Использование сказок в КРР учителя-логопеда в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста является логопедическая сказка. Логосказка – это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой. Цель использование логосказок – коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов через придумывание и проигрывание сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skazok_v_krr_uchitelya-logopeda_v_dou.docx | 21.84 КБ |
prezentatsiya_v_mire_skazok.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование сказок в КРР учителя-логопеда в ДОУ
- Теоретическая часть
Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста является логопедическая сказка.
Слайд 2
Логосказка – это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.
Слайд 3
Цель использование логосказок – коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов через придумывание и проигрывание сказок.
Логосказки могут представлять собой целое занятие, его часть или дидактическую игру. Используются авторские сказки, русские народные, сочиненные учителем-логопедом и созданные вместе с детьми.
Слайд 4
Выделяют следующие виды логосказок:
- Артикуляционные.
- Пальчиковые.
- Фонетические.
- Лексико-грамматические.
- Сказки, способствующие формированию связной речи.
- Сказки по обучению грамоте.
Слайд 5
Для постановок сказок используют различные виды театров:
- пальчиковый,
- настольный,
- теневой,
- куклы Би-Ба-Бо,
- театр игрушек.
Остановимся на сказках, способствующих формированию связной речи.
Слайд 6
Приёмы:
- Изменение конца сказки.
Детям предлагается известная сказка. В которой надо изменить окончание по своему усмотрению.
- Продолжение сказки.
Когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?».
- Включение в сказку героя из другой сказки.
Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришёл ёж.
- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
- Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения.
Например, «Теремок» - «Дружный домик» или «Домик для зверей» и др.
Рассказывание сказок сопровождается действиями на фланелеграфе, магнитной доске или на столе.
Слайд 7, 8 - фотографии
- Практическая часть (проигрывание сказок с педагогами)
Вариант 1
Авторская игра
Цель: наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.
Оборудование: игрушки или маски (шапочки, костюмы, нагрудные картинки); предметы-заменители или макеты: деревья, пенек, солнышко, кочки, домики, избушка, печка; предметы: коврик, валенок, корзинка; магнитофон.
Варианты игры:
– взрослый читает текст, дети изображают животных и выполняют их действия;
– дети выполняют действия с игрушками;
– проводится беседа по вопросам после прочтения сказки, делается акцент на словосочетания с предлогами, подбираются другие словосочетания аналогичных предложно-падежных конструкций.
Текст:
«В один погожий летний день зайчишка вышел погулять.
Забравшись на высокий пень, он стал других зверюшек звать.
Бегут играть его друзья: ежонок и лисёнок,
Бельчонок шустрый прискакал и мишка-медвежонок.
Играть хотят зверятки в пятнашки или в прятки.
Зверятам весело играть: между деревьями скакать,
И прыгать по пенёчкам, и прятаться за кочками.
Играли долго малыши. Никто и не заметил,
Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.
Огляделись малыши – страшно и обидно:
Тишина в лесной глуши, домиков не видно.
Куда же им теперь идти и как дома свои найти?
И где же будут спаленки для зверяток маленьких?
Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!
Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят. (Музыка)
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.
Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.
К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали, но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»
Вопросы по сказке:
- Куда забрался зайчишка, выйдя погулять?
(Забравшись на высокий пень.)
- Во что хотели играть зверятки, когда их позвал зайчишка?
(Играть хотят зверятки в пятнашки или в прятки.)
- Как весело играли зверята? Что они делали?
(Зверятам весело играть: между деревьями скакать,
И прыгать по пенёчкам, и прятаться за кочками.)
- Где спали зверята, когда пришла ночь?
(Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.)
- Куда утром заглянул лучик солнце?
(Утром лучик солнца заглянул в оконце.)
- Проснувшись, откуда поднимаются зверятки?
(Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка)
- Откуда поглядели зверята и увидели дорожку?
(Поглядели из окошка и увидели дорожку.)
- Откуда побежали они к своим домикам?
(Побежали из избушки.)
- Куда разбежались зверюшки, увидев своих мам?
(Разбежались по домам.)
Вариант 2
Цель: развитие связной речи через составление описательных рассказов о животных.
Ход. Каждый ребенок выбирает себе животного. Все по очереди приходят к домику и просят впустить их. Взрослый берет на себя роль животного, первым поселившегося в домике.
Взрослый просит детей описать животных. Описание является условием для того, чтобы попасть в домик, например:
Ребёнок. Кто-кто в домике живёт?
Взрослый. Я - зайка-попрыгайка. А ты кто?
Ребёнок. Я - лисичка-сестричка.
Взрослый. А ты какая? Расскажи про себя.
Ребёнок. Я – рыжая, с пушистым хвостом, люблю лакомиться курочкой (рыбкой). Можно к тебе в гости?
Взрослый. Заходи, вдвоём веселее.
И т.д.
(Мишка – я большой, косолапый, люблю есть мёд.
Белочка – я маленькая, шустрая, с пушистым хвостиком, люблю грызть орешки и прыгать по деревьям.)
В начале инсценировки взрослый может дать образец описания внешнего вида от имени своего героя: «Я – серенький, длинноухий, люблю грызть морковку. Кто я? Угадай!»
В домик могут приходить разные звери, а не только те, что в сказке. Взрослый может предлагать различные ситуации, не связанные с сюжетом сказки, и разыгрывать их вместе с детьми.
Слайд 9
Таким образом, учитель-логопед с помощью сказок решает многие коррекционные задачи:
- совершенствуется звуковая сторона и лексико-грамматический строй речи;
- развивается связная речь, мелкая и общая моторика, психические процессы;
- создается благоприятная психологическая атмосфера, способствующая сотрудничеству логопеда с детьми.
Слайд 10 - Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логосказка это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.
Цель коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов через придумывание и проигрывание сказок.
Виды логосказок Артикуляционные Пальчиковые Фонетические Лексико-грамматические Сказки, способствующие формированию связной речи Сказки по обучению грамоте
Виды театров пальчиковый настольный теневой куклы Би-Ба- Бо театр игрушек
Приёмы Изменение конца сказки . Продолжение сказки . Включение в сказку героя из другой сказки . Рассказывание сказки от лица одного из персонажей . Представить себя обладателем волшебной вещи или чудесного дара . Придумывание новых названий известных сказок , не искажающих идеи произведения.
Артикуляционные сказки
Настольный театр
Плоскостной театр
Решаются коррекционные задачи: совершенствуется звуковая сторона и лексико-грамматический строй речи; развивается связная речь, мелкая и общая моторика, психические процессы; создается благоприятная психологическая атмосфера, способствующая сотрудничеству логопеда с детьми.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...
Использование компьютера в работе учителя-логопеда.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а ...
Использование пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда.
Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит теоретический и практический материал по использованию пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда....
Использование пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда.
Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит теоретический и практический материал по использованию пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ И ФОНЕТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА.
Данный материал познакомит педагогов с технологией , которая позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего логопедического занятия, но сохранить психофизическое здор...
Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда
Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда...
Драматизация терапевтических сказок на занятиях учителя-логопеда.
Терапевтических сказок на просторе интернет-ресурса большое количество. Я к примеру, открыла для себя авторские сказки на этом сайте. https://skazkibasni.com/skazkoterapiya-chitaem-detyam-t...