Основные признаки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике

Гилева Ольга Петровна

     Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.

     Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями ребенка, требует психолого-педагогической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье ребенка с психофизическим нарушением.

     Данный тип семьи рассматривается как среда, в которой растет и развивается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, которая может помогать или препятствовать его адаптации и социализации. Важно учитывать факт взаимовлияния членов любой семьи друг на друга. Если меняется один человек, то все остальные также претерпевают изменения, в свою очередь, обратно влияя на первого.

     Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны стать «параспециалистами», овладев специфическими приемами взаимодействия с ребенком, а также приемами коррекции и компенсации недостатков его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_s_ovz2.docx192.01 КБ

Предварительный просмотр:

Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.

     Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями ребенка, требует психолого-педагогической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье ребенка с психофизическим нарушением.

     Данный тип семьи рассматривается как среда, в которой растет и развивается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, которая может помогать или препятствовать его адаптации и социализации. Важно учитывать факт взаимовлияния членов любой семьи друг на друга. Если меняется один человек, то все остальные также претерпевают изменения, в свою очередь, обратно влияя на первого.

     Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны стать «параспециалистами», овладев специфическими приемами взаимодействия с ребенком, а также приемами коррекции и компенсации недостатков его развития.

http://player.myshared.ru/468516/data/images/img144.png

Основные признаки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Члены семьи испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку вследствие различных трудностей: напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка, растерянность из-за полной беспомощности больного ребенка, замешательство, вызванное непредсказуемостью поведения ребенка.
  •  Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность, появляются значительные расхождения между идеальным и реальным образами сына или дочери.
  • Наличие частых психотравмирующих ситуаций, связанных с состоянием здоровья ребенка, получением образования, социальными проблемами и т.д.
  • Высокая эмоциональная ранимость родителей.
  • Склонность родителей фиксироваться на травмирующих переживаниях.
  • Трудности в удовлетворении ряда потребностей (потребность в общении, в продолжении рода, проблемы в продолжении карьеры и др.).
  • Нарастание неудовлетворенности членов семьи семейной жизнью: поведение ребенка с нарушением в развитии, особенности его личности во многом противоречат социальным ожиданиям других членов семьи, поэтому эмоциональная реакция на поведение особенности личности члена семьи – возмущение, раздражение, горечь. Может развиваться состояние глобальной семейной неудовлетворенности.

Основными факторами, стимулирующими эту неудовлетворенность, являются: ощущение вины за болезнь, поведение ребенка, длительность болезни, степень нарушения обыденной жизни семьи, снижение социального статуса семьи.

  • Нарушение семейных отношений как детско-родительских, так и супружеских, возникают проблемы в сохранении семьи.
  • Снижение социального статуса семьи в целом и ее отдельных членов семьи. Имеет место повышенная чувствительность к реакции социального окружения на их проблему: то, что в семье есть ребенок с нарушением, ощущается как «позор», и это делает такую семью весьма чувствительной, мнительной, по отношению к окружающим, а это, в свою очередь, поддерживает ощущения «отверженности» и «позора». Особенно острой данная проблема является по отношению к детям школьного возраста: они могут быть объектом насмешек, возникают сложности в общении со сверстниками.
  • Феномен «сопровождающего заболевания»: ряд родителей могут иметь нервно-психические расстройства, которые менее заметны на фоне основного заболевания ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

    На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В ...

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов

Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором  успешной социализации и адаптац...

Основные проблемы взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности, не составляют исключение и семьи, имеющие детей, с ограниченными возможностями здоровья...