инклюзивный подход в образовании
методическая разработка по коррекционной педагогике

Вейсбрут Татьяна Евгеньевна

инклюзивный подход в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnyy_podhod_v_obrazovanii.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивный подход в образовании.

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Этот принцип предполагает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Необходимость ранней коррекционно-дефектолого-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. При коррекционной работе с ребенком с ДЦП принимаем во внимание не его возраст, а то на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок. В нашем случае ребенок получает коррекционную помощь с двух лет, поэтому мы базируемся на имеющихся умениях и навыках.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности ребенка. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируем основной для данного возраста вид деятельности, в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) – это игровая деятельность.

4Наблюдение за ребенком в динамике Анализ психического и речевого развития ребенка проводим 3 раза в год (сентябрь, январь, май), фиксируем показания в виде мониторинга по разделам общеразвивающей программы ДОУ, основным разделам речевого развития (артикуляционная и пальчиковая моторика, звукопроизношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй речи, связная речь) и психического развития (эмоционально-волевая сфера, внимание, память, восприятие, мышление, ориентировка в пространстве и времени).

5. Тесное взаимодействие с родителями. В силу значимой роли семьи и ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители - основные участники педагогической помощи при ДЦП. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, а самое главное у ребенка появляется уверенность в своих силах. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

В ходе социализации ребенка с ДЦП могут возникнуть определенные сложности, это связано с тем,  что по состоянию интеллекта дети с ДЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у многих остальных наблюдается значительное недоразвитие интеллекта. Часто такие дети вызывают  особую тревогу у педагогов.  Большинство детей отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности, безучастии, безразличии.

Для таких детей характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, капризностью. Незрелость, которая проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. В результате это приводит к формированию у таких детей иждивенческой установки, неспособности и нежеланию к самостоятельной практической деятельности, трудностям социальной адаптации.

«Особые» дети имеют  ряд социально-педагогических проблем:

1.     ограниченные способности к самообслуживанию;

2.     речь и неречевые средства общения используются в неполном объеме;

3.     излишняя впечатлительность, тревожность;

4.     уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту.

Эти проблемы приводят к снижению уровня социализации и усложняют процесс интеграции ребенка в общество.

Организация работы с такими детьми  со стороны педагогов предполагает глубокое понимание основных причин нарушений коммуникативных функций, умение определять условия для осуществления помощи, а именно, чтобы ребёнок хотел выразить себя, чтобы он чувствовал, что взрослый искренне, интересуется им и его жизнью, сопереживает ему. Усиленная тренировка нарушенных функций, попытки развить возможности, которые ограничены дефектом развития, часто приводят к негативному отношению к определенным видам деятельности. Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью искать новые формы и приемы коррекционной работы.

Социальная адаптация включает в себя умение общаться, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, поэтому большое внимание уделяем сюжетно-ролевым играм и специально организованным ситуациям. При первичном обучении игровым действиям познакомим   «особых » детей  с сюжетными игрушками и показываем  элементарные игровые действия, сопровождая их выразительной мимикой и речью. При этом необходимо создать такую ситуацию успеха, при которой в дальнейшем, по мере усвоения игровых умений, он уже самостоятельно будет включатся  с другими детьми в такие сюжетно-ролевые игры как «Дом», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница».

 

 

Определены основные направления коррекционно-педагогической работы:

- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза);

- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

- формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Работа воспитателей и учителя-дефектолога, заключается в обеспечении оптимальных условий социализации ребенка, с ограниченными возможностями. Дети нуждается в оказании помощи взрослого, в становлении успешного взаимодействия между ребенком с ДЦП и сверстниками, в повышении уровня социальной адаптации, что позволит обеспечить максимально независимую жизнь в обществе, несмотря на имеющиеся значительные ограничения в жизнедеятельности и трудоспособности.

Условием достижения высоких результатов коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения является единство и интеграция предметно-развивающей, образовательно-воспитательной и социально-педагогической сред.

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ детского сада № 17- это система условий, обеспечивающих развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление ребенка, как личности. Однообразие микросреды может привести к ограничению возможностей развития детей, поэтому интерьер групповой комнаты мы стараемся  выдерживать в умеренной цветовой гамме, не перегружать  отдельными деталями. При расстановке мебели и игрового оборудования мы учитываем  недостаточную координированность и устойчивость ребенка с ДЦП. Пространство группы организовали, таким образом, чтобы стимулировать познавательную и двигательную активность детей с особенностями в развитии, формировать навыки предметно-практической деятельности.

Мы постарались максимально насытить групповое пространство традиционным и нетрадиционным оборудованием для сенсомоторного развития. В свободном доступе расположены стеллажи для настольных и дидактических игр и упражнений, книжный уголок. Подобрали художественные произведения, которые влияют на развитие эмоциональной сферы, развитие вербальных и невербальных средств общения, развитие познавательных процессов. Ведь во время чтения книг нервная система ребенка находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка собственных проблем, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

Массажные атрибуты для рук и для ног позволяют реализовывать разные методики по развитию мелкой и общей моторики у детей. Мышечной тренировке способствуют мячи разного размера и веса, большие и мягкие.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает детям образовательно-воспитательный маршрут, оптимальный для их  психики и поведения, активизирует познавательную деятельности и содержательное общение детей со сверстниками и взрослыми.

Музыкальная деятельность  создают основу для эмоционального контакта и являются прекрасным средством коррекционно-педагогического воздействия на психическое развитие детей с ЗПР, и с нарушением ДЦП. Из-за различных нарушений двигательной системы музыкально-ритмическая деятельность детей с ДЦП ограничена. В силу этого при оснащении «музыкального центра» предпочтение отдается  приобретению музыкальных инструментов (бубны, треугольник, тарелки, дудочки, ложки и т. п.), музыкальных игрушек, изготовлению музыкально-дидактических игр, с различными атрибутами. Развивая слуховое внимание детей, используем технические средства: магнитофон, видеоплеер с богатой коллекцией аудио и видео записей. В процессе музыкальной деятельности у детей с ограниченными возможностями формируются первичные навыки коммуникации. Эта же задача успешно решается и по средствам проведения театрализованных игр. Дети в совместных играх знакомятся с такими видами театра как кукольный, настольный, теневой; учатся манипулировать куклами; развивают интонационную выразительность речи.

Огромную роль в коррекционно-педагогической работе при ДЦП играет логопедическая работа. Ее основными задачами являются: развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения.

Проблему речевого и интеллектуального развития детей невозможно рассматривать в отрыве от процесса социализации, особенно если речь идет о детях, испытывающих значительные трудности в общении.

Особое внимание уделяется возможности общения детей  с ДЦП с другими детьми. Они с удовольствием общаются, играют, рисуют вместе. Все это позволяет с уверенностью сказать, что дети формируют в себе такие положительные черты, как: умение сопереживать другим, толерантность к окружающим, желание помогать ближним; а ребенок с ограниченными возможностями учится непринужденности, востребованности, раскрывает свои возможности.

Одним из элементов адаптивной среды являются традиционные экскурсии индивидуальной и подгрупповой направленности по помещениям дошкольного учреждения (дети посещают медицинский кабинет, музыкальный и физкультурный залы, кабинет заведующей, с целью ознакомления с помещением и знакомства с людьми и функциями, которые они выполняют). После каждой экскурсии с детьми проводим игры на закрепление полученных сведений, ориентировки в ДОУ «Чья вещь?», «Как пройти?», «Назови музыкальные инструменты» и т. д.

Дети  с ДЦП имеют  возможность посещать и принимать участие в мероприятиях: праздниках, развлечениях, соревнованиях, конкурсах детского сада, проводимых с детьми других групп, что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. Это оказывает стимулирующее воздействие на детей, способствует их социальной интеграции, а у детей, не имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формируются гуманные личностные качества.

В ходе работы складывается система обеспечения комплексной помощи детям с диагнозом ДЦП и их семьям, обеспечивающая формирование социально-адаптивного поведения.

Необходимым направлением коррекционно-педагогической работы является мониторинг. Простота, доступность, наглядность мониторинга позволяет сфокусировать внимание родителей на достижениях собственного ребенка, не сравнивая его с другими, видеть динамику процессов развития, дает возможность убедиться в качественных изменениях, а это стимулирует родителей к дальнейшей работе.

Для повышения педагогической компетентности родителей помогают активные формы работы:

- родительские собрания;

- открытые занятия;

- консультации;

- собеседования с родителями по результатам консилиумов;

- лектории по темам волнующим родителей;

- обучение родителей приемам и методам воспитания и обучения в соответствии с задачами развития ребенка, участие в реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Одна  из самых творческих форм работы с родителями в дошкольном учреждении это – «Детско-родительские досуги».

Такая форма работы была выбрана 2 года назад и до сих пор остается самой актуальной. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества и инициативы. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с дошкольным отделением  именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес нам удается развить в совместном проведении детско-родительского досуга. Именно здесь родители могут другими глазами посмотреть на своего ребенка и подчеркнуть его индивидуальность.

Таким образом, всестороннее изучение ребенка, оценка его реальных возможностей, координация в работе педагогов и специалистов учреждения, тесная связь с семьей дают возможность педагогу оказать социальную помощь детям: помочь им наладить общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой – как важный фактор успешной социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Волосовец Т.В, Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие  для педагогов дошкольных учреждений.

2. Инклюзивный детский сад. Сборник статей.- М.: ЦОУО ДО г. Москвы, 2009. – С. 3 -

27/901-6 - http://psy.1september.ru/article.php?ID=200003410

3. Таланова Н. Детский церебральный паралич. Возможности социальной адаптации. // Мама и малыш. – 2007. – [Электронный ресурс]. URL:  http://www.2mm.ru/malysh/zdorove-rebenka/322/detskiy-cerebralnyy-paralich (дата обращения 19.05.2016)

4. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: Учебно-

5. Интернет ресурсы: http//nsportal.ru›shkola…2016/08/22/sotsializatsiya…dtsp- социализации детей, страдающих церебральным параличом.(дата обращения 15.11.2017)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по воспитанию гуманного отношения к «особым» детям посредством инклюзивного подхода в образовании

Опыт работы по воспитанию гуманного отношения к «особым» детям посредством эксклюзивного подхода в образовании ...

Теоретические аспекты инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями

Теоретические аспекты инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Рассмотрим условия реализации инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего вида....

Мастер-класс для педагогов "Особенности работы музыкального руководителя в условиях ведения инклюзивного подхода в образовании"

Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происход...