Куклотерапия
творческая работа учащихся по коррекционной педагогике (старшая группа)
Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний с помощью кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_1.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Надпись на фоновом слайде: (СЛАЙД №1)
Под тихую мелодию входит конкурсант и зачитывает текст:
Ещё мазок неяркой краски,
И словно оживает взгляд.
Я окунаюсь в омут сказки
На сорок долгих лет назад…
Туда, где девочкой беспечной
Играла в прятки и в лапту,
Жизнь представляла бесконечной,
Наивно верила в мечту,
Играла в матери и дочки,
Укрывшись где-нибудь в саду,
Для куклы штопала носочки,
Из трав «варила» ей еду.
И вот теперь вернулась в детство,
Увидев куклу пред собой.
Потише, не стучи так, сердце!
Дай насладиться тишиной.
Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги!
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я столкнулась с тем, что они не умеют выражать свои мысли, но при этом многие из них умеют хорошо рисовать и лепить. Когда ребенок находится в своем творческом пространстве, он получает возможность для самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональных и поведенческих сферах.
У меня встал вопрос, какие же методы и приемы арт-терапии можно взять для использования в групповой работе с детьми с ОВЗ. Изучая этот вопрос, открыла для себя такой метод как куклотерапия.
Сейчас я приглашаю вас, уважаемые коллеги и члены жюри на практике познакомиться с методом куклотерапии. Для этого мне необходимо 3 человека.
Коллеги, на столе представлены части куклы: голова, каркас куклы, руки, одежда, косметика, нитки, ножницы, термопистолет. Напоминаю вам о соблюдении мер безопасности при работе с острыми предметами и термопистолетом. Ваша задача собрать все части куклы, одеть ее и с помощью косметики вдохнуть в нее жизнь. Как закончите работу, мне сообщите.
На экране высвечивается слайд со следующим текстом (выделен ниже заливкой) (СЛАЙД №2):
Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний с помощью кукол.
Куклотерапия выполняет следующие задачи: развивает мелкую моторику рук, координацию движений; формирует способы выражения своих эмоций, чувств, различных состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может или не позволяет себе проявлять в обычной жизни.
Конкурсант во время демонстрации второго слайда, не останавливаясь, продолжает читать:
Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются моторной неловкостью, эмоциональной неразвитостью, низкой познавательной активностью и значительно сниженной способностью к подражательной деятельности. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуются посредники. В моей работе такими посредниками стали куклы. Причем, нужно особо отметить, что работа с шаблонными заводскими куклами к которым дети привыкли уже вне стен детского сада не давали ожидаемого результата. Мы стали активно изготавливать различных кукол своими руками.
С помощью таких кукол дети приобретают психологическую защиту, они учатся действовать от имени куклы. Общение с куклой способствует формированию личности ребёнка и расширяет его возможности взаимодействия с окружающим миром. От имени куклы дети учатся задавать вопросы и отвечать на них. Особенно важен этот момент для аутичных детей. Благодаря куклотерапии в группе создается особая «терапевтическая» среда, которая стимулирует развитие личностей детей с ограниченными возможностями здоровья, и мы ведем работу по развитию связной речи, эмоциональной и моторной адекватности детей, улучшению качества коммуникации. У детей развивается пространственная ориентация, формируются нравственно-этические навыки, преодолеваются поведенческие проблемы.
У нас в детском саду были созданы и активно используются такие виды кукол как (перечислить именно те виды кукол, которые есть у нас в ДОУ и будут представлены ниже на слайдах):
- пальчиковые куклы;
- перчаточные куклы;
- куклы-марионетки из втулок;
- мягкие набивные куклы, выполненные в капроновой технике;
- народные тряпичные куклы;
- плоскостные куклы из фетра.
На экране высвечиваются слайды с фото самодельных кукол
Конкурсант во время демонстрации слайдов, не останавливаясь, продолжает читать:
Детям с ОВЗ очень тяжело взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, которых они не знают, поэтому на начальном этапе, чтобы наладить контакт с таким ребенком мною была предложена мягкая капроновая кукла. Постепенно мы с детьми начали развивать некий маленький сюжет (давай оденем куклу, покормим ее, поговорим с ней, спросим, как у нее дела).
Воспитанники, которые поначалу просто не могли играть с другими детьми, а предпочитали играть в одиночку становятся более контактными, постепенно начинают вливаться в сюжетно ролевые игры с детьми и взрослыми, начинают больше общаться.
Куклы становятся незаменимыми помощниками в воспитании детей с ОВЗ. Поучительные слова, которые могут быть высказанные примитивно не к самому ребенку, а кукле, воспринимаются детьми без негатива. Прибегая к помощи кукол можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности, которые могут возникать в общении, различные конфликты, страхи и тревоги детей. По ходу такой игры детям можно показать правильную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, куклотерапия может объединять интересы ребенка и определенные коррекционные задачи педагога, может дать возможность для самого легкого и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или профилактики.
Кукла готова: у нее есть одежда, внешний облик, но нет имени… Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, назвать куклу. С этим именем она будет жить в нашем детском саду. Имя есть… А теперь необходимо придумать историю, которую кукла хотела рассказать о себе. Начать можно словами «Жила была ИМЯ…».
Мы куклы. Берите и в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите
И, может теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то однажды взгрустнётся,
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется.
Нас не обижайте, в нас спрятана сказка…
На экране высвечивается финальный слайд «Благодарю за внимание»
(поблагодарить всех за участие в ее изготовлении и проговорить, что эта кукла с сегодняшнего дня будет постоянным жителем группы компенсирующей направленности детского сада №40).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников
Цикл развивающей деятельности психолога с детьми «Куклотерапия», к...
План - конспект родительского собрания.Тема:"Домашняя куклотерапия при общении с детьми"
Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про¬ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При¬чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам проце...
Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...
«Встреча в театре поучительных сказок» - куклотерапия и сказкотерапия как средство формирования привычки к здоровому образу жизни
В данном пособии представлены авторские сказки, с помощью которых формируется привычка к здоровому образу жизни и к каждой сказке изготовлены куклы. Данное пособие будет по...
метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Куклотерапия в работе с детьми ОНР
Педагогическая технология в ДОУ в логопедической группе с куклами-марионетками....
Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии к...