ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ И ФОНЕТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данный материал познакомит педагогов с технологией , которая позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего логопедического занятия, но сохранить психофизическое здоровье детей, сформировать положительное эмоциональное состояние и снизить переутомление на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_artikulyatsionnykh_i_foneticheskikh_skazok_v_rabote_uchitelya.docx | 57.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ И ФОНЕТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА.
Светлана Юрьевна Шелевер, учитель – логопед, МДОУ ЦРР д/с №4 «Светлячок».
Развитие логопедии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-воспитательного воздействия. Наша коррекционно-образовательная работа осуществляется с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ОНР – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, задержка в развитии пассивного и активного словаря, в формировании семантических полей, нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, аграмматизмы, недостаточная сформированность связной речи. Это выражается в трудности манипулирования языковой единицей для выражения собственного замысла. Можно предположить, что дефектность собственно языковой базы может служить причиной возникновения трудностей при общении, а в наиболее выраженной форме приводить к упорному отказу ребенка с ОНР от речевой коммуникации. Мышлению детей дошкольного возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Именно сказка является богатым ресурсом для реализации анимистических представлений детей.
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше места занимают специальные техники, куда входит такое направление, как логопедическая сказка. Именно особенностями детской психики определяется выбор логосказки (логопедической сказки) как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи детей с ОНР. Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста: в автономности (в сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы); в компетентности (герой побеждает, преодолевая препятствия и временные неудачи); в активности (герой активен, всегда в действии). Посредством логосказки мы корректируем и развиваем свойства личности, черты характера ребенка с нарушением речи (самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность), сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Эти сказки под силу придумать не только педагогу. Можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения. Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата(губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
Артикуляционные сказки (развитие артикуляционной моторики).
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на логопедических занятиях, можно отнести принцип повторяемости. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Дети очень любят играть, и когда мы объединяем отдельные артикуляционные упражнения в сказочный сюжет, то они сами становятся активными участниками этой сказки. Логопедические сказки включают в себя целый комплекс упражнений. Желательно посадить ребенка напротив зеркала. Он должен наблюдать движения своего языка, рта и лицевых мышц. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Такая игра должна продолжаться не более 10 минут.
Логопедические сказки (артикуляционные)
«Комарик» «Невоспитанный мышонок» «Сказка о язычке» «Кто поможет воробью?»
Сказки действуют не только, как артикуляционная гимнастика, но развивают фонематический слух. В логопедической сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания, развитие общих речевых навыков.
Фонетические (озвученные) сказки.
Основной задачей фонетических сказок является развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, дыхания. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок(фраз), стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. К основным задачам в работе над развитием речевого дыхания следует отнести: - выработку свободного, плавного, удлиненного выдоха специальными игровыми упражнениями; воспитание умения произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе путем подражания речи взрослого. Развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формированию представления об основных принципах построения связного высказывания (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение) способствует работа со сказкой. Выработке правильного речевого дыхания могут помочь забавные игры-сценки. Для формирования мелодико – интонационной стороны речи разработаны сценки-диалоги. Их можно показывать как отдельно, так и включать в структуру занятия. Составленные стихотворные диалоги учат детей умению общаться, вести беседу, отвечать на вопросы, использовать в речи различные интонации, подбирать правильный темп, изменять силу, высоту голоса, отрабатывать правильное речевое дыхание.
Фонетические сказки
«Море» «Говорливый ручеек» «Спасенные буквы».
Логосказка « Веселое путешествие» «Утро»( упражнения для верхних дыхательных путей)
Использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2.Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
3.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии.. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
4.Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании.– СПб.: КАРО, 2008.
5. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: ООО «Речь», 2004.
6.Ивановская О. Г. Савченко С. Ф. Петрова Е.А. Лиса и журавль; Гуси-лебеди; Колосок: Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании: Книга для логопедов, учителей начальной школы и родителей - СПб.: КАРО, 2008.
Фонетические сказки
«Море»
Дует ветер на волны. Они ударяются о берег и шумят: шшш... Мелкие камешки трутся друг о друга: ш-ш-ш... Мелкие песчинки пытаются выбраться на берег, но волны их возвращают в море: ш-ш-ш... Вот море выбросило на берег красивые ракушки. Если их приложить к уху, можно услышать шум волн: ш-ш-ш...
«Говорливый ручеек»
Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».
Артикуляционная сказка
«Кто поможет воробью?»
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.
«Птенчик»
Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.
«Веселая змейка»
Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал. - Я бы рада тебе помочь, - отвечала змейка, - но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла. Еще пуще заплакал воробышек, но пошел.
Проскакала мимо лошадка, подставила копыто,
«Лошадка»
чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.
«Барабанщик»
Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал: - Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут. Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют.
«Загнать мяч в ворота»
попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)
Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...