умение слышать в слове, выделять и называть  звук. Буквы Уу. Продолжать выделять слова из предложения, обозначать предложения с помощью условно-графической схемы.

Закрепить состав  числа 5. Упражнять в счете предметов независимо от расположения в пространстве, восприятие количества предметов с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов. Упражнять в решении примеров и задач на сложение.

Викторина «Узнай по описанию»

3

Домашние животные

Закрепить знания о домашних животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям, о заботе человека. Составлять описательный рассказ о животных.

Звуки (а),(о), (у). Буквы Аа. Оо, Уу. Познакомить с предлогами за, перед.

Формировать умение составлять предложения по картинкам из двух слов, выделять слова из предложения, составлять предложения из трех слов.

Познакомить со знаком «минус», сравнивать числа и количества, соотносить количество с цифрой.

Формировать понятия «поровну, столько же, одинаково»

Игра «Скотный двор»

4

Семья. День матери

Знать родителей по имени, отчеству, называть бабушек, дедушек, братьев и сестер. Формировать умение составлять рассказ о своей семье по фотографии.

 

Звук (м),(мь). Буква Мм. Познакомить с характеристикой звука – согласный мягкий и твердый, обозначением соответствующей фишкой. Закреплять умение слышать звуки  (м) и (мь) в словах . Познакомить со словами ,имеющими общую часть и сходными по смыслу: дом, домик, домище, домашние (тапки). Продолжать учить читать буквы, слоги.

Закрепить состав числа 6, Упражнять в счете с помощью различных анализаторов, образовывать число путем сравнения групп предметов, выделять из множества по образцу и слову, пересчитывать с называнием итогового числа.

   Решать примеры на сложение и вычитание.

Выставка детских рисунков «Моя семья»

5

 Деревья, кустарники

Закрепить названия деревьев, кустарников, диких животных и птиц. Учить находить сходство и различие между деревьями и кустарниками, дикими животными и птицами.

Звук (м),(мь). Буква Мм.  Продолжать учить выделять слова из предложения, составлять предложения из 2-3 слов , составлять условно-графические схемы.

Закрепить понятия «больше, меньше». Закрепить последовательность чисел (цифр) в числовом (цифровом)ряду.

  Уточнить ориентировку в пространстве и на плоскости. Решать задачи на сложение и вычитание.

Наблюдение зав деревьями в детском саду

Декабрь

1

Зима. Праздник Нардуган

Закрепить признаки зимы .Составлять описательный рассказ о зиме по картинно-графическому плану.

Познакомить с праздником зимнего солнцестояния Нардуган (25 декабря)-начинает расти световой день.

Звуки [c], [с, ]. Знакомство с артикуляцией, характеристикой звука. Сравнение с артикуляцией гласных звуков. Закрепить термин согласный звук, твердое и мягкое звучание звуков. Продолжать учить обозначать твердый согласный звук синей фишкой, мягкий - зеленой.

Уточнить представление о сутках и составных частях суток, их последовательности. Закрепить порядковый счет.

Викторина

2

Одежда

.Расширять и уточнять знания детей об одежде , ее назначении, деталях, материалах. Из которых она сшита.

Продолжать составлять описательный рассказ

Воспитывать бережное отношение к своей одежде

       Звуки [р ], [ р,].Звучание, артикуляция, характеристика звуков. Буквы Р, р. Закрепить умение проводить звуковой анализ односложных слов, делить слово на части(на слоги).

Познакомить с составом числа 7, упражнять в образовании числа 7 разными способами.

  Упражнять в согласовании числительных с существительными, решать задачи в пределах пяти.

Сюжетно-ролевая игра

3

Обувь .Головные уборы

Знать и называть обувь, детали обуви, из какого материала изготовлена обувь, ее назначение

Воспитывать бережное отношение к обуви.

    Звуки [ р], [ р,]. Буквы Р,р.  Последовательное выделение звуков из односложных слов. Деление слов на части. Уточнить употребление предлогов за, перед, после, между.

Упражнять в составлении условно-графической схемы предложений.

Закрепить пространственные представления впереди,  сзади, на, под, над, порядковый счет.

        

Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды и обуви»

4

Новый год.  Подготовка к празднику.

Рассмотреть картинки, учить стихи, песни, читать рассказы. Знать персонажей новогоднего праздника: Дед  Мороз, Снегурочка, Сказочные персонажи.

Звук [ш].  Буквы Ш,ш. Звуковой анализ слов без опоры на готовую схему и по готовой схеме. Словоизменение (ед.ч. – мн. ч).

Замена буквами фишек, обозначающих звуки. Выделение ударного гласного . Чтение проанализированного слова. Деление слов на слоги.

Закрепить названия частей суток, понятия «большой, поменьше, самый маленький», геометрические фигуры.

Изготовление новогодних украшений для группы и елочки.

Январь

2

Промежуточный мониторинг

3

Наш дом

Мебель

Знать свой домашний адрес. Учить составлять рассказ о своем доме – из какого материала построен дом, сколько этажей.

Знать название мебели, ее части, из какого материала изготовлены. Формировать умение составлять описательный рассказ, рассказ по представлению «Моя комната».

Закрепить артикуляцию , дифференциацию звуков (ш) – (с), (с,). Звуковой анализ одно- , двусложных, деление на слоги. Читать слоги, слова.

Звуки [ы] . Буква ы. Закрепить изученные буквы, придумывать слова с заданным звуком. Записывать слова типа сыр, сын, усы буквами, читать полученные слова. Проводить звуковой анализ слова .

Закрепить пространственные представления детей: дальше- ближе, правый – левый.

Познакомить с днями недели.

Игра «Домик для куклы Маши».

4

Бытовые приборы

ОБЖ

Знать название бытовых приборов, их части, назначение, правила пользования бытовыми приборами. Читать загадки, стихи, рассказы.

Звуки [ л], [ л,]. Буквы Л,л.  

Звучание, артикуляция, характеристика звуков.  

Закрепить умение проводить звуковой анализ односложных слов(луна) делить слово на части(на слоги).

Упражнять в использовании предлогов за, над, под, между, перед.

Закрепить геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник. Повторить названия и характерные признаки времен года.

Познакомить с образованием  числа 8, отсчитывать предметы в пределах 6, уметь находить место числа в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного.

Игра «Узнай по описанию»

5

Зимующие птицы.

Закреплять умение различать зимующих птиц по внешним признакам, закрепить умение составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану. Читать загадки, стихи, рассказы.

Звуки [ н], [ н,]. Буквы Н,н.  

Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков[ н], [ н,].    Закреплять умение придумывать предложения, составлять схемы предложений. Читать слоги, слова.

Закрепить счет в пределах 8,

названия времен года. Учить устанавливать закономерности: круг, квадрат, треугольник.

Экскурсия вокруг дет.сада «Кормушки для пернатых друзей»

Февраль

1

Мой город Нефтекамск

Познакомить с достопримечательностями города, его промышленными и производственными предприятиями.

Звуки [ к], [ к,]. Буквы К,к.  

Закреплять умение проводить звуковой анализ двусложных слов без стечения согласных, заменять фишки, обозначающие звуки , буквами.

  Познакомить с образованием числа 9, отсчитывать предметы в пределах 6, уметь находить место числа в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного.

Фотовыставка «По городу с родителями» (памятники, крупные центры)

2

Россия. Москва – столица России.

Дружба народов.

Продолжать обогащать представление детей о России (это великая страна; в ней живут люди разных национальностей, есть много больших и маленьких городов деревень, природа разнообразна и красива);вспомнить символику России ( флаг, герб)

Закрепить умение проводить звуковой анализ слов без опоры на схему, заменять фишки –буквами, читать полученные слова.

Слуховой диктант (печатными буквами)

  Закрепить состав числа 9, учить раскладывать число9 на два меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число (на конкретных предметах и на числовых карточках).

Закрепить порядковый счет. Учить ориентироваться в пространстве, закрепить знания геометрических фигур, название месяца февраль, решать задачи.

Выставка рисунков «Москва – всем городам голова».

3

День Защитников Отечества

23 Февраля.

Формировать представления о родах войск, о Защитниках Отечества.

Знать рода войск. Упражнять составлять рассказ «Где я буду служить».

Формировать патриотические чувства, обогащать словарь.

Звуки [ т], [ т,]. Буквы  Т,т.

Звучание, артикуляция, характеристика звуков.  

Закрепить звуковой анализ слов, деление на слоги.

Дать понятие «ударный гласный звук», «ударение»

Закрепить состав числа 10, учить раскладывать число 10 на два меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число (на конкретных предметах и на числовых карточках).

 Продолжать решать задачи, закрепить знания геометрических фигур, порядковый счет, ориентировку в пространстве.

Совместное развлечение «День защитника Отечества».

4

Профессии взрослых.

Знать основные профессии, чем занимаются, какие предметы помощники им нужны. Закрепить умение рассказывать о профессии своих родителей.

   Звуки [ и]. Буквы  И,и.

 Звучание, артикуляция, характеристика звука.

 Называть звук, относить к гласным или согласным звукам, твердым или мягким согласным звукам. Обозначить соответствующей фишкой.

    Закрепить состав числа 10, учить раскладывать число 10 на два меньших числа.

    Продолжать решать примеры, задачи. Учить соотносить цифры с количеством, закрепить название месяца март.

Игра-викторина

Март

1

8 Марта.

Весна

Закрепить умение составлять рассказ о весне, о маме по опорным картинкам. Учить стихи, читать рассказы.

    Закрепить звуковой анализ  одно- и двусложных слов без стечения согласных. Обозначить соответствующей фишкой. Разделить слово на слоги, проверить несколькими способами. Составить предложение в соответствии с условно –графической схемой.

   Закрепить состав числа 10, порядковый счет в пределах 10 (прямой и обратный).

   

Продолжать решать примеры, задачи. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени.

Развлечение для мам и бабушек

2

Транспорт (наземный)

ПДД

Знать названия наземного транспорта, учить называть легковой, грузовой, пассажирский транспорт, транспорт специального назначения, их назначение.

    Звуки [ж ] - [з ]. Буквы Ж,З. Звучание, произношение, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Звуковые диктанты. Составление моделей звукового состава слов по готовой схеме (2 – 3 слога).

  Учить составлять задачи на увеличение числа(уменьшение) на несколько единиц, используя при этом конкретные предметы, иллюстрированный материал ,записывать решение .

   Закрепить пространственные представления детей: дальше- ближе, правый – левый.

Сюжетно-ролевая игра «Дорога в зоопарк»

3

Транспорт (водный, воздушный)

Упражнять называть водный, воздушный транспорт, узнавать по картине и по описанию. Формировать умение составлять рассказ по теме, закрепить назначение этих видов транспорта.

     Звуки [ ж] – [ ш]. Дифференциация звуков. Воспроизведение слоговых рядов. Буквы Ж,Ш. Звуковой диктант жар, шар…Самостоятельное составление условно-графических схем предложений.

    Закрепить представления о настоящем, прошедшем, будущем времени (сегодня, завтра, вчера). Учить использовать в речи слова, обозначающие временные понятия, продолжать учить пользоваться знаками -, +, =, < ,>.

    Упражнять в решении логических задач на установление закономерностей : круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

Игра «Путешествие на остров»

4

Посуда .Промыслы и занятия народов РБ

Закрепить названия посуды, учить называть кухонную, столовую, чайную посуду, называть части, внешние признаки, назначение. Составлять рассказ по картинно-графической схеме.

Звук (ш).Буква Ш, ш.  Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука (ш). Упражнять в использовании предлогов за, над, под, между, перед. Закреплять умение придумывать предложения, составлять схемы предложений. Читать слоги, слова.

    Закрепить понятия о последовательности дней недели в неделе, месяцев в году, показать что эта последовательность всегда одна и та же. Закрепить знания о последующих и предыдущих днях недели, месяцев в году.

    Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством, продолжать решать задачи.

 Игра-драматизация «Кукла Маша приглашает в гости»

Апрель

1

Хлеб. Хлебобулочные изделия

Рассмотреть колосья, зерна: пшеницы, ржи ,ячменя, овса, кукурузы, учить их сравнивать и узнавать. Составлять

рассказ по плану.

Звуки [ы] . Буква ы. Закрепить изученные буквы, придумывать слова с заданным звуком. Записывать слова типа сыр, сын, усы буквами, читать полученные слова. Проводить звуковой анализ слова .

Закрепить счет в пределах 10,

названия времен года. Учить устанавливать закономерности: круг, квадрат, треугольник.

Выставка-дегустация хлебобулочных изделий.

2

Космос

Закрепить время года, месяц, день недели. Познакомить с первым космонавтом Ю.А.Гагариным и первой женщиной космонавтом В.Н.Терешковой, показать портреты космонавтов, читать рассказы о космосе, рассмотреть открытки и картинки.

Звуки [ л], [ л,]. Буквы Л,л.  

Звучание, артикуляция, характеристика звуков.  

Закрепить умение проводить звуковой анализ односложных слов(луна) делить слово на части(на слоги).

Упражнять в использовании предлогов за, над, под, между, перед.

  Закрепить практические навыки сложения и вычитания. Учить анализировать , что было вначале, что получилось в результате действий. Учить определять, какое действие должно быть выполнено и обосновать выбор знака.

    Закрепить знания о геометрических фигурах. Познакомить с месяцем апрель.

Сюжетно-ролевая игра «Полет на ракете»

3-4

мониторинг

   

Май

1

Насекомые

-Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь обобщающее понятие «насекомые»

Закрепить названия насекомых,  уточнить внешние признаки, их строение; находить сходство и различие.

Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин

Звуки [ н], [ н,]. Буквы Н,н.  

Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков[ н], [ н,].    Закреплять умение придумывать предложения, составлять схемы предложений. Читать слоги, слова.

 Продолжать учить составлять задачи в предметно-практической деятельности учителя с детьми., учить правильно отвечать на вопрос задачи  по образцу педагога.

    Закреплять представления детей о положении предметов в пространстве

 Учить решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, используя при этом конкретные предметы, схемы, иллюстрации.  

Наблюдение за насекомыми на прогулке.

2

9 Мая. День Победы. Национальные герои РБ

Беседа по картинам и репродукциям о войне, рассмотреть картинки с изображением различных наград(почетных знаков, медалей, орденов).Провести словарную работу: награда, орден, медаль, подвиг, герой, парад, памятник, Вечный огонь, возлагать цветы.

Звуки [ к], [ к,]. Буквы К,к.  

Закреплять умение проводить звуковой анализ двусложных слов без стечения согласных, заменять фишки, обозначающие звуки , буквами.

Составлять задачи всех видов по картинкам, затем без опоры на наглядность. Уметь записывать условие задачи с помощью цифр и знаков.

Выставка детских работ «Героям войны»

3

Цветы луговые сады

Расширять представления детей о разнообразии цветов; закрепить знания о строении цветов, формировать бережное отношение к окружающей природе; развивать логическое мышление при отгадывании загадок.

Закрепить умение проводить звуковой анализ слов без опоры на схему, заменять фишки –буквами, читать полученные слова.

Слуховой диктант (печатными буквами)

   Продолжать учить детей составлять задачи всех видов по картинкам, учить называть в задаче условие, вопрос, записывать решение с помощью цифр и знаков.

    Закреплять умение придумывать задачу по заданному примеру, ориентироваться в пространстве . Закрепить название месяца май.  

Выставка детских рисунков

4

Школа

Познакомить с атрибутами школьника, школьными принадлежностями, целью посещения школы. Побудить желание пойти в школу.

Звуки [ т], [ т,]. Буквы  Т,т.

Звучание, артикуляция, характеристика звуков.  

Закрепить звуковой анализ слов, деление на слоги.

Дать понятие «ударный гласный звук», «ударение»

Продолжать учить детей составлять задачи всех видов по картинкам, учить называть в задаче условие, вопрос, записывать решение с помощью цифр и знаков

5

Лето. Праздник Сабантуй

Закрепить название времени года,  летних месяцев. Упражнять называть характерные признаки лета, уточнять названия летних работ в саду, в огороде, в поле. Закрепить умение составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану

   Звуки [ и]. Буквы  И,и.

 Звучание, артикуляция, характеристика звука.

 Называть звук, относить к гласным или согласным звукам, твердым или мягким согласным звукам. Обозначить соответствующей фишкой.

    Закреплять умение придумывать задачу по заданному примеру, по схеме, ориентироваться в пространстве

Выставка детских работ «Мое любимое время года».

Мониторинг развития интегративных качеств ребенка старшей (подготовительной)

коррекционной группы  5 учителя -дефектолога   Ялаловой И.Ф.

1. Фамилия, имя ребенка ------------------------------------------------------------

2. Возраст ---------------------------------------------------------------------------------

3. Домашний адрес -----------------------------------------------------------------------

                                      Беседы с ребенком

1. Как тебя зовут? ----------------------------------------------------------------------

2. Знаешь ли свой адрес? -------------------------------------------------------------

3. Есть ли у тебя брат, сестра? ------------------------------------------------------

4. Какие у тебя игрушки? -----------------------------------------------------------

  1. Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)                                                                    

     

                                    Задание

Оценка в баллах

1

«Покажи все красные, синие, желтые, зеленые  фигуры»

     / подбор по образцу и называние предметов/

2

   Покажи все квадраты, треугольники, круги (5л.)

     прямоугольники, овалы (6л.)

     /подбор по образцу геометрических фигур/

3

 «Что здесь нарисовано?»

   /узнавание контурных изображений/

4

     «Назови, что здесь нарисовано?»

     /узнавание перечеркнутых изображений/

2. Исследование пространственного восприятия

1

 Ориентация в сторонах собственного тела и тела, сидящего, напротив.

«Покажи твою левую (правую) руку.»

 Покажи мою левую (правую) руку?»

2

    Дифференцировка пространственных понятий.

         «Покажи, что находится в центре рисунка?

           Что справа от квадрата?

           Что слева от квадрата?

           Что над маленьким треугольником?

           Что под большим треугольником?

           Что между кружком и большим квадратом?

           Какие фигуры вверху рисунка?

           Какие фигуры внизу рисунка?»  

3.  Исследование временного восприятия.

1

Называние части суток.

 Какое сейчас время суток? Почему?

2

 Перечислить времена года.

 Охарактеризовать текущее время года.

3

  Перечислить дни недели.

   Какой день недели сегодня?

   Какой день был вчера?

   Какой будет завтра?                                                          

4.  Конструктивный праксис

     

                    Задание

Оценка в баллах

1

 Сложить разрезные картинки:

                        из двух фрагментов;

                        из трех фрагментов;

                        из четырех фрагментов.

2

Нарисовать без образца:

                        домик

                        ромашку

                        елочку

                        человека.

5.   Исследование мышления        

     

 Задание

Оценка в баллах

1

  Исключение предметов (4й лишний).

-геометрические фигуры;   -предметы

2

 Классификация предметов.

      «Разложи эти картинки-что к чему подходит».

-транспорт /воздушный, водный, наземный/

-посуда

-мебель

-животные /дикие, домашние/

-одежда

-инструменты

-продукты

3

  Установление последовательности событий.

       «Нужно разобраться, что было сначала, что было дальше, чем дело закончилось».

6.  Математические представления.

 

                                    Задание

Оценка в баллах

1.

 Прямой счет до 5.

 Сравнение количеств (на конкретном материале)

    Пересчитать предметы. Сколько их?  

2.

  С 6 лет. Сравнение чисел.    

    Количественный состав числа из единиц

       (отложить 3 палочки).

 

7.   Исследование памяти.

 

                  Задание

Оценка в баллах

1.

 Заучить 10 слов при 4 кратном предъявлении .

                 1          2           3            4           и через 30 сек.            

Дом___________________________________________

Кот____________________________________________

Лес____________________________________________

Зерно__________________________________________

Игла___________________________________________

Мост___________________________________________

Хлеб___________________________________________

Окно___________________________________________

Брат___________________________________________

Мёд____________________________________________

2.

Зрительная память:

Выкладывание 5-ти предметных картинок в заданной                

 последовательности без называния при запоминании              

  и воспроизведении.

8.  Исследование речи.

     

 Задание

Оценка в баллах

1

2

3

Выявление объема пассивного словаря

Названия игрушек

Названия предметов быта

Названия признаков предметов

Усвоение предлогов

Положи на коробку

Положи в коробку

Посади зайку перед собой, за собой и.т.д.

 Составление фраз по картинке «Что здесь нарисовано?» (Исследование возможности комбинирования слов во фразы и качества грамматического структурирования)

       1. Девочка моет куклу.

       2. Мальчик играет в мяч.

       3. Мальчик сидит за деревом.

       4. Кошка спит на ковре.

       5. Мальчик входит в дом.

       6. Мальчик выходит из дома.

       7.Мама чистит ковер пылесосом.

       8.Девочка пришивает зайцу ухо.

    Покажи названную картину.        

       1. Саша рисует самолет.

       2. Саша нарисовал самолет.

       3. Петя ударил Катю. Кто драчун?

       4. Коля светлее Пети. Покажи Петю /Колю/.

       5. Ваня ниже Саши. Кто самый высокий?    

                                 

  9. Исследование графических навыков.

  Задание

Оценка в баллах

1.

Проведение прямой линии

2.

Проведение линии короче данной, длиннее данной.

3.

Соединение точек.

4.

Рисование ломанных и волнистых линий.

5.

Рисование геометрических фигур.

6.

Рисование неотрывно графических рядов

 «заборчик», «цепочка» (на удержание строки).    

График результатов обследования.

БАЛЛЫ

  0            1                2              3             4             5               6                7               8            9                  

ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

1.Зрительный гнозис  2. Пространственное восприятие   3. Временное восприятие  

4. Конструктивный праксис     5. Мышление  6. Математические представления  7 Память

8. Исследование речи   9. Графические навыки

С результатами диагностики ознакомлены: (подпись родителей)

  09.23г._______________________

  05.24г._______________________

  09.24г________________________

  09.25г.________________________

Индивидуальный маршрут

ребенка группы № 5 старшего дошкольного возраста

Ф.И ребенка               . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

учителя-дефектолога Ялаловой И.Ф.

Срок реализации        2023-2024 учебный год

Направления работы

Задачи

Формы, методы

            Мониторинг 09.23г. 01.24г.                                        

Результаты мониторинга 05.24г.

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый коричневый)

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Развивать восприятие величины (большой-маленький,  широкий-узкий, длинный-короткий,

толстый-тонкий).

Дид.игры:

«Какого цвета?»

«Найди такой же»

«Спрячь в домик»

«Найди такой формы»

«На что похоже?»

«Дорисуй»

«Танграм»

«Сравни»

«Проведи дорожку»

«Найди пару(противоположность)»

«Матрешки»

Развитие мелкой моторики и общей моторики:

- пальчиковый бассейн;

- шнуровка, застегивание пуговиц, игры с мозаикой, бусами, семенами;

- лепка, конструирование из бумаги;

- обводка фигур, раскраска, вырезание;

- пальчиковая гимнастика. 

- обводка геометрических фигур, букв, цифр и их штриховка;

  - печатание букв, цифр, задания на определение закономерностей

«Обведи и заштрихуй»

«Обведи и закрась»

«Обведи по точкам»

Развитие фонематического слуха

- развивать функцию фонематического анализа и синтеза слов;

- формировать умение различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

 - упражнять выделять звук в слове.

- закрепить понятия «звук», «буква», «слово», «предложение».

-формировать умение проводить звуко - буквенный анализ односложных и двусложных слов.

«Какой звук слышишь?»

«Повтори, как я»

«Подними фишку»

«Произнеси, выделяя голосом…»

«Сдуй бабочку (снежинку, листик…)

«Дорисуй букву»

«Выложи букву из семян, палочек»

«Раздели слово на части»

«Поставь правильно ударение»

«Выложи схему предложения»

Развитие лексики и грамматического строя речи

- расширять объем пассивного и активного словаря

- упражнять в подборе слов -антонимов

-упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе

- упражнять в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

- упражнять в употреблении предлогов: в, на, под, над, за…

«Холодно-горячо»

«Опиши предмет»

«Чудесный мешочек»

«Ассоциации»

«Я знаю пять…»

«Скажи наоборот»

«Чей? Чья? Чье?»

«Один- много»

«1-3-5»

«Назови ласково»

«Прятки»

Развитие связной речи

 -формировать умение составлять рассказы с использованием предметных и сюжетных картин, пальчикового театра;

 - составление маленьких описательных рассказов о животных, птицах, овощах, фруктах, игрушках и т.д.

 - упражнять в  пересказе небольших текстов.

«Что было в начале, что потом, и чем дело закончилось?»

 « Расскажи кукле сказку»- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

«Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

 «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие психических процессов

- дид. игры  на развитие слуховой и зрительной памяти, пространственного и временного восприятия, мышления и речи;

  - загадки, ребусы, головоломки и т.д.

«Запомни и повтори»

«Запомни и выложи»

«Сделай фото»

«Реши ребус»

«Четвёртый лишний»,

 «Найди отличия».

Формирование элементарных математических представлений

 - знакомство с цифрами от 1 до  10

-  прямой и обратный счет в пределах 10.

   - сравнение 2-х смежных чисел (1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5);

  - формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела.

 -  использование условной мерки.

- работать над умением ориентироваться в пространстве и на плоскости

  - закреплять знания временных представлений: части суток, дни недели,  месяцы.  

«Сосчитай и обозначь»

«Чудесный мешочек»

 «По порядку сосчитай»

«Живые числа (цифры)

«Волшебный ковер»

«Измерь правильно»

«Встань куда скажу»

«Когда это бывает?»

«Назови по порядку»

«Разложи правильно»

Обследование  старших дошкольников ведется по методике Семаго, по  пятиуровневой (пятибальной) оценке, где:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (5 б.) - ребенок самостоятельно  справляется с заданием.  

ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ   (4 б.)- ребенку требуется минимальная помощь педагога (в виде подсказки, правильности направления)

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ   (3 б.)– ребенок справляется с помощью педагога или после повторного повторения задания, показа способа действия или  разъяснения педагога.

НИЖЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ  (2 б.) – ребенок частично справляется с выполнением задания, не может обойтись без помощи педагога.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ  (1 б.) – ребенок не справляется с заданием, даже после обучающего этапа.


Представление оборудования кабинета и документации учителя-дефектолога

Ялаловой И.Ф. МАДОУ  детского сада№11.

Площадь кабинета занимает 16кв.м. В кабинете предусмотрено 12 мест для занятий с детьми. В кабинете проводятся индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия с детьми 4-7 лет, посещающими коррекционную группу № 5 детского сада. По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько основных зон:

Зона для фронтальных и подгрупповых  занятий, в которой находится:

- магнитная доска с магнитами и мелом,

- рабочие столы и стулья (в соответствие с ростом ребенка),

- методическая литература по лексическим темам,

- наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам,

- стенд «Карусель» по обучению грамоте (звуки и буквы),

- стенд «Божьи коровки» (цифры, числовые карточки),

- мобильный макет «Состав числа, геометрические фигуры»,

- балансировочная доска Бильгоу,

- стенды «Рыбки» и «Транспорт» (счет, геометрические фигуры,  ориентировка на плоскости),

- коврограф «Ларчик» (В.Воскобовича).

        Зона математического развития:

- счетные наборы (на каждого ребенка),

- двухполосные карточки,

- цифры в тарелочках,

- трафареты цифр (обводка, штриховка).

        Зона развития речи:

- звуковые пеналы для построения звуковых схем слов (на каждого ребенка),

- схемы слов из трех, четырех букв,

- трафареты букв (обводка, штриховка),

- буквари Жуковой,

- картотека загадок,

- подбор предметных, сюжетных и серия сюжетных картин, мнемотаблиц, схем описательных рассказов для составления рассказов разной сложности,

- словесные игры, наборы картинного материала: антонимы, синонимы, омонимы,

- картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: в начале, в середине, в конце слова).

Зона развития мелкой моторики:

- шнуровки,

- массажные мячики разного размера и жесткости,

- мозайка,

- пазлы (коробочки с разным размером и количеством),

- пирамидки, матрешка, мелкие игрушки,

- пальчиковый бассейн,

- пескограф,

- межполушарные доски различной сложности,

- тренажеры «Пиши-стирай» (с фломастерами),

- простые и цветные карандаши в органайзерах,

- трафареты в соответствии с лексическими темами.

Зона ТСО:

- компьютер,

- магнитофон,

- карта памяти.

Информационная зона (уголок) для родителей в приемной комнате коррекционной группы:

- график работы учителя-дефектолога,

- сетка занятий,

- консультации для родителей,

- памятки,

- рекомендации по закреплению пройденного материала,

- документация учителя-дефектолога,

- выписка из протокола ЗППК на каждого ребенка,

- индивидуальный маршрут на каждого ребенка,

- годовой план,

- перспективный план,

-  календарный план,

- индивидуальные тетради детей по математике, обучению грамоте,

- тетрадь рекомендаций учителя-дефектолога родителям,

- тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога с воспитателями,

- план профессионального самообразования,

- журнал учета консультаций с родителями и педагогами.

Используемая литература:

1. От рождения до школы Под ред. Веракса

2.  Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.

 Часть 1-2. Под ред. С.Г.Шевченко.  М., Школьная пресса, 2004г.

3. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий.

4. Гасанова Р.Х. «Земля отцов» программа руководства. Уфа, 2004

5  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание

6. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. «Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР».

7. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет.

8. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Развитие речевого восприятия.

Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет.

9. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Фонематика. Конспекты

занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.

10.Е.В. Колесникова «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ФГОС ДО. Изд. Просвещение/Бином, 2022г.

11. Е.В. Колесникова «Я считаю до десяти». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.ФГОС ДО, изд. Сфера, 2021г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации образовательной программы до...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития (первый год пребывания в коррекционной группе)

Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы образовательной организации. С помощью рабочей программы я, как учитель-дефектолог планирую и...

Рабочая программа педагога - психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) «Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников»

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка д...