Развитие диалогической речи в младшем дошкольном возрасте
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Развитие речи детей – одна из центральных задач дошкольного образования. Особое значение в развитии дошкольников имеет формирование разговорной (диалогической) речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dialogicheskoy_rechi_v_mladshem_doshkolnom_vozraste.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диалогической речи в младшем дошкольном возрасте
Развитие речи детей – одна из центральных задач дошкольного образования. Особое значение в развитии дошкольников имеет формирование разговорной (диалогической) речи. По мнению А.М. Бородич «разговорная (диалогическая) речь»— это умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать, а также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.
О.А. Бизикова считает, что диалог является основной формой общения дошкольников, а диалогические умения - важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.
Мы посчитали, что развитие диалогической речи у детей с задержкой психического развития возможно через реализацию проекта по формированию основ безопасности жизнедеятельности («Коррекция психических процессов и речи через формирование основ безопасности жизнедеятельности»).
Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с правилами безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в социуме, беседуя с ним на близкие и доступные для понимания темы по основам безопасности, педагоги, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка - взрослый, от которого зависит организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но внутренний мир ребёнка, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чём они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень речевого развития дошкольника. Наибольшей эффективности оно достигнет, если будет происходить через игру и игровые ситуации.
Формирование диалогической речи осуществляется с помощью игр и игровых ситуаций. Игра позволяет создать благоприятный эмоциональный фон, способствует активизации диалогического взаимодействия. Игры и ситуации подбираются в соответствии с принципом постепенного усложнения речевых умений от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Игровые ситуации можно включать не только в занятия и в совместную деятельность педагога с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
Используемые в проекте игры и игровые ситуации способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и специально организованных игровых ситуаций состоят в том, чтобы через игру научить детей общаться: подбирать нужные слова, составлять предложения и правильно выражать свои мысли. Поэтому большое внимание в игре следует уделять развитию умения детей высказываться, обобщать, сравнивать, противопоставлять.
Заимствование готовых диалогических реплик — первый этап использования игр и игровых приёмов в процессе развития диалогической речи у детей. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Происходит это в созданных игровых ситуациях, дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов. Это помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога:
- проявлять уважение и внимание к собеседнику;
- соблюдать очередность в разговоре;
- необходимость выслушивать собеседника, не перебивая;
- поддерживать общую тему разговора;
- говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью;
- строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника, и чтобы оно было понятно ему;
- использовать литературную лексику.
На первом этапе по формированию диалогической речи мы знакомим детей с ситуациями, связанными с безопасным поведением. Наша задача – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Анализируя причины возникновения ситуаций, размышляя, как правильно поступить, как обратиться за помощью, мы закладываем фундамент прочных основ опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Русские народные потешки и прибаутки: «Кисонька-мурысонька», «Здравствуй, киса» (Настя Емельяненко), «Зачем?» (Шутка), «Английская песенка» (в обработке С. Маршака), «Яма» (О. Григорьев), «Лис и мышонок» (В. Бианки) и др.
Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами: «Почта», «Маковое зернышко», «Справочное бюро», «Волшебный ключ», «Передай письмо» и др.
Подвижные игры с готовыми текстами-диалогами: «Краски», «Лиски», «Король», «Фокины дети», «Пчелки и ласточка», «Змея», «Яша» и др.
Таким образом, развитие диалогической речи у детей с задержкой психического развития через реализацию проекта по формированию основ безопасности жизнедеятельности позволило:
- сформировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге;
- овладеть начальными знаниями о социальном мире, быть способными к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения; сформировать потребность соблюдать правила безопасного поведения и пользоваться навыком диалога в чрезвычайных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...
Театрализованная деятельность как один из методов развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Игра, как известно, ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Через игру ребенок познает окружающий мир. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой...
Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр
Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...
Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (конструкты)...
Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...
Педагогическая технология "Развитие развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через изучение основ журналистики"
Актуальность Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познава...