Статья "МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ"
статья по коррекционной педагогике

Азанова Анастасия Алексеевна

*Копия печатного издания*

XIII Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы"

https://elibrary.ru/item.asp?id=50237187

Статья раскрывает понятие «наглядное моделирование» в коррекционной работе с дошкольниками по формированию лексико-грамматического строя речи. Так же в статье описываются особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Актуальность темы обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с процессом усвоения лексико-грамматического строя речи у дошкольников, так как это – одна из важнейших задач в системе работы по обучению родному языку.

Ключевые слова: ОНР, лексико-грамматический строй речи, наглядное моделирование, дошкольники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azanova_a.a._statya.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376

Азанова А.А., Калинина О.В.

г. Шадринск, Россия

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

Статья раскрывает понятие «наглядное моделирование» в коррекционной работе с дошкольниками по формированию лексико-грамматического строя речи. Так же в статье описываются особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Актуальность темы обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с процессом усвоения лексико-грамматического строя речи у дошкольников, так как это – одна из важнейших задач в системе работы по обучению родному языку.

Ключевые слова: ОНР, лексико-грамматический строй речи, наглядное моделирование, дошкольники.

Azanova A.A., Kalinina O.V.

Shadrinsk, Russia

THE METHOD OF REPRESENTATION AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMING GRAMMAR AND VOCABULARY FOR OLDER PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDER

The article reveals the concept of the method of representation in the forming grammar and vocabulary process for older preschoolers. The article also states the grammar and vocabulary characteristics of speech disorder. The article relevance is conditioned by the need of a more detailed study the process of the forming grammar and vocabulary, as these are the most important points in the native language learning.

Keywords: speech disorder, grammar, vocabulary, method of representation, preschoolers.

В настоящее время проблема формирования лексико-грамматических категорий занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о методике их формирования и коррекции становится одним из самых актуальных. Согласно данным международной статистики, в настоящее время число дошкольников с ОНР постоянно растет. В теории логопедии достаточно подробно и глубоко рассмотрены вопросы формирования грамматически правильной речи детей с ОНР (исследования Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.). Тем не менее, учитывая интересы современных детей, их увлеченность компьютерными технологиями, конструированием и моделированием, приходится вносить изменения в учебный процесс.

В лингвистике термин «грамматический строй речи» приравнивается к термину «грамматика», который употребляется в двух значениях: как учение о строе языка и как синоним выражения «строй языка». В грамматике, как учении о строе языка, в дошкольном образовании можно выделить три направления:

  1. слово и его формы, способы образования слов и их форм;
  2. словосочетание;
  3. предложение, его компоненты (количество слов, их порядок).

Таким образом, грамматический строй речи объединяет в себе морфологию и синтаксис. Однако, в связи с нечеткими границами разделения лингвистических наук, грамматический строй речи также включает в себя лексикологию, семантику, фонетику, орфографию (Этим объясняется термин «лексико-грамматический строй речи»).

Отметим, что речь ребенка, в частности грамматические навыки, развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит своеобразным показателем развития. Наиболее интенсивное речевое развитие детей происходит в дошкольный период (3-7 лет). В это время наблюдается качественный и количественный скачок в расширении словарного запаса, использовании различных частей речи, простых и сложных предложений [3]. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной фразовой речью.

Успешность коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи во многом основывается на использовании наглядности. Принцип наглядности – один из основополагающих принципов современной педагогики [1]. Именно наглядность позволяет сформировать у ребенка правильное представление о каком-либо понятии и закрепить его.

Метод наглядного моделирования широко применяется в логопедической практике. Например, при формировании звукового анализа и синтеза, используются схемы слогового и звукового состава слова, а также схемы предложения при работе над формированием синтаксиса. Наглядное моделирование позволяет задействовать не только слуховой и зрительный анализаторы в учебном процессе, но и кожный, мышечный анализаторы, а также способствует формированию мышления (ассоциативного, логического, образного), развитию речи и памяти. Речь – это сложная функциональная система, в которой принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный [2, 55]. Каждый из них вносит свой вклад в организацию речевой деятельности. Выпадение любого из этих звеньев приводит к нарушению речи. Суть метода сводится к воспроизведению символами каких-либо значимых характеристик определенного предмета или явления. Следует учитывать, что ребенку должны быть знакомы и понятны используемые символы и модели. В качестве таких символов могут выступать предметы и предметные картинки, схематические и силуэтные изображения (касаемо дошкольников), а также графики, схемы и таблицы.

Кроме этого, справедливо отметить что, дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в назывании тех или иных свойств объектов: они часто заменяют части предмета названием целого предмета («время» - «часы»), видовые понятия на родовые и наоборот (деревья – «ёлочки»), взаимозаменяют признаки предметов (высокий, широкий, длинный – «большой») [5, 155]. Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие [6, 149]: неправильное согласование в роде, числе, падеже («три медведем»), ошибки в использовании предлогов, в употреблении падежных форм множественного числа («много деревов»).

Также у этих детей замедлено восприятия, им трудно обозначить какое-либо свойство определенным словом, обобщить или классифицировать понятия. Несформированность этих навыков задерживает развитие познавательной деятельности ребенка в целом [4].

Таким образом, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками объясняется тем, что данный метод поддерживает интерес у детей к образовательному процессу; облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует устойчивые ассоциативные связи; и, наконец, наглядное моделирование учит детей выделять главное, систематизировать материал, что будет полезным в дальнейшем обучении в школе.

В дошкольном обучении наиболее часто применяется мнемотехника как один из вариантов наглядного моделирования. Мнемотехника опирается на графические модели и нацелена на запоминание и воспроизведение информации – детям легче запоминать новую информацию, опираясь на наглядную основу. Это метод способствует развитию экспрессивной речи в целом, но в частности может быть адаптирован для закрепления лексической темы и грамматических категорий, навыков словообразования. Таким образом, наглядное моделирование на основе мнемотехники является эффективным средством для развития любой стороны речи, так как отличается большой вариативностью применения в педагогической практике.

Мнемокубы, мнемодорожки и мнемотаблицы обычно используются для шифрования информации с последующим ее воспроизведением, но эти формы так же подходят для закрепления обобщающих понятий (на каждой грани куба расположены соответствующие рисунки, ребенку нужно назвать обобщающее слово: Стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, комод, тумба – это мебель), для закрепления антонимов (ребенок составляет пару из граней двух мнемокубов, например, на одном кубе изображено понятие «широкий», на втором – «узкий» и т.д.), для отработки навыков согласования существительного с прилагательными или числительными, а также словообразования и обогащения словарного запаса (принцип работы тот же, что и в предыдущем вариант; могут быть загаданы словосочетания типа «папин блокнот», «мамина сумка», «овощной салат», «деревянный стол», «два цыпленка», «пять цыплят», «ключ – ключик» и т.п.).

Метод мнемотехники активно используется для развития связной речи – ребенок с помощью графических изображений воспроизводит услышанное ранее стихотворение или составляет свой рассказ. С помощью мнемодорожек можно закреплять употребление предлогов, мнемокубы и мнемодорожки используются для составления рассказа по серии сюжетных картинок, по плану или пересказа.

Кроме этого, большую роль в процессе формирования лексико-грамматического строя речи играют схемы. Схемы достаточно дидактически емки и более просты для понимания ребенком, чем таблицы, поэтому и более предпочтительны. Так, с помощью схем можно отрабатывать предложно-падежные конструкции и родовые и видовые понятия.

Таким образом, метод наглядного моделирования особенно полезен для детей с ОНР в виду того, что с наглядной опорой им легче воспринимать информацию. Работа над совершенствованием процессов восприятия информации оказывает прямое влияние на развитие внимания, наблюдательности, мышления и, как следствия, речи. В свою очередь хорошо развития речь значительно облегчает усвоение школьной программы, делает адаптивный период в школе более легким.

Список использованных источников:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года . – М. : Просвещение, 2010.
  2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. – Текст : непосредственный.
  3. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой. – М.: Рус. яз., 2001. – URL: http://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5306 (дата обращения: 15.10.2022). – Текст : электронный.
  4. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М. : Издательство, 1969. – URL: http://pedlib.ru/Books/4/0285/index.shtml?from_page=21 (дата обращения: 15.10.2022). – Текст : электронный. 
  5. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичива, Г.В. Чиркина. – М. : Альфа, 1993. – 103 с. – Текст : непосредственный.
  6. Худик, В.А. Диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. – М. : Киев: Освiта, 1992. – 220 с. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды продуктивной деятельности эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников

В процессе продуктивной деятельности  развитие речи осуществляется  в нескольких направлениях:    ...

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на материале темы: «Домашние животные»

Цели: -Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое восприятие», «Общеречевые навыки», «Мелкая и общая моторика».-Интеграция образовательных облас...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Советы родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников....

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»...

«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...