Игры для детей с нарушением зрения
картотека по коррекционной педагогике

Игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.docx431.59 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

«Курочка»

Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики рук в ходе игрового упражнения «Курочка»

Материал: игрушка курочка с кармашками, киндер коробочки с различными наполнениями.

Ход игры: рассмотреть курочку, у которой много яичек. Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри, используя стихотворение:

Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка!

Дай ты мне яичко,

Умница моя!

«Бусы»

Цель: развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения в ходе игрового упражнения «Бусы»

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

«Цветочная поляна»

Цель: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания в ходе игрового упражнения «Цветочная поляна»

Материал: полянка с нашитыми пуговицами, цветы из фетра разного цвета.

Ход игры: предложить детям посадить цветы на полянке. Можно придумать разные варианты цветов, украсить насекомыми.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

«Угадай животных»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы в ходе игрового упражнения «Угадай животных»

Материал: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие и домашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних).

Ход игры: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их.

2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное.

3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки.

«Найди такой же»

Цель: коррекция развития восприятия формы в ходе игрового упражнения «Найди такой же»

Материал: пять больших кругов, пять маленьких кругов.

Ход работы: взрослый показывает все круги ребенку и делает акцент на том, что они разные. Сперва показываете большие круги по одному, затем маленькие и говорит при этом - «Это круги большие, а это маленькие».  

После демонстрации большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую. Затем взрослый прикладывает два маленьких круга друг к другу, подчеркивая, что они одинаковые. Далее взрослый показывает круг, например большой, и спрашивает у ребенка, куда положим этот круг? И предлагает ребенку разложить оставшиеся круги. Ребенок раскладывает круги. Как варианты усложнения можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

«Цилиндры»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы в ходе игрового упражнения «Цилиндры»

Материал: цилиндры.

Ход игры: Используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

«Зайчик и собачка едут на машине» 

Цель: формирование умения определять различные направления пространства в процессе передвижения в ходе игрового упражнения «Зайчик и собачка едут на машине»

Материал: крупные игрушки: грузовая машина, зайчик, собачка.

Ход игры: 1. Грузовая машина стоит в гараже (заранее построенном из строительного материала). Педагог выкатывает машину, говорит детям: “Зайчик и собачка решили покататься на машине. Посадите их в машину. Чтобы они не заблудились, ты, Саша, будешь говорить, в какую сторону от гаража они едут. (Ребенок производит действия с машиной. Педагог помогает ему выбрать правильное направление, придерживаться его). Педагог задает ребенку вопрос: “В каком направлении от гаража едет машина?” и т. д.

2. Педагог говорит: “Зайчик и собачка покатались на машине. Теперь они хотят погулять. Погуляйте с ними по группе. Чтобы им было интересно, рассказывайте, в какую сторону вы идете”.

Примечание. Игра проводится неоднократно в различных вариантах, с различными игрушками до техпор, пока дети не усвоят дифференцировку направлений пространства при передвижении (в зависимости от точки отсчета).

 «Сухой бассейн»

Цель: формирование умения классифицировать по различным признакам в ходе игрового упражнения «Сухой бассейн»

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.). 

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет и описывает его, затем угадывает, какой это предмет.

«Логокуб»

Цель: развитие познавательных, сенсорных представлений развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления (развитие анализа и синтеза) в ходе игрового упражнения «Логокуб»

Материал: куб, у которого грани разного цвета, картинки с изображением предметов разной формы и цвета.

Ход игры: педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов того же цвета, что и грани.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

«Геометрик»

Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти в ходе игрового упражнения «Геометрик»

Материал: доска с гвоздями, резинки.

Ход игры: сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.

«Опиши по памяти»

Цель: развивать зрительную память у ребёнка в ходе игрового упражнения «Опиши по памяти»

Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т.д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕЧЬ

«Найди игрушки»

Цель: формирование умения детей ориентироваться и идти в заданных направлениях, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами в ходе игрового упражнения «Найди игрушки»

Материал: крупные игрушки. (3—5 и больше).

Ход игры: педагог говорит ребенку: “Сегодня ты поучишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты, Рассмотри внимательно игрушки. (Педагог помогает ребенку обследовать игрушки с помощью зрения и осязания). “Закрой глаза, я спрячу игрушки” (педагог прячет игрушки). “Открой глаза. Чтобы найти игрушки, надо внимательно слушать, куда, в каком направлении идти. Иди, куда я скажу: Иди вперед до шкафа. Поверни направо. Иди до стола. ...и т. д.” Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (например, в шкафу, под стулом и т. д.). Игра заканчивается, когда ребенок находит все игрушки.

Примечание. Игра проводится неоднократно с изменением положения ребенка в пространстве (с различными поворотами: на 90° и 180°, с увеличением числа игрушек, с увеличением направлений пространства, в которых ребенок действует). По такому же типу проводятся игры: “Кукла идет в гости к Зайке”, “Путешествие по группе”, “Найди игрушку на участке” и т. д.

«Путь до кабинета врача»

Цель: формирование умения детей ориентироваться и идти в заданных направлениях, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами в ходе ирового упражнения «Путь до кабинета врача»

Ход игры: дети вместе с педагогом неоднократно проходят путь до кабинета, проговаривая направления, в которых они движутся. Педагог помогает детям правильно словесно их обозначить. После того, как дети научатся самостоятельно ориентироваться и обозначать в речи различные направления своего движения, педагог дает им задание рассказать по памяти, как они шли до кабинета врача. Упражнения “Путь до кабинета логопеда”, “Путь до музыкального зала” и т. д, проводятся так же.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

«Подбери пару по цвету»

Цель: развитие взаимоотношений друг с другом, обучение работы в команде, развития  внимания,  зрительной  памяти,  обучение  или  закрепления  навыка различения цветов в ходе игрового упражнения «Подбери пару по цвету»

Материал:  5-6  предметов  (например,  кубики,  шарики  или  детали  мозаики) разного цвета  и  5-6  ленточек  или  кусочков ткани  таких же  цветов  в  пару  к каждому  предмету.  Можно  использовать  самые  разные  пары  одинакового цвета.  Например,  вырезанные  из  картона  круги  и  ниточки,  подобранные  к кругам по цвету. Ход игры: Разложите выбранные предметы и попросите ребенка подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному - красную, к жёлтому - жёлтую и так далее). Потом попросите ребенка отвернуться и переложите все пары неправильно. Ребенку надо найти все ошибки и исправить их. В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно с группой детей. Дети делятся на команды, и устраивается соревнование, какая команда быстрее подберет пары.

«Я могу»

Цель: укрепление у детей уверенность в своих силах, повышение самооценки в ходе игрового упражнения «Я могу»

Ход игры: воспитатель  предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

«Настроение»

Цель: выявление эмоционального неблагополучия в группе, снятие тревожности посредством вербализации состояния в ходе игрового упражнения «Настроение»

Ход игры: участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Пожалей котёнка»

Цель: способствовать развитию проявления эмоций в процессе игрового упражнения «Пожалей котенка»

Оборудование: игрушка котёнка

Ход игры: появление игрового персонажа Котёнка, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические игры для детей с нарушениями зрения

Данная картотека логических игр создана с использованием различных книжных источников. Задачи сформулированы с учетом развития различных зрительных способностей. Данные игры можно использовать как с д...

Подвижные игры для детей с нарушениями зрения

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огром­ное значение  в развитии  сохранных функ­ций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать...

"Значение игры, для детей с нарушением зрения"

"Учитывая, что дети с патологией зрения не склонны к длительным играм, необходимо их заранее готовить к ролевой игре; путем предварительного обыгрывания игрушек и других принадлежностей  будущей ...

Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"

В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения....

Игры на асфальте (сезонные игры для детей с нарушением зрения)

В практике разработаны игры с использованием рисунков на асфальте, или, короче игры на асфальте, которые являются одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их двигател...

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения».

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения»....