Перспективный календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Перспективный календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_2023-2024_god.docx | 65.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 92»
ИНН 2460114829/КПП 246001001/ ОКПО 41934447/ ОГРН 1192468036122
660043, г. КРАСНОЯРСК, ул. Линейная, 121. /E-mail: dou92krsk@yandex.ru
_________________________________________________________________
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №92 М.А. Шахова
« » ___________________ 2023г.
Перспективный календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год
Составила: учитель – логопед
Вилигина О.А.
Красноярск, 2023 г.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда с детьми дошкольного образования
Программа коррекционно-развивающей работы включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребенка с ТНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для ребенка с ТНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по
логопедической деятельности
Индивидуальная форма работы (продолжительность до 25 минут) составляют существенную часть работы учителя-логопеда. Она направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков воспитанников, создающих определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в плане индивидуальной работы с ребенком.
Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. В индивидуальной работе учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, сгладить невротические реакции. В индивидуальной деятельности дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
представлены в виде календарно-тематического планирования занятий.
В основе планирования работы с детьми с ТНР лежит тематический план. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем.
Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с тяжелыми нарушениями речи в содержание обучения и воспитания введены тематические события.
Коррекционные задачи каждого из разделов:
1. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза
а) Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
б) Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
в) Работа над слоговой структурой слова
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
г) Формирование произносительной стороны речи.
Уточнять у детей произношение сохранных звуков.
Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.
Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.
Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Совершенствовать навыки по дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).
д) Овладение элементарными навыками письма и чтения.
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).
Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.
Учить выделять ударный звук в слове.
Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак – лик).
Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).
Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.
2. Развитие словаря
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).
Объяснять значение слов с опорой на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).
Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).
Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений (широкая душа, сгореть от стыда).
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов мужского и женского рода по временам.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.
Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).
Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).
4. Развитие связной речи и речевого общения
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи .
Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.
Перспективный тематический план образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками звукового анализа и синтеза с детьми с ТНР.
Цели занятий:
- Закрепление навыка правильного произношения всех звуков русского языка.
- Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
- Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.
- Знакомство с буквами русского языка.
№ недели | Тема | Закрепляемые навыки | Кол-во занятий | ||
Сентябрь | |||||
3-я неделя | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. | 1 | ||
4-я неделя | Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. | Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками. Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки. | 1 | ||
Октябрь | |||||
1-я неделя | Звук А Буква А | Знакомство с понятием гласный звук. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква. | 1 | ||
2-я неделя | Звук У Буква У | Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез, чтение слогов АУ, УА | 1 | ||
3-я неделя | Звук И Буква И | Анализ звуков рядов: ИА, ИУА. Анализ, синтез, чтение слогов ИА, УА, ИУА. | 1 | ||
4-я неделя | Звук О. Буква О | Определение наличия или отсутствия звука в слове. | 1 | ||
Ноябрь | |||||
1-я неделя | Звук Э и буква Э. Закрепление гласных звуков. | Закрепление понятия гласный звук. Деление слов на слоги. | 1 | ||
2-я неделя | Звук Ы. Буква Ы. | Учить дифференцировать звуки по артикуляции и звучанию. Определение места звука в слове. | 1 | ||
3-я неделя | Звуки М-МЬ Буква М. | Знакомство с понятием согласный звук. Анализ, синтез и чтение прямых, обратных слогов АМ, ОМ, УМ, МА, МО. Введение понятия «слог». | 1 | ||
4-я неделя | Звуки П-ПЬ Буква П | Закрепление понятия согласный звук. Дифференциация понятий гласные и согласные звуки. Анализ, синтез и чтение обратных слогов АП, ОП, УП. | 1 | ||
5-я неделя | Звуки Б-БЬ, Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ Буква Б | Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. | 1 | ||
Декабрь | |||||
1-я неделя | Звуки Т-ТЬ Буква Т | Составление схем слогов и слов. Закрепление понятия мягкий звук. Анализ оптико-пространственных признаков букв. | 1 | ||
2-я неделя | Звуки Д-ДЬ. Буква Д. | Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. | 1 | ||
3-я неделя | Звуки Н-НЬ. Буква Н | Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение двусложных слов с открытыми слогами: СГ+ СГ; ГС+СГ | 1 | ||
4-я неделя | Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф. | Составление схем слогов и слов. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Развитие графо-моторных навыков. | 1 | ||
Январь | |||||
1-я неделя | КАНИКУЛЫ | ||||
2-я неделя | Звуки В-ВЬ. Буква В | Составление схем слогов и слов. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Развитие графо-моторных навыков. | 1 | ||
3-я неделя | Звуки К-КЬ Буква К. | Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков. | 1 | ||
4-я неделя | Звуки Г-ГЬ Буква Г | Составление схем слогов и слов. Дифференциация гласных и согласных звуков. Составление схем простых предложений. | 1 | ||
Февраль | |||||
1-я неделя | Звуки Х-ХЬ Буква Х | Дифференциация по артикуляции или акустическим признакам. Развитие оптико-пространственных ориентировок. | 1 | ||
2-я неделя | Звук Й Буква Й | Определение наличия или отсутствия звука в слове. Чтение односложных и двусложных слов. | 1 | ||
3-я неделя | Буква Я Буква Я | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | ||
4-я неделя | Буква Е Буква Е | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | ||
Март | |||||
1-я неделя | Звуки С-СЬ Буква С | Дифференциация звуков по мягкости - твердости. Закрепление составления схем слов. | 1 | ||
2-я неделя | Звуки З-ЗЬ Буква З | Составление слов по начальным звукам данных слов. Чтение простых предложений. | 1 | ||
3-я неделя | Звук Ц Буква Ц | Дифференциация свистящих звуков. Составление схем трехсложных слов. Развитие оптико-пространственных ориентировок. | 1 | ||
4-я неделя | Звуки Р-РЬ Буква Р. | Деление слов на слоги, выделение ударного гласного в слове. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. | 1 | ||
5-я неделя | Звуки Л-ЛЬ Буква Л | Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. | 1 | ||
Апрель | |||||
1-я неделя | Буква Ё Буква Ё | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | ||
2-неделя | Буква Ю Буква Ю | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | ||
3-я неделя | Звук Ш Буква Ш | Закреплять навык преобразования слов с помощь добавления слогов. Составление слов по последним звукам данных слов. | 1 | ||
4-я неделя | Звук Ж Буква Ж | Учить выкладывать из букв разрезной азбуки слова, простые предложения. Закреплять умение определять количество слов в предложении их последовательность. | 1 | ||
Май | |||||
1-я неделя | Звук Ч Буква Ч | Проводить звуко-слоговой анализ и синтез на основе наглядно-графических схем. Продолжить работу со словами более сложной слоговой структуры (черепаха, жучка, тучка). Учить их анализировать и выкладывать из букв разрезной азбуки. | 1 | ||
2-я неделя | Звук Щ. Буква Щ. | Продолжить работу по закреплению навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв. Удаления или добавления буквы (плач – плащ, челка – щелка). Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность, выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения. | 1 | ||
3-я неделя | Мягкий знак. | Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения. Закрепление оптико-пространственных ориентировок. | 1 | ||
4-я неделя | Твердый знак. | Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения. Дифференциация Ь и Ъ. Закрепление оптико-пространственных ориентировок. | 1 |
Перспективный тематический план образовательной деятельности по формированию и совершенствованию лексико-грамматического строя
Перспективный тематический план образовательной деятельности по развитию и совершенствованию связной речи
№ недели | Лексическая тема | Содержание | Кол-во занятий |
Сентябрь | |||
3 | Фрукты | Составление рассказа-описания о фруктах по предложенному плану. | 1 |
4 | Овощи | Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов. Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану. | 1 |
Октябрь | |||
1 | Грибы | Знакомство с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка). Составление рассказа по картинке "Где ёжик сушил грибы?" (с использованием предлогов на, в, под. | 1 |
2 | Ягоды | Составление рассказов-описаний о ягодах по предложенному плану. | 1 |
3 | Деревья | Упражнять в конструировании предложений по опорным словам. Упражнение в согласовании слов в предложении. | 1 |
4 | Осень | Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Составление рассказов-описаний по предложенному плану. Составление рассказа-сравнения осени и лета. | 1 |
Ноябрь | |||
1 | Игрушки | Учить детей отвечать полным предложением. Составление рассказа "Как дети играли с игрушками" (с опорой на картинки). Составление рассказа по представлению "Как я играю с любимой игрушкой". Составление рассказа об игрушках по предложенному плану. | 1 |
2 | Продукты питания | Составление рассказа (рецепта) о приготовлении горохового супа, блинов, компота. | 1 |
3 | Посуда | Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко). Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану. | 1 |
4 | Мебель | Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 |
5 | Человек. Семья | Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений с союзом чтобы. Составление рассказа о маме (папе) по предложенному плану. | 1 |
Декабрь | |||
1 | Зима. Зимние забавы | Составление рассказов-описаний по предложенному плану. Составление рассказа с опорой на предметные картинки. | 1 |
2 | Зимние виды спорта | Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением. Пересказ с опорой на предметные картинки. | 1 |
3 | Зимующие птицы | Составление рассказа по серии картинок | 1 |
4 | Новогодний праздник | Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. | 1 |
Январь | |||
2 | Устное народное творчество | Пересказ литературного текста (сказки) с опорой на предметные картинки. | 1 |
3 | Одежда | Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану. | 1 |
4 | Обувь | Знакомство с многозначным словом (язычок). Составление рассказа о различных видах обуви по предложенному наглядному плану. | 1 |
Февраль | |||
1 | Наш город | Составление рассказа по серии картинок. | 1 |
2 | Транспорт | Дополнить рассказ нужными словами, пересказ (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 |
3 | ПДД | Пересказ сказки с опорой на предметные картинки "Как Колобок свою сестрицу догонял". | 1 |
4 | Защитники Отечества | Выучить стихотворение. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Ответь на вопросы»). | 1 |
Март | |||
1 | Перелетные птицы | Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»). Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ. | 1 |
2 | Весна. Мамин праздник | Выучить стихотворение. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Нелепицы»). | 1 |
3 | Домашние птицы | Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки. Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 |
4 | Дикие животные | Учить составлять предложения с противительным союзом а (упражнение «Нелепицы»). | 1 |
5 | Домашние животные | Составление рассказа по предложенному плану (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 |
Апрель | |||
1 | Зоопарк | Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Четвёртый лишний», «Нелепицы»). Составление сравнительных рассказов по образцу и с опорой на схему (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 |
2 | Космос | Составление рассказа по предложенному плану. | 1 |
3 | Профессии. Инструменты | Учить составлять сложноподчинённые предложения, сложносочинённые (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Закончи предложения»). Составление рассказа по серии картинок. | 1 |
4 | Школьные принадлежности | Учить составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»). Составление рассказа по серии картинок. | 1 |
Май | |||
1 | День Победы | Закреплять навык составления рассказа по картине. | 1 |
2 | Рыбы | Составление предложений с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»). Составление рассказа по предложенному наглядному плану. | 1 |
3 | Цветы | Продолжать формировать навыки согласования слов в предложении (упражнение «Букет для мамы»). Продолжать учить составлять предложения с предлогами (упражнение «Путешествие пчёлы»). Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану. | 1 |
4 | Насекомые | Пересказ сказки «Муха-Цокотуха» (с опорой на сюжетную картинку). | 1 |
5 | Лето | Закреплять навык составления рассказа по картине. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный, календарно - тематический план работы на учебный год во второй младшей - средней группе
Поможет при написании перспективного плана....
Учебный план на 2023-2024 гг
План...
ГОДОВОЙ ПЛАН НА 2023-2024 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН НА 2023-2024 учебный год...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Перспективное календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда А.Л. Шватченко в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белочка» на 2023-2024 учебный год
Перспективное календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда А.Л. Шватченко в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белочка&raqu...
Календарно-тематический план на 2023 -2024 уч. год. Группа компенсирующего вида - ТНР (старшая и подготовительная группы)
Календарно-тематический план на 2023 -2024 уч. год. Группа компенсирующего вида - ТНР (старшая и подготовительная группы)...
Перспективный план на 2023-2024 учебный год
Виды совместной деятельности взрослого и ребенка, форма организации деятельности по образовательным областям...