Использование сказок в КРР учителя-логопеда в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Перфильева Евгения Юрьевна

Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста является логопедическая сказка. Логосказка – это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой. Цель использование логосказок – коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов через придумывание и проигрывание сказок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказок в КРР учителя-логопеда в ДОУ

  1. Теоретическая часть

Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста является логопедическая сказка.

Слайд 2

Логосказка – это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.

Слайд 3

Цель использование логосказок – коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов через придумывание и проигрывание сказок.

Логосказки могут представлять собой целое занятие, его часть или дидактическую игру. Используются авторские сказки, русские народные, сочиненные учителем-логопедом и созданные вместе с детьми.

Слайд 4

Выделяют следующие виды логосказок:

  1. Артикуляционные.
  2. Пальчиковые.
  3. Фонетические.
  4. Лексико-грамматические.
  5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
  6. Сказки по обучению грамоте.

Слайд 5

Для постановок сказок используют различные виды театров:

- пальчиковый,

- настольный,

- теневой,

- куклы Би-Ба-Бо,

- театр игрушек.

Остановимся на сказках, способствующих формированию связной речи.

Слайд 6

Приёмы:

  1. Изменение конца сказки.

Детям предлагается известная сказка. В которой надо изменить окончание по своему усмотрению.

  1. Продолжение сказки.

Когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?».

  1. Включение в сказку героя из другой сказки.

Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришёл ёж.

  1. Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
  2. Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения.

Например, «Теремок» - «Дружный домик» или «Домик для зверей» и др.

Рассказывание сказок сопровождается действиями на фланелеграфе, магнитной доске или на столе.

Слайд 7, 8 - фотографии

  1. Практическая часть (проигрывание сказок с педагогами)

Вариант 1

Авторская игра

Цель: наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.

Оборудование: игрушки или маски (шапочки, костюмы, нагрудные картинки); предметы-заменители или макеты: деревья, пенек, солнышко, кочки, домики, избушка, печка; предметы: коврик, валенок, корзинка; магнитофон.

Варианты игры:

– взрослый читает текст, дети изображают животных и выполняют их действия;
– дети выполняют действия с игрушками;
– проводится беседа по вопросам после прочтения сказки, делается акцент на словосочетания с предлогами, подбираются другие словосочетания аналогичных предложно-падежных конструкций.

Текст:

«В один погожий летний день зайчишка вышел погулять.
Забравшись на высокий пень, он стал других зверюшек звать.
Бегут играть его друзья: ежонок и лисёнок,
Бельчонок шустрый прискакал и мишка-медвежонок.

Играть хотят зверятки в пятнашки или в прятки.
Зверятам весело играть: между деревьями скакать,
И прыгать по пенёчкам, и прятаться за кочками.

Играли долго малыши. Никто и не заметил,
Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.

Огляделись малыши – страшно и обидно:
Тишина в лесной глуши, домиков не видно.

Куда же им теперь идти и как дома свои найти?
И где же будут спаленки для зверяток маленьких?

Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!

Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят. (Музыка)
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.

Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.

К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали, но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

Вопросы по сказке:

- Куда забрался зайчишка, выйдя погулять?

(Забравшись на высокий пень.)

- Во что хотели играть зверятки, когда их позвал зайчишка?

 (Играть хотят зверятки в пятнашки или в прятки.)

- Как весело играли зверята? Что они делали?

(Зверятам весело играть: между деревьями скакать,

И прыгать по пенёчкам, и прятаться за кочками.)

- Где спали зверята, когда пришла ночь?

(Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,

Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.

И уснула белочка, притаясь за печкою.)

- Куда утром заглянул лучик солнце?

(Утром лучик солнца заглянул в оконце.)

- Проснувшись, откуда поднимаются зверятки?

(Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:

 С коврика вскочил лисёнок,

Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла
из-за печки,

А мишутка маленький выбрался из валенка)

- Откуда поглядели зверята и увидели дорожку?

(Поглядели из окошка и увидели дорожку.)
- Откуда побежали они к своим домикам?

(Побежали из избушки.)

- Куда разбежались зверюшки, увидев своих мам?

(Разбежались по домам.)

Вариант 2

Цель: развитие связной речи через составление описательных рассказов о животных.

Ход. Каждый ребенок выбирает себе животного. Все по очереди приходят к домику и просят впустить их. Взрослый берет на себя роль животного, первым поселившегося в домике.

Взрослый просит детей описать животных. Описание является условием для того, чтобы попасть в домик, например:

Ребёнок. Кто-кто в домике живёт?

Взрослый. Я - зайка-попрыгайка. А ты кто?

Ребёнок. Я - лисичка-сестричка.

Взрослый. А ты какая? Расскажи про себя.

Ребёнок. Я – рыжая, с пушистым хвостом, люблю лакомиться курочкой (рыбкой). Можно к тебе в гости?

Взрослый. Заходи, вдвоём веселее.

И т.д.

(Мишка – я большой, косолапый, люблю есть мёд.

Белочка – я маленькая, шустрая, с пушистым хвостиком, люблю грызть орешки и прыгать по деревьям.)

В начале инсценировки взрослый может дать образец описания внешнего вида от имени своего героя: «Я – серенький, длинноухий, люблю грызть морковку. Кто я? Угадай!»

В домик могут приходить разные звери, а не только те, что в сказке. Взрослый может предлагать различные ситуации, не связанные с сюжетом сказки, и разыгрывать их вместе с детьми.

Слайд 9

Таким образом, учитель-логопед с помощью сказок решает многие коррекционные задачи:

- совершенствуется звуковая сторона и лексико-грамматический строй речи;

- развивается связная речь, мелкая и общая моторика, психические процессы;

- создается благоприятная психологическая атмосфера, способствующая сотрудничеству логопеда с детьми.

Слайд 10 - Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В мире сказок… Подготовила: учитель-логопед МБДОУ №36 Перфильева Е.Ю.

Слайд 2

Логосказка это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.

Слайд 3

Цель коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов через придумывание и проигрывание сказок.

Слайд 4

Виды логосказок Артикуляционные Пальчиковые Фонетические Лексико-грамматические Сказки, способствующие формированию связной речи Сказки по обучению грамоте

Слайд 5

Виды театров пальчиковый настольный теневой куклы Би-Ба- Бо театр игрушек

Слайд 6

Приёмы Изменение конца сказки . Продолжение сказки . Включение в сказку героя из другой сказки . Рассказывание сказки от лица одного из персонажей . Представить себя обладателем волшебной вещи или чудесного дара . Придумывание новых названий известных сказок , не искажающих идеи произведения.

Слайд 7

Артикуляционные сказки

Слайд 8

Настольный театр

Слайд 9

Плоскостной театр

Слайд 10

Решаются коррекционные задачи: совершенствуется звуковая сторона и лексико-грамматический строй речи; развивается связная речь, мелкая и общая моторика, психические процессы; создается благоприятная психологическая атмосфера, способствующая сотрудничеству логопеда с детьми.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...

Использование компьютера в работе учителя-логопеда.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а ...

Использование пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда.

Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит теоретический и практический материал по использованию пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда....

Использование пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда.

Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит теоретический и практический материал по использованию пальчиковых и лексико-грамматических сказок в работе учителя-логопеда....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ И ФОНЕТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА.

Данный материал познакомит педагогов с технологией , которая позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего логопедического занятия, но сохранить психофизическое здор...

Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда

Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда...

Драматизация терапевтических сказок на занятиях учителя-логопеда.

Терапевтических сказок на просторе интернет-ресурса большое количество. Я к примеру, открыла для себя авторские сказки на  этом сайте. https://skazkibasni.com/skazkoterapiya-chitaem-detyam-t...