РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мельникова Нина Сергеевна

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы помогут ребенку научиться освобождаться от неготивных эмоций, помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-na-razvitie-e-v-sfery-doshk.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение. Для всех игр (особенно тех, в которых принимают участие двое и больше детей) необходимо участие взрослого — он будет следить за эмоциональным состоянием детей.

Анализ методической литературы по проблеме развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, позволил нам составить картотеку игр.

Все игры интересные, увлекательные, эффективные, занимательные, но мы остановимся на некоторых из них.

Игра «Театр»

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Задание:

Ребенок изображает с помощью мимики какое –то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.

Игра-загадка «Маски»

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

Задание:

На одного ребенка родитель (педагог) надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска). Другой родитель рассказывает об особенностях положения бровей, рта, глаз.

Игра «Угадай эмоцию на ощупь»

Цель: развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.

Задание:Педагог (родитель) дает сигнал: «Радость –замри». Дети (ребенок) изображают радость на лице, осторожно трогают своими пальчиками брови, рот, глазки.

Игра «Мимическая гимнастика»

Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.

Задания на карточках:

- улыбнуться, как веселый Буратино.

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

- рассердиться, как злой волк.

- погрустить, как Маша.

Игра «Нехочуха»

Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.

Я сегодня рано встал,
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает,
Умываться заставляет!
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
— Не бери, поставь, нельзя!
Я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу!
Тут из спальни папа вышел:
— Почему такой скандал?
Отчего, ребенок милый,
Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу!
Папа слушал и молчал,
А потом он так сказал:
— Будем вместе топотать,
И стучать, и кричать.
С папой мы поколотили, и еще поколотили...
Так устали! Прекратили...

Потянулись
Снова потянулись
Показали руками
Умываемся
Опустили голову, надулись
Вытираем «слезы»
Топаем ногой
Погрозили пальцем
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Ходим медленно, широкими шагами
Удивленно разводим руками
Обращаемся к другим детям
Опять разводим руками
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям




Топаем ногами, колотим руками по коленям
Шумно выдохнули, остановились

Если игра переходит в кривлянье и баловство — нужно ее прекратить. Важно объяснить ребенку, что это была игра — мы пошалили, а теперь пора снова стать обычными детьми и заняться другими делами.

Игра «Лото настроений»

Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.).

Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

Игра «Цветочек и солнышко» \

Эта игранаправлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Ведущий начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.

Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его.

Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками.

Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся

под ласковыми лучами солнца.

У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку.

Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки.

Вслед за листочком на ростке появился бутон

и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок.

Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны.

Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем.

Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу.

Игра "Пиктограммы"

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый илидобрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны

перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и,не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Игра "Как ты себя сегодня чувствуешь?"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

Игра "Классификация чувств"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил?

Игра"Зеркало"

Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

Игра "Рассматривание картинки"

Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различных настроений.

Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".

1. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию

(например: "слон" и "радость"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

2. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой - названия эмоций.

1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

Список литературы

1. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: 2. Издательство ГНОМ и Д, 2021 г.

3. Хухлаева О. В. «Лесенка радости».- М.: Издательство «Совершенство»,1998г.

4. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...

Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....

"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...

Конспект по развитию эмоциональной-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна гномов»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель:·...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

Буклет на тему: "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры".(Консультация родителей и педагогов по теме самообразования).

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоционально...