Дополнительна образовательная "Программа дошкольного образования по формированию графо-моторных умений и навыков с ФГОС"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafomotornaya_do_uchitelya-logopeda_novaya_sokr.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального района «Удорский»
Принято педагогическим советом
Протокол № _1_ от «_28 »__08_2020_г | Утверждаю: Заведующий МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка» __________ Н.П. Худякова «01» _09_ 2020г. Приказ №01-10/220 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Программа
дошкольного образования
по формированию графо-моторных умений и навыков с ФГОС
возраст – 5-7 лет
срок реализации – 2 года
Составлена на основе программы
«Программа воспитания и обучения в детском саду»
под ред. Васильевой М..А., Гербовой Т. С. 2007 года
Учителем-логопедом
Улановой Ольгой Евгеньевной
Усогорск,
2020
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………3 стр.
- Тематический план………………………………………………..8 стр.
- Содержание учебного материала…………………………………9 стр.
Приложение……………………………………………………….14 стр.
Список литературы……………………………………………….14 стр.
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования
по формированию графо-моторных умений и навыков
Тип – дополнительная образовательная программа
Вид – модифицированная
Направленность – развитие мелкой моторики рук
Классификация: по признаку – общеразвивающая; по характеру деятельности – коррекционно-развивающая; по возрастному принципу – разновозрастная; по масштабу действия – учрежденческая; по срокам обучения – 2 года.
1. Пояснительная записка.
Программа дошкольного образования по формированию графомоторных умений и навыков составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Программа спланирована на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М..А., Гербовой Т. С. 2007 года, где основным фундаментом реализации педагогических целей можно назвать речевое развитие ребёнка и в тесном контакте с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» 2002 года.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс. Чтобы помочь ребенку хорошо учиться, необходимо создать для него условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.
В образовательном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук формируют словесную речь ребенка, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы:
- обучение детей проводится с пятилетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
- разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы: - мелкая моторика; - речевое развитие.
- занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях дети работают с мелкими предметами, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами. На каждом занятии используем пальчиковую гимнастику и нейроупражнения для активизации мыслительной и речевой деятельности. Интересны для детей пальчиковые игры под музыку и занятия с применением информационно-компьютерных технологий, где они рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютера.
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы по формированию графо-моторных умений и навыков в детском саду, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и познавательного развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Задачи программы:
- Выявить индивидуальные способности детей и уровень развития мелкой моторики.
- Создать условия для накопления двигательного и практического опыта.
- Развивать мелкую моторику руки, ручную умелость, плавность, точность и координацию движений пальцев рук.
- Подготовить руку ребенка к овладению графическими навыками письма.
- Формировать навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать, выполнять словесные установки, инструкции, умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях).
Эта программа даёт возможность проведения диагностики развития мелкой моторики рук, что позволяет реализовать принцип единства диагностики и коррекции заложенный в концепции коррекционно - развивающего обучения и позволяет планировать индивидуальную работу с детьми. Возможность непрерывного мониторинга обусловлена тем, что выполнение развивающих игр и упражнений предоставляют информацию о текущем уровне развития детей.
Программа составлена так, что может быть использована не только на коррекционных занятиях, но в образовательной деятельности.
Программа реализуется через развитие:
- двигательной области коры головного мозга;
- речевой области коры головного мозга;
- мышления, памяти, внимания, сосредоточенности зрительного и слухового восприятия;
- формирования навыков учебной деятельности (умении слушать, понимать, выполнять словесные установки, инструкции, умении действовать в стандартных и нестандартных ситуациях).
Данная программа реализует следующие принципы:
- единства диагностики и коррекции;
- коррекционно-развивающей направленности процесса;
- индивидуализации обучения;
- комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- обеспечение преемственности между дошкольным учреждением и начальной ступенью общего образования;
- самоутверждения и самореализации детей.
Отличительные особенности данной программы:
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Неоценимо значение развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развития речи дошкольников.
В работе используются современные компьютерные технологии в виде развивающих игр на развитие мелкой моторики рук, как часть занятия на 5-10 минут («Веселый художник», «Пазл», «Лунтик и пропавшие краски»).
В программу включен национально-региональный компонент (НРК) в виде игр и упражнений из раздела «Фонетика» - пальчиковые игры, игры с движением. Продолжительность игры 5 минут. Целью данных игр и упражнений является: создание условий для развития у детей интереса к коми языку; приобщение детей к коми языку в условиях двуязычия; овладение звуковой стороной коми языка – формирование произносительных навыков (в частности, специфических коми звуков).
Игры и упражнения, предлагаемые мною на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижают интерес к занятиям в целом. Занятия продуманы, полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) постоянно поступают импульсы в головной мозг, стимулируя ЦНС и способствуя ее развитию. Рисование, штриховка, работа с карандашом, шнурками, счетными палочками, пуговицами в конце занятия и на отдельных занятиях снимает напряжение, дает ребенку возможность расслабиться. В основе программы стоит «педагогика ненасилия».
В программе представлены новые упражнения для развития мелкой моторики под музыку Сергея и Екатерины Железновых "Веселые пальчики" (2 - 6 лет). Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму.
Вся работа по формированию графо-моторных умений и навыков осуществляется в трёх направлениях:
-диагностическое;
- коррекционное;
- профилактическое.
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.
Срок обучения 2 года.
Основными формами организации работы с детьми являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- самостоятельные и под руководством педагога.
Занятия проводятся в подгруппах (2-4 человека) по 30 минут 2 раза в неделю и предполагают использование следующих методических приемов:
- беседа
- дидактическая игра
- ролевая игра
- игра-драматизация
- физические упражнения
- коллективное творчество
- анкетирование
- индивидуальная корректировка действий.
Требования к проведению занятий:
- добровольное участие детей; - продолжительность занятий: подгрупповых – 20-25 минут, индивидуальных –
10 - 15 минут;
- учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией,
физкультминутками;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Результатом работы по данной программе должно стать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
- Формирование и развитие всех компонентов речи в соответствии с возрастом детей.
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными предметами.
- Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
- Овладение нормами этики поведения в коллективе между детьми и взрослым.
2. Тематический план.
1год обучения – 72 часа
№ | Содержание | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Диагностика | 1 ч | - | 1 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 4 ч | - | 4 ч |
3 | Нейроупражнения и игры | 10 ч | - | 10 ч |
4 | Конструирование | 13 ч | 3 ч | 10 ч |
5 | Графические упражнения | 24 ч | 3 ч | 21 ч |
6 | Игры и действия с предметами | 20 ч | 3 ч | 17 ч |
Итого: | 72 ч | 10 ч | 62 ч |
2 год обучения – 72 часа
№ | Содержание | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Диагностика | 1 ч | - | 1 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 4 ч | - | 4 ч |
3 | Нейроупражнения и игры | 8 ч | - | 8 ч |
4 | Конструирование | 13 ч | 2 ч | 11 ч |
5 | Графические упражнения | 27 ч | 4 ч | 23 ч |
6 | Игры и действия с предметами | 19 ч | 2 | 17 ч |
Итого: | 72 ч | 9 ч |
3. Содержание учебного материала.
Диагностика проводится с целью построения системы индивидуальной коррекционно-развивающей работы и осуществления дифференциального подхода к детям. Комплектование подгрупп на основе общности структуры речевого дефекта.
Отслеживание динамики развития всех компонентов развития графо-моторных умений и навыков на конец учебного года, определение уровня готовности ребёнка к школе и оценка эффективности коррекционного воздействия.
Диагностика включает:
- обследование речевого развития и мелкой ручной моторики на начало года;
- обследование речевого развития и мелкой ручной моторики на конец года.
Форма проведения - индивидуальная.
Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи 5, 6 лет (Нищева Н.В.) Приложение 1.
При обследовании ручной моторики отмечаются:
- объём движений,
- темп,
- переключаемость,
- наличие леворукости.
У детей 5 лет – «Зайчик», «Коза», «Игра на рояле» ведущая рука, проба «Кулак-ребро-ладонь» ведущая рука.
У детей 6 лет – «Зайчик», «Коза» правой рукой, левой рукой, обеими руками, указательный палец на средний и наоборот, «Игра на рояле», проба «Кулак-ребро-ладонь» правой рукой и левой рукой, навыки работы с карандашом – штриховка.
Ведется работа по следующим направлениям:
- пальчиковая гимнастика
- конструирование
- нейроупражнения и игры
- графические упражнения
- игры и действия с предметами.
Пальчиковая гимнастика.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Данные игры рекомендуется проводить на каждом коррекционном занятии 2-3 минуты.
Нейроупражнения и игры.
Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, в том числе, одаренности. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. Правое полушарие головного мозга отвечает за работу центров, принимающих участие в координации движений тела, правильное восприятие окружающего пространства, реализацию способностей к творчеству и познанию гуманитарных наук. Левое полушарие головного мозга состоит из отдельных центров, которые отвечают за работу речевого аппарата, логическое мышление и освоение точных наук. Единым центром, который координирует функции сразу двух полушарий является мозолистое тело. Стабильная работа данного органа обеспечивает ребенку отличные когнитивные способности мозга, быструю реакцию на внешние раздражители окружающего мира, хорошую оптимальный уровень физической активности.
Конструирование.
В процессе деятельности с конструктором, мозаикой, спичками, счетными палочками создают предметы нашей действительности, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию движений, логическое мышление и пространственное воображение.
Графические упражнения.
Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений пальцев и рук, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом, ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
Игры и действия с предметами
Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Массаж и самомассаж рук с помощью предметов (шестигранные карандаши, массажные мячики и т.д.) оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Шнурки, пуговицы, нитки, прищепки, резинки, мелкие игрушки – бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук.
Первый год обучения.
- Диагностика 1 ч.
Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.
- Пальчиковая гимнастика 4 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»
- Нейроупражнения и игры 10 ч.
Для межполушарного взаимодействия применяется комплекс специальных кинезиологических упражнений, игры на мозжечковую стимуляцию, упражнения и игры на зрительное восприятие.
Практика: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Двойные рисунки (узоры, дорожки)», «Ассоциация», «Зеркало»; «Скажи наоборот», «Один-много» и др.; корректурные пробы, зашумленные рисунки.
- Конструирование - 13 ч.
Знакомство с различными видами конструкторов (лего, железные конструкторы, кубики). Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.
Практика: «Домик для любимых игрушек», «Стульчик», «Стол», «Санки».
- Графические упражнения 24 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.
Практика: «Маша и медведь», «Колобок», «В гостях у кота Матроскина».
- Игры и действия с предметами 20 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.
Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков»
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
- виды фигур;
- основные свойства предметов (цвет, форма, величина);
- основные цвета;
- виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
- понятие «конструктор»; «мозаика»
должны уметь:
- Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
- Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
- Правильно удерживать в руке карандаш.
- Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
Второй год обучения.
- Диагностика 1 ч
Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики.
Практика: «Как я пишу и русую»
- Пальчиковая гимнастика 4 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика: «Рыбки», «Морские свинки», «Буратино».
- Нейроупражнения и игры 8 ч.
Упражнения, поднимающие тонус мышц коры полушарий мозга, упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации, упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности
Практика: «Энергетическая зевота»; «Перекрестные шаги», «Топни, хлопни», «Нос-ухо»; «Жаба», «Фонарики», «В зоопарке» «Дорожки», «Зеркальное рисование».
- Конструирование 13 ч.
Работа с железными конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм работы с конструктором. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Практика: «Город будущего», «Я соблюдаю ПДД», «Бумажные фрукты и овощи». Беседа о культуре общения «Я и мои друзья».
- Графические упражнения 27 ч.
Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);
Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты. «Тридцать три богатыря», «У лукоморья…», «День и ночь».
- Игры и действия с предметами 19 ч.
Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;
Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль»
К концу второго года обучения дети
должны знать:
- виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
- виды штриховки (простая и комбинированная);
- виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
должны уметь:
- ориентироваться в тетради в клетку;
- регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- плести косички из ниток;
- выполнять шнуровку;
- вырезать симметричные детали.
Формы подведения итогов реализации программы:
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
- тестирование по индивидуальным карточкам,
- самостоятельные работы,
- выступления
- выставки графических работ
Приложение 1.
Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (5, 6 лет)
Составитель Нищева Н.В.
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________
Дата рождения, возраст ______________________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________________________
Домашний телефон __________________________________________________________
Группа ____________________________________________________________________
Мать (ф,и,о; возр. в мом. родов) _______________________________________________
Отец (ф,и,о; возраст) _________________________________________________________
Национальный язык _________________________________________________________
Двуязычие__________________________________________________________________
Анамнез____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие
Первые слова _______________________________________________________________
Первые фразы ______________________________________________________________
Особенности речевого развития _______________________________________________
Использование жестов _______________________________________________________
Отношение к речевому дефекту _______________________________________________
___________________________________________________________________________
Осмотр специалистов:
Педиатр ___________________________________________________________________
Невропатолог _______________________________________________________________
Психоневролог _____________________________________________________________
Оториноларинголог _________________________________________________________
Офтальмолог _______________________________________________________________
Хирург ____________________________________________________________________
Ортопед ___________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные
Контактность _______________________________________________________________
Особенности поведения ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Состояние слухового внимания
Дифференциация звучащих предметов _________________________________________
Определение направления звука _______________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма
5 лет : ---. …- -..- .--.
6 лет : --… …-- ..--. .---.
3. Исследование зрительного восприятия
Восприятие цвета, умение соотносить цвета (подобрать соответствующие по цвету):
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный) _______
___________________________________________________________________________
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) ____________________________________________
Показ цветов
5 лет (те же) ________________________________________________________________
6 лет (те же) ________________________________________________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда)
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) __________________________
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник) ____________
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Ориентировка в пространстве:
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)
___________________________________________________________________________
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу) ____________________
___________________________________________________________________________
Ориентировка в схеме тела:
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ____________________
6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо) ________________
Складывание картинок из частей:
5 лет (3-5 частей) ___________________________________________________________
6 лет (4 –8 частей) ___________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) ____________
Складывание фигур из палочек по памяти:
6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)
___________________________________________________________________________
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация)
5 лет (попрыгать на двух ногах, на л. ноге, на пр. ноге; прыгнуть в длину с места; потопать и похлопать одновр.; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через неб. предмет) _____________________________________________
6 лет (попрыгать на двух ногах, на л. ноге, на пр. ноге; прыгнуть в длину с места; потопать и похлопать одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее) _____________________
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, переключаемость, наличие леворукости)
5 лет («Зайчик», «Коза»; «Игра на рояле» вед. р., проба «кулак-ребро-ладонь» вед. р.) _
6 лет («Зайчик», «Коза» пр. р., лев. р., обеими р.; указ. п. на ср. и наоборот; «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» пр. р., лев. р.) _______________________________
Навыки работы с карандашом (штриховка)______________________________________
Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок)
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос) ________________________________________________
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку) ________
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок ________________________
Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка)
5 лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево, «улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка», «лопата», «жало», «лопата-жало», «качели», «маятник», широко открыть рот и зевнуть) ______________________________________
6 лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево, «улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, «лопата», «жало», «лопата-жало», «качели», «маятник»», «чашечка», «вкусное варенье», широко открыть рот и зевнуть)____________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _____________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)_______________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) _
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель) ____
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой) ________________
Звукопроизношение
5 лет (изолированно, в словах, во фразах):
б, п, м _____; в, ф ______; д, т, н _________; г, к, х ________; й ______; с, з, ц _______; с*, з* _______; ш, ж ________; ч, щ _________; л, л* ________; р,р*_______ .
6 лет (изолированно, в словах, во фразах):
б, п, м ______; в, ф _______; д, т , н ______; г, к, х ______; й ______; с, з, ц _________;
с*, з* __________; ш, ж __________; ч, щ ________; л, л* ________; р, р* __________ .
Общее звучание речи (темп, ритм, паузы, интонация)____________________________
Звуко-слоговая структура слова
5 лет:
Изолированные слова
Самолет ___________________________ Скворец ______________________________
Фотограф __________________________ Микстура ____________________________
Парашютист ________________________ Погремушка __________________________
Предложения
Сестренка развешивает простыни. _____________________________________________
В универмаге продают продукты. _____________________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку. ____________________________________________
6 лет:
Изолированные слова
Тротуар ____________________________ Градусник ___________________________
Фотоаппарат ________________________ Экскаватор _________________________
Виолончелист ________________________ Регулировщик ______________________
Предложения
Виолончелист укладывает инструмент в футляр. _________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке. _____________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой. ________________________________________
Состояние фонематического слуха
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками
5 лет:
ба-па-ба _________________ па-ба-па __________________ за-са-са ________________
да-та-да __________________ та-да-та _________________ са-за-са ________________
6 лет :
са-ша-са __________________ ша-са-ша _________________ ща-ча-ща _____________
ла-ля-ла _________________ ля-ла-ля ____________________ ся- ща-ся _____________
2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (картинки)
5 лет:
Почка-бочка ___________________________ Трава-дрова _________________________
Корка-горка ___________________________ Сова-софа __________________________
6 лет:
Пашня-башня __________________________ Катушка-кадушка ____________________
Крот-грот _____________________________ Мышка-мошка _______________________
3.Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)
5 лет:
Суп-зуб _____________________________ Челка-щелка __________________________
Сайка-чайка _________________________ Галка- галька _________________________
6 лет:
Собор-забор __________________________ Касса-каша __________________________
Сук-жук _____________________________ Лук-люк _____________________________
Состояние фонематического анализа и синтеза
5 лет: (выделение начального ударного гласного из слов):
Астра __________________________________ Уши ______________________________
Осень _________________________________ Иглы ______________________________
6 лет:
- Выделение конечного согласного из слов:
Кот ____________________________________ Грач ______________________________
Сом ______________________________________ Малыш _________________________
- Выделение начального согласного из слов:
Мост ____________________________________ Банка ___________________________
Пол ____________________________________ Тапки ____________________________
- Определение последовательности звуков в слове:
Кот ______________________________________ Вата ___________________________
Дом _______________________________________ Лапа __________________________
- Определение количества звуков в словах:
Нос _____________________________________ Ваза ____________________________
Состояние импрессивной речи
1.Пассивный словарь (объем словаря, соответствие возрастной норме)
5 лет _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
6 лет ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
2.Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам)_______________________________________________________________
Дифференциация предложно-падежных конструкций (по картинкам)________________
5лет:
Бабочка на цветке. ________________________ Елочка перед домом. _______________
6 лет:
Собака спит под крыльцом. ___________________________________________________
Собака вылезает из-под крыльца. ______________________________________________
Дифференциация сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам)____
Дифференциация глаголов с различными приставками (по картинкам)_________________
5 лет:
Птичка вылетает из клетки. ___________________________________________________
Птичка подлетает к клетке. ___________________________________________________
Птичка залетает в клетку. _____________________________________________________
6 лет:
Машина выезжает из гаража. __________________________________________________
Машина отъезжает от гаража. _________________________________________________
Машина объезжает гараж._____________________________________________________
Машина въезжает в тоннель. __________________________________________________
Понимание предложений (показать по картинкам)
5 лет:
Мальчик убегает от щенка. ___________________________________________________
Щенок убегает от мальчика. __________________________________________________
Что щенок хочет отнять у мальчика? ___________________________________________
6 лет:
Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. ______________________________
Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился. ____________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
1.Общая характеристика речи
5 лет: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
6 лет: __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
2.Состояние активного словаря
-Назвать существительные по темам
5 лет:
«Мебель» __________________________________________________________________
«Овощи» ___________________________________________________________________
«Фрукты»__________________________________________________________________
«Транспорт» ________________________________________________________________
6лет:
«Ягоды» ___________________________________________________________________
«Дикие животные» __________________________________________________________
«Домашние животные» ______________________________________________________
«Птицы» ___________________________________________________________________
-Назвать одним словом (обобщить)
5 лет:
Стул, стол, шкаф ____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь ____________________________________________________
Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________
Автобус, самолет, теплоход ___________________________________________________
6 лет:
Клубника, смородина, черника ________________________________________________
Волк, лиса, заяц _____________________________________________________________
Кошка, собака, свинья _______________________________________________________
Аист, кукушка, ласточка _____________________________________________________
-Назвать части тела и части предметов (по картинкам)
5 лет:
Нос __________ Рот __________ Шея___________ Живот __________ Грудь _________
Рукав ________ Воротник ___________ Пуговица _____________ Руль ______________
6 лет:
Локоть ___________ Ладонь ____________ Затылок ______________ Висок __________
Манжета _______________ Петля для пуговицы _____________ Фары _______________
-5 лет (ответить на вопросы):
Как передвигаются птицы? (Летают) ___________________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают) ___________________________________________
Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает) _________________________________________
Как передвигается человек? (Ходит) ___________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает) _____________________________________
Как подает голос корова? (Мычит) _____________________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает) _________________________________________
-6 лет (ответить на вопросы):
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует) ___________________________
Как подает голос волк? (Воет) _________________________________________________
Как подает голос лошадь? (Ржет) ______________________________________________
Как подает голос овца? (Блеет) ________________________________________________
Врач лечит. А учитель что делает? (Учит) _______________________________________
Что делает продавец? (Продает) _______________________________________________
Что делает маляр? (Красит) ___________________________________________________
Что делает швея? (Шьет) _____________________________________________________
-Назвать предъявленные цвета
5 лет
Красный ______________ Оранжевый __________________ Желтый ________________
Зеленый ________________ Голубой ___________________ Синий _________________
Белый ___________________ Черный ______________________
6 лет
Красный ________________ Оранжевый __________________ Желтый ______________
Зеленый _________________ Голубой ___________________ Синий ________________
Фиолетовый ________________ Розовый __________________ Белый _______________
Черный ____________________ Серый ____________________ Коричневый __________
-Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки)
5 лет:
Солнце какое? (Круглое) _______________ Табурет какой? (Квадратный) ____________
Косынка какая? (Треугольная) _______________ Огурец какой? (Овальный) __________
6 лет:
Руль какой? (Круглый) ________________ Окно какое? (Квадратное) ________________
Флажок какой? (Треугольный) ______________ Слива какая? (Овальная)_____________
Одеяло какое? (Прямоугольное) ____________________________________________
- «Скажи наоборот» (антонимы)
6 лет:
Друг _________________ Добро __________________ Горе ________________________
Горячий ____________________________ Легкий ________________________________
Длинный ___________________________ Давать _________________________________
Поднимать __________________________ Продавать _____________________________
-Употребление существительных в им. падеже единств. и множ. числа (образовать по аналогии)
5 лет:
Кот-коты _______Лев- ____________ Река- ___________ Ухо- _________ Кольцо- _____
6 лет:
Глаз-глаза ___________ Лист- ____________ Стул- ______________ Олень-___________
Воробей- ________________ Книга- _____________________ Дерево-________________
-Образование сущ. множ. числа в род. падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)
5 лет:
Шар-шаров ______________ Ключ- ________________ Береза- _____________________
Ложка- _____________________ Окно- ____________________
6 лет:
Карандаш- _____________________ Лист- _____________________ Книга-___________
Вилка- _______________________________ Ведро-_______________________________
-Согласование прилагательных с существительными единств. числа (назвать по картинкам)
5 лет:
Оранжевый апельсин ___________________ Голубая бабочка ______________________
Белое блюдце ___________________________________
6 лет:
Фиолетовый колокольчик __________________ Серая ворона ______________________
Розовое платье ___________________________________
-Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам)
5 лет:
Где сидит снегирь? (На дереве) ___________ Где стоит коза? (За забором) ___________
Где сидит кот? (Перед домом) _____________ Где растет елка? (Около дома) _________
6 лет:
Где спит собака? (Под крыльцом) ______________________________________________
Откуда вылезает собака? (Из-под крыльца) ______________________________________
Где прячется кошка? (За домом) _______________________________________________
Откуда выходит кошка? (Из-за дома) ___________________________________________
-Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам)
5 лет:
Мяч (два мяча, пять мячей) ______________ Роза (две розы, пять роз) _______________
Окно (два окна, пять окон) _______________________
6 лет:
Пень (два пня, пять пней) _____________________________________________________
Воробей (два воробья, пять воробьев)___________________________________________
Книга (две книги, пять книг) __________________________________________________
Ведро (два ведра, пять ведер) _________________________________________________
-Употребление сущ. с уменьшительно-ласкат. суффиксами (по картинкам)___________
-Образование названий детенышей животных
5 лет:
У зайца- _________________ У волка- _______________ У белки- __________________
У козы- ____________________________ У медведя- _____________________________
6 лет:
У коровы- ___________________________ У лошади- _____________________________
У собаки- ___________________________ У овцы- _______________________________
-Образование относительных прилагательных
6 лет:
Стол из дерева (какой?) – деревянный
Аквариум из стекла - ____________________Крыша из соломы - ___________________
Стена из кирпича - _______________________ Шапка из меха - _____________________
Носки из шерсти - ________________________ Сапоги из резины - __________________
Крепость из снега - ______________________ Лопатка из металла - _________________
-Образование притяжательных прилагательных
6 лет:
Очки бабушки (чьи?) – бабушкины ___________ Туфли мамы (чьи?) - _______________
Усы кошки (чьи?) - _______________________ Хвост лисы (чей?) - _________________
Берлога медведя (чья?) - ____________________ Гребень петуха (чей?) - _____________
-Образование приставочных глаголов («Что делает мальчик?» по картинкам)
6 лет:
Мальчик выходит из дома. _______________ Мальчик отходит от дома. _____________
Мальчик подходит к магазину. ____________ Мальчик переходит улицу. ____________
Мальчик обходит лужу.___________________ Мальчик входит в дом. _______________
-Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам)
6 лет:
Девочка строит домик. ___________________ Девочка построила домик. ____________
Мальчик красит вертолет. _________________ Мальчик покрасил вертолет. __________
Состояние связной речи
-Пересказ текста из нескольких предложений
5 лет: Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6 лет (составление рассказа по серии картинок):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(5 лет)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель–логопед _____________________
Дата _________________ Заведующий МДОУ ____________________
М. П.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
( 6 лет)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед ______________________
Дата ____________________ Заведующий МДОУ ______________________
М. П.
ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА
(5 лет)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА
(6лет) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы:
- Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в двух частях. – М.: «Владос», 2005.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
- Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
- Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
- Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
- Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
- Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему "Графический диктант,как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР""
В консультации даны этапы, правила работы с графическими диктантами...
Консультация "Формирование графо-моторных умений у детей с помощью трафаретов В.В. Воскобовича"
Все чаще мы слышим жалобы учителей на то, что первоклассники быстро устают, у них пониженная работоспособность, затруднения в овладении письмом, недостаточно развита ...
Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Почему так важно развивать графические умения у детей уже в дошкольном возрасте? Какие трудности могут возникнуть при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка...
Самообразование "Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Графический диктант, как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или не осознанные, отраж...
Консультация для педагогов "Формирование графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Формирование графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста"Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда ...