Логопедические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия в головном мозге
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Задворных Юлия Дмитриевна

В публикации представлены эффективные логопедические игры, которые прошли апробацию на практике с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие левого и правого полушария головного мозга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolush._vzaim.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия в головном мозге

В публикации представлены эффективные логопедические игры, которые прошли апробацию на практике с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие левого и правого полушария головного мозга.

Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

Развитие пространственных представлений проводится в пять  этапов:

1) Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела. Отрабатываются понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше;

1.«Мое тело» педагог показывает на ребенке части тела (туловище, голова, руки, ноги) и называет их. Выясняется, где у человека на туловище находится голова (вверху), ноги (внизу), руки (по бокам - справа и слева).

2.«Покажи правильно» Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела. Выполнение по словесной инструкции. Ребенку предлагается показать правые и левые части тела: правый глаз, правое ухо, левую щеку, правую руку, левую ногу и т.д.

Для обеспечения большей наглядности можно повязать на правую руку ребенка браслет ил ленточку.
3. Игра «Где тепло» - тепло правой руке, ребенок показывает свою правую руку, тепло правой ноге и т .д.

4. Игра «Массажист» -  массаж мочки уха, потом всю ушную раковину. В конце упражнения растирать все ушко пальчиками рук.

2) Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу;

1. Игра «Перекрестные движения».  Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой  и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ного Кивание головой.

2. «Дышите глубоко». Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.

3.  «Горизонтальная (ленивая) восьмерка». Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой,  потом другой, а потом двумя руками вместе.

4. «Симметричные рисунки». Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

5. «Обезьяна на лиане». Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.

6. «Поза скручивания». Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.

7. «Упражнения на балансирующей доске Баламетрикс». Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру. Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Ребенку приходится не сидеть и раскачиваться, а, наоборот, балансируя в положении стоя, выполнять различные упражнения.

8. «Робот» - ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т. п.

9. «Кладоискатели» - ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может быть любой предмет, соответствующий теме занятия.

3) Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;

1. «Мазазин» - просим детей положить тетрадь на середину стола, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т. д.

2. «По порядку» - предлагаем детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.

3. Письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;

4) Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.

1. «Делай как я» - дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например, правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу.

2. «Ухо-нос» - одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

3. «Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки - 6-8 раз.

5) Работа за столом

1. Рисование фигур, дорожек, лабиринтов.

2. Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

3. Раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия в головном мозге

В публикации представлены эффективные логопедические игры, которые прошли апробацию на практике с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие левого и правого полушария головного мо...

Психологическое сопровождение детей группы компенсирующей направленности по развитию межполушарного взаимодействия и мелкой моторики

Сформированность  навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой ...

Упражнения направленные на развитие межполушарного взаимодействия у старших дошкольников

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга ...

«Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Гимнастика для мозга»

Проблема речевого развития дошкольников  в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного  развития, дошкольники с трудо...

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Гимнастика для мозга»

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон...

Игры(упражнения) для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольников

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. Лево...

Автомтизация звуков посредством применения игр направленных на развитие межполушарного взаимодействия

Использование игр направленных на развитие межполушарного взаимодействия, в работе по автоматизации звуков у детей с ТНР, позволяет вызвать у детей интерес к занятиям и в процессе игры автоматизироват...