Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

Альмухаметова Гульнара Валиевна

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_razvitiya_melkoy_6_motoriki_u_detey_2017_dmo.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игры и упражнения

для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения»

учитель – дефектолог

Альмухаметова Г.В.

      У детей с нарушением зрения наблюдается общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки. Для  учителя – дефектолога  и воспитателей, работающих с такими детьми, имеет значение развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук. Развивать моторику можно с помощью пальчиковой гимнастики, включающие пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира - животных, людей, явление природы и пальчиковые инсценировки сказок и потешек. Моторные упражнения для пальцев и кистей рук с различными предметами (застегивание пуговиц, различного вида шнуровки, упражнения с мозаикой, наматывание клубков (нитки различной фактуры) и т. п.), особенно важно использовать в работе с детьми с амблиопией и косоглазием для выработки у них зрительно – перцептивного контроля. Чтобы увлекательно и занимательно проходило занятие по развитию мелкой моторики предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вырабатывают ловкость, гибкость, подвижность кистей рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

Массаж рук - цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движения пальцев рук.

Оборудование: Массажные резиновые мячики с шипами

Ход работы: Педагог предлагает ребенку покатать мячик между ладонями Покатать мячик по столу (правой потом левой рукой) Ритмичные сжимания и разжимания пальцами рук. Ритмичное поглаживание каждого пальчика, сжимание и разжимание кулачков.

Волшебный карандашик

Цель: Формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев, кистей рук. Развитие внимание и слухо-моторной координации.

Оборудование: Карандаш с граненой поверхностью

Ход работы: Педагог предлагает ребенку взять карандаш

- Возьми волшебный карандашик, зажми его между ладошками и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашиком возле правого уха, теперь возле левого уха. Что ты, слышишь? Затем педагог предлагает покатать карандашик по внешней стороне кисти руки, потом по внутренней стороне кисти рук.

Золушка

Цель: Развитие мелкой моторики, учить поочередно, действовать правой и левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев. Контейнеры с широким дном 2-4 шт, крупа (манка, гречка, фасоль, ракушка, горох), бусинки, тарелочки

Ход работы: Педагог предлагает вспомнить сказку Ш. Перро « Золушка»

- Ты, помнишь, как злая мачеха заставляла Золушку перебирать крупу, которую она смешала? Золушка очень устала, давай ей поможем? Нужно смешанную крупу разобрать по тарелочкам.… И тогда она точно успеет на бал! Игру можно усложнить, предложив сортировать крупу по схеме.

Сокровища гномов:

Цель: Развитие мелкой моторики, учить поочередно, действовать правой и левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев.

Контейнер с песком и с широким дном, бусины, нить.

Ход работы: Педагог предлагает вспомнить сказку Б. Гримм « Белоснежка и семь гномов»

- Чем гномы занимались? (искали сокровища) Где они работали? ( в подземелье, пещере). Давай поможем гномикам? Вот в этом песке закопаны сокровища – бусинки их надо найти и нанизать на нитку.

Игру можно усложнить, закопав в песке бусины разного размера, фактуры, цвета или предложить нанизать на нитку по схеме. Также можно искать бусины в крупе, горохе, фасоли и т. п.

 Шариковые ванны:

Цель: Развить мелкую моторику, тактильные ощущения

Оборудование: большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками

Ход работы: Играя шариками и перебирая их руками, дети получают новые тактильные ощущения. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размеров.

Выгладим платочек

Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учить прикладывать силу в движениях. Формировать навыки зрительного контроля и слаженности в движениях рук.

Оборудование: фольга

Ход работы:

Взрослый предлагает ребенку помощь Золушке постирать или погладить платочек. Ребенок сначала мнет лист фольги, а потом скомканный платочек разглаживает пальцами двух рук. Необходимо особо обратить внимание на качество выполнения работы: «платочек должен быть выглажен, без складочки, ни один край не должен быть загнутым».

  Игры на развитие мелкой моторики, т.е. пальцев и кистей рук, с использованием приёмов плетения широких и узких пластиковых полосок.

Игры с пуговицами

 Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Рисование по крупе.

 На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

Игры с прищепками, игры – шнуровки, аппликации.

 Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова.

Игры рекомендую проводить с постепенным усложнением, можно даже с закрытыми глазами.

Дидактические игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, что способствует всестороннему развитию. Данный материал интересен не только для детей с нарушением зрения, но и в общеразвивающи х группах детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Игры с песком как способ развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!К. Д. Ушинский...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Дидактические  игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, что способствует всестороннему развитию. Данный материал интересен не только для детей...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Дидактические  игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, что способствует всестороннему развитию. Данный материал интересен не только для детей...