Исследование «Лесенка» (Н. В. Нижегородцева)
тест по коррекционной педагогике
изучение особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_lesenka_polnaya.docx | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование «Лесенка»
(Н. В. Нижегородцева)
Цель: изучение особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я».
Подготовка исследования. Ребёнку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, из которых средняя имеет вид площадки, и объясняют задание.
Проведение исследования.
Предлагается задание: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Для наглядности можно предложить поместить на нужную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребёнка).
После того как ребёнок сделает пометку, он должен ответить на вопросы: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Покажи, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». На какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница)?».
Используется стандартный набор характеристик: хороший / плохой, добрый / злой, умный / глупый, сильный / слабый, смелый / трусливый, старательный / небрежный. Количество характеристик можно сократить.
В процессе исследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: колеблется, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если он не даёт никаких объяснений, нужно его расспросить: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.
Характеристика особенностей выполнения задания (свойственная детям с завышенной, адекватной
и заниженной самооценкой)
Способ выполнения задания | Тип самооценки |
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его так же; в качестве аргумента приводит мнение взрослого: «Я хороший. Хороший, и больше никакой, это мама так сказала» | Завышенная самооценка |
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свой выбор, называет некоторые недостатки и промахи, но мотивирует их внешними, не зависящими от него факторами; считает, что оценка взрослых в отдельных случаях может быть ниже его собственной: «Конечно, я хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный» | Завышенная самооценка |
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку; подкрепляет свой выбор реальными примерами и достижениями; считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже | Адекватная самооценка |
Ставит себя на нижние ступеньки; свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала» | Заниженная самооценка |
Если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задания, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наугад. Завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...
Методика исследования самооценки "Лесенка"
Методоку исследования самооценки "Лесенка" можно проводить с детьми, начиная с 4-6 лет. Автор матодики В.Г. Щур...
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.
Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности....
Гипотезы. Педагогика в числах или данные исследований. Статья "Дети и гаджеты" со ссылками на различные исследования в области влияния цифровых медиа на детей.
Статья "Дети и гаджеты" со ссылками на различные исследования в области влияния цифровых медиа на детей...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего возраста 3-4 года Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова
Цель диагностики: выявление развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Для диагностики развития мелкой моторики у детей была разработана схема обследования на основе книги Н.В....
- Мне нравится (1)